aif.ru counter
3270

Как отучить ребёнка грызть ногти

«АиФ. Здоровье» № 7. Ирэна Морозова: «Снимаясь в «Кармелите», я открыла миру богатую цыганскую душу» 12/02/2009

Объявляя войну вредным привычкам и требуя от ребенка соблюдения хороших манер, родители часто допускают три грубые ошибки, считает наш эксперт доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО Юрий Шевченко.

Ошибка первая: он нам хочет досадить.

Мы думаем, что ребенок грызет ногти или сосет палец нарочно, из чувства непослушания. И никак не хочет отказаться от этой привычки назло нам.

Это не так. Здесь действует глубинный механизм инстинктивного поведения. Ведь мы не учили его грызть ногти и ковырять в носу, не так ли? Нет, не учили. Значит, эта модель поведения заложена природой. Как обезьянка ухаживает за собой, очищая нос, обгрызая ногти, выдергивая свалявшиеся клочки шерсти, так и ребенок следует этому архаичному стереотипу. Причем в мозге обезьянки есть специальные механизмы, которые заставляют ее ухаживать за собой тщательно – в процессе ухода она получает удовольствие. И ребенок от своих инстинктивных архаических действий получает явно положительные эмоции. Значит, чтобы он не грыз ногти (он все-таки не обезьянка и может ухаживать за собой по-другому), надо, чтобы этот процесс не был единственным удовольствием в жизни. Ребенку, склонному совершать привычные патологические действия (так ученые называют вредные привычки), не хватает в жизни радости, защищенности и самостоятельности. А тело – это праздник, который всегда с тобой. Вот он и утешает, и развлекает себя, посасывая пальчик или монотонно раскачиваясь на стуле, не обращая внимания на то, сидит он у себя дома или на людях, в публичном месте.

Ошибка вторая: обойдемся без врача.

Мы полагаем, что с дурной привычкой ребенка справимся сами, и не идем за советом к врачу. Это неправильно. Да, такие привычки наблюдаются у детей, с которыми родители строги, которых мало ласкают и обнимают, и этим наносят детям психологическую травму. Но вредную привычку может породить и мозговая дисфункция, вызванная, например, тяжелой беременностью мамы или осложненными родами. Есть еще и третья причина – отставание в развитии. Ведь почему-то этот способ доставить себе удовольствие не заменяется другими, более зрелыми и свойственными людям? А еще бывает сочетание всех трех причин. И только врач-психоневролог может установить, какой из механизмов является первопричиной и что теперь надо делать: работать с мозгом, подключая все его компенсаторные возможности, развивать ребенка, чтобы он взрослел по возрасту, или только лишь окружить его заботой и лаской?

Ошибка третья: не умеет себя вести – придется наказать.

Если мы станем наказывать ребенка за то, что он сосет палец, ковыряет в носу, крутит волосы – за те стереотипные действия, которые доставляют ему удовольствие, мы будем его лишний раз травмировать и этим подталкивать как раз к тем действиям, с которыми боремся. Запреты не помогут. Сколько было случаев, когда суровые родители мазали пальцы ребенка горчицей. Так эти дети не только продолжали пальцы сосать, но и через какое-то время просили, чтобы им намазали горчицу: удовольствие от сосания сливалось в сознании со вкусом горчицы, и этот вкус не казался уже неприятным, наоборот, он нравился. А какой-то папа-маляр, пытаясь отучить своего ребенка сосать палец, опускал пальчик сына в краску. И добился того, что без краски ребенок уже палец не сосал, он требовал краску и в конце концов нажил себе свинцовое отравление мозга.

Строгость в борьбе с вредными привычками – не выход. Но что тогда делать?

Правильный путь таков:

  • Вместе с врачом помогите мозгу ребенка преодолеть дисфункцию, если она есть.
  • Вместе с психологом убедитесь, что ребенок развивается по возрасту.
  • Замените вредную привычку приемлемым для общества действием. Когда внутренние и внешние условия для нормального развития обеспечены, вредная привычка становится «пустой», она уже не компенсация за недостаток удовольствия. Предложите ребенку сосать не палец, а конфету, сушку, жевать жвачку… Не крутить и не выдергивать волосы, а занять руки лепкой, вязанием, собирать мозаику или пазлы, поглаживать шерстистые игрушки… И раскачиваться, сидя на стуле, он не захочет, если за день накачался на качелях, и болтать ногами не будет, если набегался, напрыгался и его потребность в ритмических движениях удовлетворена.
  • Перед сном делайте ребенку успокаивающий расслабляющий массаж: поглаживайте ему слегка спинку и что-нибудь ласково приговаривайте или напевайте.
  • Быстрого результата врачи не обещают. Если вредную привычку мы наблюдали у ребенка год, значит, теперь год придется следить, чтобы, с одной стороны, не возникли причины для появления такой привычки, а с другой – чтобы было, чем ее заменить.

Личное мнение

Леонид Серебренников, певец:

– Сам в детстве, помнится, я кусал ногти, как и многие дети. Да и сын – тоже. Ему несколько раз пригрозили намазать руки горчицей. Но… так ни разу  и не осуществили эту угрозу. Как-то эта проблема сама прошла, и довольно быстро, не превратившись в серьезную проблему.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы