Примерное время чтения: 10 минут
1295

Всемирный испуг. Почему в США, Австралии и Японии скупают туалетную бумагу?

Сюжет Пандемия коронавируса нового типа, распространившегося из Китая
CARLOS BARRIA / Reuters

Пандемия коронавируса, ставшая главной темой мировых новостей, вызвала явление, хорошо знакомое жителям постсоветского пространства среднего и старшего возраста. В целом ряде стран с полок магазинов в невероятных количествах сметают туалетную бумагу.

Туалетная бумага в СССР появилась через девять лет после полета Гагарина

Дефицит туалетной бумаги был излюбленной темой шуток в СССР. Знаменитый анекдот 1980 года рассказывал о некоем гражданине, которому продавцы, которым было запрещено говорить «нет» в период Олимпиады, никак не могли подобрать подходящей туалетной бумаги — даже после демонстрации унитаза и собственной «пятой точки». В голливудском фильме «Москва на Гудзоне» ужасы советского быта демонстрировались через длинную очередь за туалетной бумагой и невероятное счастье семьи, приобретшей ее.

Эта советская проблема объяснялась просто — производство туалетной бумаги в СССР было развернуто через восемь лет после полета Гагарина, в 1969 году. Весной того года на Сясьском целюлозно-бумажном комбинате в Ленинградской области был построен комплекс по получению санитарно-бытовых бумаг и их переработки. И лишь в конце того же года предприятие стало выдавать новую для себя продукцию. Выпускали не только туалетную бумагу, но и салфетки, детские подгузники и женские гигиенические пакеты.

Сотрудники предприятия признавались, что даже не понимали, что именно выпускают и для каких целей это нужно. Советские граждане пользовались в туалете нарезанными газетами и не испытывали особенных неудобств.

Отличительный признак социализма?

В это трудно поверить, но в 1970 году для популяризации туалетной бумаги ее приходилось рекламировать по советскому телевидению и перед сеансами в кино.

Но когда граждане оценили новый товар, рост потребления туалетной бумаги резко превысил производственные мощности. Пока вводили в эксплуатацию новые предприятия, в продаже туалетной бумаги почти не было, ее сразу сметали с полок. Тогда-то и появились ограничения — не больше десяти рулонов в одни руки. А шутники запустил миф о том, что туалетная бумага идет на производство... колбасы — потому, мол, ее и нет в продаже.

В действительности «кризис туалетной бумаги» в 1980-х годах был завершен — ее уже производили в достаточных количествах. Однако на фоне общих проблем страны многие этого просто не заметили.

Разразившийся несколько лет назад экономический кризис в Венесуэле снова оживил тему туалетной бумаги. Западные СМИ много писали о ее нехватке, напирая на то, что ее недостаток — это прямое следствие социалистических экспериментов. Немало зубоскальства вызывали новости о том, что президент Мадуро награждает верных ему стражей порядка дополнительными рулонами туалетной бумаги.

И вот случилась совершенно неожиданная вещь — туалетную бумагу на фоне коронавируса стали сметать с полок магазинов в развитых капиталистических странах.

В феврале 2020 года издание Corriere Della Sera констатировало: в Милане, оказавшемся в эпицентре коронавируса, местные жители сметают с полок печенье и шоколад, апельсиновый сок, зубную пасту, шампунь воду и туалетную бумагу. Живущие в Италии выходцы из СССР признавали: ничего подобного они не видели с кризисных советских времен.

Италия оказалась только «первой ласточкой» данного явления. В начале марта «туалетно-бумажная лихорадка» накрыла Австралию. В городе Тамуорт (Новый Южный Уэльс) 50-летний мужчина, разозленный отсутствием туалетной бумаги, напал на продавщицу супермаркета. Той удалось отбиться при помощи еще одного посетителя. Злоумышленник был арестован полицией.

Фотографии из австралийских супермаркетов подтверждали — это не фейк. Люди везли целые тележки, доверху забитые туалетной бумагой. В дело пришлось вступить главному врачу Австралии Брендану Мерфи, который заявил: «Мы пытаемся убедить людей, что сметать всю туалетную бумагу из супермаркетов, скорее всего, нельзя назвать соразмерным или разумным решением».

А вот Хайди Янецки из штата Квинсленд сумела заработать на кризисе. Ранее женщина по ошибке сделала онлайн-заказ на 48 коробок туалетной бумаги вместо 48 рулонов. За товар пришлось заплатить 3264 доллара. Но когда начался ажиотаж, миссис Янецки выгодно продала излишки, сумев на полученный доход оплатить экскурсионную поездку дочери-школьницы.

Будет ли Овечкин охотиться за туалетной бумагой?

Массовая скупка туалетной бумаги затронула Японию. Ассоциация косметической бумажной промышленности Страны Восходящего Солнца выступила со специальным заявлением: производство туалетной бумаги находится на высоком уровне, и кризиса в этом направлении не будет. Не помогло — японцы упорно выносили туалетную бумагу из супермаркетов. В итоге в ряде городов ввели ограничения на количество продаваемого, словно в старые добрые советские времена.

Чопорная Великобритания также не устояла перед мировой истерией. Журналисты констатируют: мыло, туалетная бумага и другие бытовые товары буквально сметаются с полок. При этом подобная история уже была ровно год назад — тогда скупка туалетной бумаги началась на Туманном Альбионе из-за ожидания «жесткого» варианта Brexit.

Ну и, наконец, главный оплот свободы и демократии — Соединенные Штаты Америки.

Жена российской звезды клуба НХЛ «Вашингтон Кэпиталз» Александра Овечкина Анастасия Овечкина написала в Instagram: «В Америке приостановили сезон НХЛ. В магазинах скупают туалетную бумагу, консервы, крупы! Антибактериальных салфеток и жидкости уже out of stock (нет в наличии)! В общем, паника с каждым днем все больше! Очень надеюсь, что этот кошмар скоро закончится!».

Сейчас, конечно, Анастасии, ждущей второго ребенка, станет полегче — охотиться за туалетной бумагой сможет муж, временно оставшийся без работы.

Проблема стала настолько острой, что СNN посвятил феномену отдельный материал. Для начала журналисты признали: в США и Канаде ритейлерам приходится вводить ограничения на продажу туалетной бумаги одному потребителю, чтобы хоть как-то обеспечить всех желающих.

Профессор Университета Карнеги Меллона Барух Фишхофф видит причину в недостаточной информированности граждан: «Пока люди не услышат официальных заверений в том, что о них позаботятся, им остается гадать, как скоро им понадобятся запасы туалетной бумаги».

Клинический психолог Стивен Тейлор считает, что так действует эффект паники. Люди — социальные существа, мы смотрим друг на друга в поисках подсказок о том, что опасно, а что нет, — говорит он. — Когда вы видите, как кто-то в магазине в панике скупает все подряд, это поведение может быть заразительно«, — приводит его слова CNN.

Экс-глава Американской психологической ассоциации Фрэнк Фарли полагает, что все дело в необходимости карантина: «Мы должны проводить дома как можно больше времени, а для этого запастись самым необходимым, в список которого, безусловно, входит туалетная бумага. В конце концов, чем ее можно заменить?»

Средство успокоения

Пол Харрисон, специалист по человеческому поведению из Университета Дикина (Австралия) считает, что шоппинг в условиях кризиса люди используют как метод борьбы со стрессом. Туалетная бумага как не слишком дорогой товар здесь имеет своим преимущества.

Специалисты называют и еще одну причину — в условиях паники и страха люди ищут способы, чтобы как-то обеспечить свое будущее. Покупка товаров первой необходимости, включая туалетную бумагу, порождает ощущение: «Я сделал все, что мог». Это успокаивает.

Производители туалетной бумаги, втихаря потирая руки, уверяют: очень скоро полки магазинов вновь будут доверху забиты ею. А над СССР пора прекращать потешаться. Советские люди были точно не глупее современных американцев. А что касается психологической устойчивости, то и покрепче.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах