Примерное время чтения: 5 минут
215

Учитывая особенности. Программы обучения для детей с нарушениями здоровья

Дети, которые не могут видеть, слышать, говорить, имеют некоторые особенности развития в психологическом и физиологическом плане, все равно должны получать образование. Единственное – им требуются другие программы, которые будут учитывать их особенности и предлагать максимально комфортный вариант.

Программы обучения для слепых детей

Программы обучения для детей, которые имеют серьезные проблемы со зрением, должны соответствовать ряду параметров. Так, например, требуется использовать те сохранные функции у детей, то есть слух и возможность говорить и осязать, чтобы можно было компенсировать отсутствующее чувство. Также надо передавать информацию так, чтобы дети могли составить полное представление об объекте – в идеале должно развиваться полисенсорное восприятие. В процессе обучения используются индивидуальные пособия, которые составляются с учетом отклонений и характера нарушений зрения. Особое внимание уделяется речевому развитию. Детей обучают работать с системой рельефно-точечного шрифта Брайля. В данной системе присутствуют элементы обучения как чтению, так и письму. Также для детей с особенностями зрения предполагается обучение плоскому письму по Гебольду.

Как отмечают эксперты,  такой вариант, как плоское письмо, то есть умение  писать обычными буквами для детей с проблемами зрения – полезный навык, так как позволяет им чувствовать себя комфортнее. Обучают такому варианту детей в  начальных классах, обычно рекомендуют осваивать методику со второго класса, когда дети уже знают методику Брайля

Как отмечают эксперты, у детей с нарушениями зрения могут быть проблемы по таким предметам, как ИЗО, труд и физическая культура. Хотя история знает случаи, когда полностью слепые люди творили шедевры искусства.

Программы для глухих детей

Программы для глухих детей строятся на том, что они умеют общаться на жестовом языке. Естественно, у образовательных программ для детей с особенностями слуха есть свои нюансы. Здесь педагоги также должны работать над компенсаторными программами и возможностями обучения, у учеников должны формироваться новые динамические связи, которые будут уравновешивать проблемы со слухом.

Процесс обучения неслышащих детей продолжается 10-12 лет. Все методики обучения, которые используются в обучении глухих детей, должны быть направлены на развитие интереса к познанию, воображению, вниманию и наблюдательности.

Все программы учитывают такой нюанс: отклонение в развитии речи приводит к некоторому торможению развития всех познавательных процессов. Для более качественного усвоения материала детей с особенностями слуха обучают по предметно-практическому направлению, практикуют групповые и индивидуальные занятия, которые направлены на развитие речевого слуха. Также предлагаются и музыкально-ритмические занятия.

Дети обучаются в особых условиях, используют современную слуховую аппаратуру, ими занимаются опытные сурдологи. Активно используются для обучения различные показы и демонстрации. Детей также обучают методике чтения с губ.

Обучаем аутистов

Дети с аутическими расстройствами тоже могут проходить обучение в школе. Естественно, по своим специальным программам. И, конечно же, речь идет преимущественно про детей с легкими формами расстройства. Но есть свои программы развития и обучения и для глубоких форм расстройств аутического спектра. Детей с аутизмом учат по программе, которая учитывает их индивидуальные потребности, а также уровень развития – как психического, так и эмоционального, с учетом имеющихся речевых навыков, поведенческих особенностей, уровня развития речи.

В случае с детьми, имеющими аутические отклонения по здоровью, важным становится индивидуальный потенциал ученика. Именно его и должны раскрывать учителя. Так, например, если ребенок не может отвечать устно, педагоги должны предложить ему такой вариант, чтобы можно было ответить любым другим способом.

Обучение детей с аутизмом предполагает планомерное введение ученика в более сложную среду, дозированную информацию в части новых знаний и расширения социальных контактов. Для учеников предусмотрены как групповые, так и индивидуальные предметы обучения.

Программы обучения детей с синдромом Дауна

Солнечные малыши, как и любые другие, могут учиться. При этом их отличительная особенность в том, что учиться они любят. А значит, надо найти подход к таким детям, чтобы процесс пошел. Понятно, что есть определенные нюансы в программах обучения таких учеников. Так, например, нужно учитывать, что тонкая и крупная моторика может даваться им трудно, а значит, можно сделать упор на ее развитие.

Кроме того, надо понимать, что у детей с синдромом Дауна есть сложности с восприятием информации на слух и со зрением, что может затруднить освоение программы, которая обычно заточена под аудио- и визуальные демонстрации.

Отдельного внимания в программе обучения малышей с таким синдромом занимает развитие речи, так как у них нередко отмечается нечеткое произношение, присутствуют проблемы с логикой высказываний и т.д. Ребенку нужно по нескольку раз говорить и повторять, однако если использовать интенсификацию обучения, речевые участки мозга будут развиваться активнее. При этом подавать информацию надо в игровой, но четкой форме так, чтобы важность обучения не терялась за игрой.

Программы обучения детей с синдромом Дауна построены на развитии образного и логического мышления.  Ну и, конечно же, стоит понимать, что у детей с такими особенностями есть проблемы с концентрацией, так что надо обучать их так, чтобы не перегружать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы