aif.ru counter
22.01.2009 00:05
Валерия Коростылева
977

Кто стрелял в Маяковского?

«АиФ. Здоровье» № 4. Алла Баянова: «Умирать – дело скучное, я люблю жить!» 22/01/2009

Памяти судебно-медицинского эксперта профессора А. В. Маслова, участвовавшего в современном расследовании этого исторического факта.

Версии

Самоубийство Маяковского вызвало множество различных толков. Одной из подозреваемых стала 22-летняя актриса МХАТа Вероника Полонская. Известно, что Маяковский просил ее развестись с Яншиным и стать его женой. Именно она была последним человеком, видевшим поэта живым. Однако следствие установило, что выстрел прогремел сразу после того, как Полонская вышла из комнаты Маяковского. Значит, стрелять она не могла.

Версия, будто Маяковский не в переносном, а в прямом смысле «лег виском на дуло», не выдерживает критики. Мозг поэта сохранен по сей день и, как сообщили сотрудники Института мозга, «по внешнему осмотру не представляет сколько-нибудь существенных отклонений от нормы».

Лет 15 назад в телепередаче «До и после полуночи» известный журналист В. Молчанов высказал предположение, что на посмертной фотографии на груди Маяковского ясно видны следы двух выстрелов.

Эту гипотезу развеял другой журналист – В. Скорятин, проведший весьма скрупулезное расследование. Выстрел был один, но Скорятин считал, что в Маяковского стреляли, конкретно – начальник секретного отдела ОГПУ Агранов, с которым, кстати, поэт дружил. Спрятавшись в подсобной комнатушке и дождавшись, когда уйдет Полонская, Агранов будто бы проник в кабинет, убил поэта, оставил предсмертное письмо и черным ходом вышел на улицу. А затем уже появился на месте происшествия как чекист.

Версия занятная и почти укладывается в законы революционного времени. Впрочем, расследование журналиста неожиданно помогло экспертам. Упоминая о рубашке, бывшей на поэте в момент выстрела, он пишет: «Я осмотрел ее. И даже с помощью лупы не обнаружил следов порохового ожога. Нет на ней ничего, кроме бурого пятна крови». Значит, рубашка сохранилась!

Рубашка

Действительно, в середине 1950-х гг. Лиля Брик, у которой находилась рубашка поэта, передала ее в Государственный музей В. В. Маяковского – там реликвия хранилась в пропитанной специальным составом бумаге.

Получив разрешение на исследование, профессор А. В. Маслов показал рубашку крупному специалисту по судебно-баллистической экспертизе Э. Г. Сафронскому, который, увидев на ней отверстие, сразу поставил «диагноз»: «Входное пулевое огнестрельное повреждение, скорее всего, выстрел в упор». Эксперты договорились: специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда передавалась рубашка, для чистоты эксперимента не будут знать о ее принадлежности поэту.

Итак, исследованию подлежала рубашка бежево-розо­вого цвета из хлопчатобумажной ткани. Спинка от ворота до низа разрезана ножницами, о чем свидетельствуют уступообразные края разреза и ровные концы нитей. Экспертам из Федерального центра предстояла нелегкая работа – по следам выстрела более чем 60-летней давности установить его дистанцию. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения кресто­образной формы (они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом). Но надо было выявить ряд устойчивых признаков, свойственных огнестрельному повреждению, для чего использовался диффузно-контактный метод.

При выстреле вместе с пулей вылетает раскаленное облачко, затем пуля опережает его и улетает дальше. Если выстрел произведен с дальней дистанции, облачко не достигает объекта; с близкой – газопороховая взвесь должна осесть на рубашке. Полученные оттиски показали незначительное количество свинца в области повреждения. Благодаря диффузно-контактному методу определения сурьмы (один из компонентов капсульного состава) удалось установить обширную зону этого вещества диаметром около 10 мм вокруг повреждения с характерной для выстрела в упор топографией. Причем рисунок отложения сурьмы говорил, что дуло было прижато к рубашке под углом. А интенсивная металлизация в левой части – признак произведения выстрела справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном вниз.

Заключение экспертов

«1. Повреждение на рубашке является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.

2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и использован маломощный патрон.

3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В. В. Маяковский находился в горизонтальном положении, лежа на спине.

4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

А если инсценировка?

Можно ли так тщательно сымитировать самоубийство? Да, в экспертной практике встречаются случаи инсценировки одного-двух признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. Даже если допустить, что чекист Агранов был убийцей и нанес капли крови после выстрела, скажем, из пипетки, необходимо было достичь полного совпадения локализации капель крови и следов сурьмы. Но реакция на сурьму была открыта лишь в 1987 году! Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови стало вершиной этого исследования.

Автограф смерти

Пришлось поработать и почерковедам Федерального центра судебных экспертиз. Многие современники Маяковского сомневались в подлинности предсмертного письма поэта, написанного карандашом почти без знаков препинания: «Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля, люби меня. Моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская... Любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете. И не к чему перечень Взаимных бед И обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 14.IV.30 г.».

Из «Заключения» экспертов:

«Представленное письмо выполнено самим Маяковским в необычных условиях, наиболее вероятной причиной которых является психофизиологическое состояние, вызванное волнением».

«Ваше слово, товарищ маузер»

Из протокола следователя, подписанного врачом-экспертом, явствует, что Маяковский застрелился из «револьвера системы маузер, калибр 7,65, № 312045». У поэта было два пистолета – системы браунинг и байярд. И хотя «Красная газета» писала о выстреле из нагана, очевидец В. А. Катанян говорил о маузере, а Н. Денисовский спустя годы – о браунинге, все-таки трудно представить, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.

Сотрудники Музея В. В. Маяковского обратились в Российский федеральный центр судебных экспертиз с просьбой провести исследование пистолета браунинг № 268979, принадлежащего Маяковскому, пули и гильзы и установить, из этого ли оружия стрелял в себя поэт.

Химический анализ налета в канале ствола браунинга позволил сделать вывод, что «из оружия после последней чистки выстрел не производился». Но пуля, извлеченная когда-то из тела Маяковского, действительно «является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года». Так в чем же дело? Результаты экспериментальной стрельбы показали, что «пуля 7,65 мм патрона браунинга была выстреляна не из пистолета браунинг № 268979, а из маузера калибра 7,65 мм».

Все-таки маузер. Кто же подменил оружие? Револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен чекистом Аграновым. Уж не сам ли Агранов, к которому стекались все материалы следствия, подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского? Зачем? Маузер не был зарегистрирован за Маяковским, что могло сильно аукнуться самому Агранову. Впрочем, это из области догадок. Лучше отнесемся с уважением к последней просьбе поэта: «...пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество