Прозрачность — это удобно
10.09.2020 10:57
Из чего складывается качество медицинских услуг
Илья Ростовцев
Здоровье для каждого из нас всегда в приоритете. Но как найти грамотного врача, способного оказать качественную медпомощь?

Какая клиника может гарантировать безопасность?

В государственных медучреждениях за качество отвечает государство, а кто несёт ответственность за качество и безопасность в клиниках частных? На эту тему мы беседуем с с главврачом Первого клинического и стоматологического отделений АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) Ириной Ерилиной.

Держите планку
Ирина Евгеньевна, решили с этими вопросами обратиться к опыту вашей клиники, которая аккредитована по национальным и международным стандартам качества медицинской помощи, а по признанию Росздравнадзора, является лидером по качеству и безопасности медицинской помощи среди медорганизаций РФ.
— Обеспечение безопасности и высокого качества медицинской помощи всегда рассматривались медицинским сообществом как приоритетные задачи.
На сегодня существует более 800 определений качества. Медицинская помощь высокого качества — это помощь, которая приводит к улучшению или восстановлению качества жизни, а также к увеличению ее продолжительности. Это и взаимодействие врача и пациента, и лицензирование медицинской деятельности, и аккредитация и сертификация кадров, и сертификация оборудования и медицинской техники, медикаментов, и обеспечение надлежащих условий для пребывания пациентов и сотрудников в здании клиники, и многое другое.

Не секрет, что развитие техники, появление новых методик в области профилактики, диагностики и лечения диктуют необходимость постоянного повышения квалификации врачей. Так вот, в клинике каждые полгода на Совете по обучению рассматриваются и утверждаются планы сертификационного, индивидуального и корпоративного обучения. Кроме этого, ежегодно проводится процедура аттестации всего персонала для гарантии неизменного соответствия занимаемой должности.
И это только малая часть огромного айсберга под названием «Система управления качеством и безопасностью медицинской помощи».
— К чему обязывает международная аккредитация и какие в этом плюсы для пациентов?
— Для пациентов это гарантия того, что медицинская помощь соответствует самым высоким международным стандартам, что лечение будет проведено в безопасных условиях и с использованием доказано эффективных методик. В этих стандартах продумано практически всё. Например, насколько комфортно и безопасно пациент будет чувствовать себя в клинике: есть ли специальная подъёмная платформа для пациентов на коляске, установлены ли в лифтах специальные поручни, дополнены ли кнопки вызова цифрами Брайля.

Аккредитация JCI проходит каждые 3 года, и каждая последующая проверка проводится строже, чем предыдущая. Стандарты постоянно совершенствуются, требования повышаются, и это обязывает держать высокую планку, следить за мировыми тенденциями, внедрять лучшие методики, использовать только современное оборудование, повышать свой профессиональный уровень.

Хочу отметить, что национальные стандарты, разработанные Росздравнадзором, в чем-то даже строже требований комиссии JCI.
— Как работа по национальным и международным стандартам помогла врачам в период пандемии CОVID-19?
— Требования инфекционной безопасности должны соблюдаться в любой клинике всегда, будь то обработка рук перед осмотром пациента или проведением манипуляции, использование средств индивидуальной защиты, правильная утилизация клиникой медицинских отходов или тщательная стерилизация инструментов.

Например, в нашей клинике, в соответствии с требованиями стандартов JCI, на всех этажах расположены диспенсеры с дезинфицирующими растворами для дезинфекции рук, отработан чёткий алгоритм проведения дезинфекционных мероприятий. Персонал дисциплинирован, обучен и готов к действиям в сложных ситуациях.

Поэтому мы быстро смогли организовать процессы с учётом стратегии борьбы с CОVID-19: это и гигиена рук, и «респираторный этикет», и социальное дистанцирование, термометрия, организация фильтр-бокса.
Контроль до и после
— Как можно гарантировать качество лечения?
— Качество лечения гарантирует строгое и чёткое соблюдение протоколов. Протоколы лечения — это алгоритм обязательных диагностических и лечебных действий врача при различных заболеваниях на определенном этапе медицинской помощи. Чёткое соблюдение медицинских технологий и правильность их проведения как раз и обеспечивают качественную медицинскую помощь.
— А как организован контроль за безопасностью у стоматологов?
— Достоверно известно, что 30% всех стоматологических пациентов относятся к группе анестезиологического риска, т. е. имеют сопутствующие заболевания. И игнорировать этот факт нельзя, именно поэтому все пациенты, обращающиеся в стоматологическое отделение АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), проходят доврачебное анкетирование о состоянии здоровья.

Перед любым вмешательством, будь то лечение кариеса, удаление зуба, имплантация и т. д., надо информировать пациента о возможных методах решения его проблемы, их эффективности и возможных осложнениях, например проводить идентификацию пациента и соблюдать протокол тайм-аута перед хирургическими вмешательствами. Всё это гарантирует качество оказываемой помощи. У нас, например, даже есть понятие «предошибка». То есть ошибки не было, но она могла произойти, если бы возможность ее возникновения вовремя не обнаружили и не предотвратили. Это очень помогает в работе и приносит удовлетворение от нее.