2154

Зачем меняют название AstraZeneca? Атака на конкурента в войне вакцин

HANNIBAL HANSCHKE / Reuters

Одна из самых знаменитых вакцин против коронавирусной инфекции, правда, знаменитых больше печально, меняет свое название. Зачем и почему это делается и поможет ли такой ребрендинг усилить ее позиции?

Речь о вакцине, производимой компанией AstraZeneca и разработанной Оксфордским университетом. Её полное старое название — «Вакцина COVID-19 AstraZeneca», но в разговорной речи мы называем ее просто AstraZeneca. 

Официальное коммюнике ни о чем

Теперь же нам велено называть эту вакцину «Ваксзевриа» (Vaxzevria). «Изменение названия не влечет за собой каких-либо других изменений, но важно, чтобы специалисты по вакцинации в регионах знали об изменении, поскольку информация о продукте, маркировка и упаковка могут выглядеть иначе», — сообщает Агентство медицинских продуктов Швеции.

Зачем меняется название одной из самых узнаваемых вакцин от COVID-19 в мире? Шведское агентство ничего не говорит о причинах ребрендинга, но в пресс-релизе, посвященном этому событию, сообщает: «Все препараты должны иметь приемлемые отличительные названия. При наименовании препаратов можно использовать как фантазийные названия, так и общие (например, „Вакцина COVID-19 AstraZeneca“)». А фантазийное — Vaxzevria. Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) приняло эту новацию и на сайте указывает уже новый бренд вакцины от AstraZeneca. 

Самые интересные вопросы в этой истории — почему и зачем?

«Главная причина этого ребрендинга просто бросается в глаза, вакцину AstraZeneca надо очистить от того негатива, который в последнее время ассоциируется с ней, — говорит социолог и специалист по маркетингу Виктория Мочалова. — Мы все слышали о смертях и тромбозах, которые связывают именно с этой вакциной, о приостановке прививочных кампаний сразу во многих странах Европы, а также в Канаде, Таиланде, ЮАР. И пусть эксперты заявляют, что польза от использования вакцины перевешивает риски, что тромбозы вызваны не ей, в обыденном сознании людей негатив все равно остается. Они думают: „Может, экспертов подкупили? Может, эксперты просто ошиблись?“ И таких „может“ может быть много. Так работает наше сознание.

И лучший способ стряхнуть весь этот негатив и сомнения, — это как бы забыть о вакцине AstraZeneca и начать новую историю вакцины „Ваксзевриа“. На закупки это никак не повлияет, ведь новая вакцина будет поставляться по старым контрактам, по которым компания AstraZeneca лидирует в мире. А роль человека в самостоятельном выборе конкретной вакцины для себя сейчас стремится к нулю: в условиях дефицита обычно прививаются тем, что есть». 

Кто старое помянет…

«Но поможет ли это потом, — продолжает Виктория Мочалова, — забудут ли люди все эти скандалы вокруг вакцины? Кажется, что это невозможно. Но на самом деле все сложнее. Вспомните историю с переименованием авиакомпании „Сибирь“ в S7. Тогда много писали о том, что „Сибирь“ преследует какой-то злой рок. В 2001 г. ее самолет сбила украинская ракета над Черным морем, в 2004-м разбился самолет недалеко от Ростова-на-Дону. И даже в тот момент, когда происходил ребрендинг, случилась самая большая катастрофа: 125 человек погибли из-за того, что в аэропорту Иркутска авиалайнер выкатился за пределы взлётной полосы и врезался в гаражи. Но этот самолет был ещё с логотипом „Сибири“ и не имел той веселой раскраски, как у лайнеров S7 сегодня. Все это многократно демонстрировалось по ТВ, и у людей весь негатив оказался привязан именно к старому бренду.

И вот компания жива до сих пор, люди активно летают ее самолетами, и с „Сибирью“ она не ассоциируется. Не исключаю, что так будет и с вакциной. Тем более что слова-бренды „Ваксзеврия“ и „АстраЗенека“ не вызывают ни фонетических, ни семантических ассоциаций. И вообще, не исключено, что вскоре затеют изменение названия и самой компании. И тогда обо всех этих переименованиях и обо всем плохом, связанном с вакциной, будут помнить только специалисты по истории бизнеса и маркетинга».

Тайное всегда станет явным

В дополнение ко всему эксперты по фармацевтике и биотехнологиям видят в этой истории еще одну тайну. Мы много знаем о войне вакцин, но видим ее как агрессию западных компаний против нашего «Спутника-V». Оказывается, это только один фронт мировой войны вакцин. Еще более ожесточенная схватка происходит между американской компанией Pfizer и европейской AstraZeneca. Они делят мир, у них самые большие контракты на поставки вакцин.

Вот что пишет по этому поводу в своем аккаунте в Facebook профессор фармацевтической практики в «Сколтехе» Дмитрий Кулиш, занимающийся исследованиями в области экономики и инфраструктуры фармацевтики и знающий о сегодняшних реалиях, связанных с вакцинацией против COVID-19, намного больше простых обывателей:

«Даже бывалые наблюдатели фармотрасли диву даются от злости и интенсивности войны Pfizer против AstraZeneca. Трудно припомнить такую тотальность: сначала из-за семи вымышленных тромбозов закрываются поставки в Европу, потом полуночное открытое письмо одних учёных другим закрывает Америку, на обоих берегах атлантического пруда десятки миллионов доз арестовываются на складах. И это всё на фоне стенаний, что вакцин не хватает и надо спасать человечество... Вот-вот раздастся ответный выстрел AstraZeneca, в котором она проанализирует интерфероновый синдром провакцинированных Pfizer и намекнёт, что столь интенсивные интерфероновые синдромы не могут не аукнуться как-нибудь через год процентах в десяти провакцинированных».

Здесь нужно сделать уточнение. Речь о вакцинах, сделанных на основе матричной РНК (мРНК) и не используемых в России. Их делают Pfizer и Moderna. Они в 4 раза чаще вызывают так называемый интерфероновый синдром, то есть сильный воспалительный ответ после прививки.

Кто победит в войне вакцин?

«После этого начнётся мексиканское рубилово всех против всех, в котором, безусловно, победит AstraZeneca, — прогнозирует Дмитрий Кулиш. — Всё большему числу наблюдателей понятно, что если прямо сейчас Pfizer не растопчет AstraZeneca, то через год никакого Pfizer не будет, а будет одна сплошная AstraZeneca. Это будет очень болезненно для президента Байдена, которого Трамп тогда точно опрокинет на следующих выборах. А учитывая то, что AstraZeneca ещё и комбинируется со „Спутником“, будет больно такому большому количеству людей, что сейчас AstraZeneca невозможно не топтать. Вот её и топчут, как никогда ранее в цивилизованной фарме друг друга не топтали».

Многие выражения выглядят не по-парламентски, но это другой жанр, для поста в соцсети они допустимы. И здесь еще важна информация эксперта о нашем «Спутнике-V». Он оценивает его очень высоко. И если прогнозы сбудутся, то, говоря в таком же стиле, в мире останутся AstraZeneca со «Спутником». Гибрид этих двух вакцин должен оказаться очень эффективным, а маркетинговые возможности глобальной компании большой фармы помогут этому обновленному «Спутнику V» выйти на очень высокую орбиту.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество