Примерное время чтения: 6 минут
1764

Сладкий вкус беды. Продукты с избытком сахара пометят «чёрной меткой»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Не попасться на крючок мошенников 05/11/2020

Предлагается выделить не менее 20% лицевой стороны этикетки для информации о содержании сахара. Под прицелом все продукты, в которых более 5 г сахара на 100 г. С инициативой выступил Институт развития правового общества, его уже поддержали в Госдуме, Общественной палате и «Деловой России». Нужна ли эта «чёрная метка» и введут ли её?

Сегодня уже нет сомнений в том, что сахар способствует развитию ожирения сильнее, чем жиры. Общеизвестно, что в продуктах количество сахара, добавленного производителями, очень велико. Эту традицию советского пищепрома активно поддерживают и современные производители продуктов, подавляющее большинство которых в нашей стране являются крупными транснациональными ­корпорациями.

В итоге, по официальной статистике Роспотребнадзора, избыточная масса тела есть у 47,6% наших мужчин и у 35,6% женщин, а ожирение – у 19% мужчин и у 27,6% женщин. Но если с сахаром в СССР в основном связывали развитие кариеса и в меньшей степени ожирения, то теперь уже ясно, что «белая смерть» приводит к клубку самых распространённых и смертельных заболеваний – в их числе сахарный диабет 2-го типа, инфаркты, инсульты и другие болезни сердца и сосудов, многие виды рака. Статей об этом в мировых научных журналах тысячи, а число наблюдений за такими пациентами – десятки миллионов. 

И несмотря на это, нам запрещено знать, сколько сахара добавляют в продукты, – на этикетке информации об этом нет.

Вызывает ли сахар диабет?

Как ни странно, но некоторые эндокринологи встретили новое предложение в штыки: «От чрезмерного употребления сладкого сахарный диабет не случается, – заявили они. – Это миф. Заболевание диабетом 2-го типа, который сильно распространился в последние годы, ассоциировано напрямую с ожирением. Чрезмерное употребление кондитерских изделий, сладостей, жирных продуктов может приводить к ожирению. Злоупотреблять продуктами, содержащими много сахаров, значит рисковать массой тела и качеством зубов».

Человеку хоть немного сведущему в логике понятно, что эти рассуждения лукавы. Если сахар вызывает ожирение, а ожирение вызывает диабет, то, значит, сахар вызывает и диабет.

Но, похоже, есть и прямая связь диабета 2-го типа с сахаром, не зависящая от ожирения. Она подтверждается в последние годы в научных исследованиях. 

Сахар может непосред­ственно увеличивать риск развития диабета, независимо от наличия увеличенной массы тела, избыточного количества потребляемых калорий и низкой физической активности. Как это возможно? Всё дело во фруктозе, содержащейся в сахаре (см. инфографику). Фруктоза способствует отложению жира в печени и развитию воспаления, а это увеличивает резистентность (устойчивость) к инсулину. В результате поджелудочная железа вынуждена вырабатывать его очень много, и это приводит к самому настоящему диабету. Несколько таких исследований уже опубликовано в серьёзных журналах за рубежом, и это продолжают активно изучать.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

В стране избыток сахара

«Информация о детальном содержании сахара в продуктах была бы полезной. Но лишь в том случае, если бы это нововведение сопровождалось активной информационной кампанией, как это было на Западе, – говорит врач-психоэндокринолог, президент Российской диабетической ассоциации Михаил Богомолов. – Люди вряд ли смогут в этом разобраться самостоятельно. Мы пытались вместе с одной из торговых сетей ввести программу по предоставлению на экране смартфона детальной пищевой ценности продукта в привязке к конкретному человеку, учитывая его рост и вес. Всё это определялось бы автоматически с помощью QR-кода. Но пока всё застопорилось.

Если исходить из реалий, то не думаю, что в современных экономических условиях предложение об информировании о вредных количествах сахара на этикетке продуктов может пройти. Сейчас скопилось огромное количество сахара, ещё не распроданы запасы прошлого года. Новую продукцию промышленность готова покупать только по ценам ниже себе­стоимости. Это удешевляет продукты с большим количеством сахара, и, соответственно, если делать их без него, они будут дороже. Производители утверждают, что уменьшение сахара в продуктах и напитках приведёт к их подорожанию, снижению спроса и, следовательно, к увольнению значительной части сотрудников. В правительстве к этой позиции прислушиваются».

Почему в России не работает «светофор»?

С 2018 г. у нас в стране введена маркировка товаров по принципу «светофора». Но почему мы не видим продуктов с такими этикетками? Об этом рассказывает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин:

– В Евросоюзе такую маркировку ввели несколько лет назад, и понятно почему – из-за эпидемии ожирения. Она возникла вслед­ствие избыточного потребления сахара и насыщенных жиров. Поэтому нужно вносить информацию о количестве не только сахара, но и вредных жиров, соли и калорий. Плюс нужно регламентировать фон и цвет этой информации, чтобы она была заметной. Например, компонент, который содержится в избыточном количестве, надо помечать красным цветом – это поможет покупателям легко идентифицировать такой продукт как опасный и неполезный. О нормальном содержании должен свидетельствовать зелёный цвет, о повышенных количествах, но не запредельных, будет говорить жёлтый. Такой «свето­фор» существует в Европе и некоторых других странах. Часто говорят, что эту систему у нас тоже ввели в 2018 г. Но при этом умалчивают, что, во-первых, из объектов маркировки исключили такие продукты, как кондитерские изделия и сыры, в которых больше всего сахаров и жиров. Во-вторых, нанесение «светофора» носит рекомендательный характер, и производители могут делать такую маркировку на добровольной основе. Результат известен: продуктов со «светофором» в магазинах практически нет.

Вопрос об обязательном введении таких изменений в этикетках надо поднимать на уровне Евразийского экономического союза. Только так эти правила могут быть внесены в техрегламенты. И заниматься этим должна не Госдума, а правительство. Но боюсь, что сторонников таких новаций немного, голос диетологов у нас не слышат. Подобные инициативы были и раньше, но за 10 лет ничего не было сделано для профилактики ожирения. Производителям продуктов это невыгодно. Это покажется удивительным, но кроме стран ЕАЭС в мире осталось очень мало государств, в которых на этикетках продуктов не указывают содержание добавленного сахара, соли и насыщенных жиров. Таких стран нет в Европе, Северной Америке и практически уже нет в Южной. Подавляющее большинство стран Азии не скрывает эту информацию от потребителей. Печально, что Россия не в их числе. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы