Родительские заблуждения разбирает Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Недетский страх
Юлия Борта, «АиФ»: Наталья Николаевна, многие родители ещё летом жаловались: их трясёт от мыслей о школе...
Наталья Авдеева: Их детям можно только посочувствовать. Ведь тем самым родители невольно сообщают ребёнку: кончается хорошая пора и начинается что-то мучительное. Родителям школьников нужно сделать над собой усилие и перестать чувствовать себя так, будто они выполняют тяжкую повинность. Лучше поискать, чему поучиться: например, рассчитывать время, справляться с неудачами (в детском саду ребёнка хвалили, а тут вдруг ругают, в начальной школе был отличником, а в средней - тройки) и т. д.

- Любая адаптация, будь то новый климат, новое место, иной режим дня и т. д., длится минимум три недели. В это время надо быть особенно внимательными к ребёнку. Узнавать, что было трудно, что легко, что нравилось, а что нет, и работать как раз с тем, что трудно и не нравилось. Но не требовать и не заставлять. Метод кнута и пряника в воспитании - совершенно устарелый в информационном веке. Обязательно разбирайте ошибки. Попытайтесь понять вместе, почему не получилось: неинтересно, что-то отвлекало...
Читайте также: Поесть перед звонком. Чем лучше накормить школьника?
Капризы и уловки
- Домашние задания помогать делать?
- Часто учителя, особенно в начальной школе, именно на это и рассчитывают. Лучше всё же избегать роли надсмотрщика и приучать ребёнка к самостоятельности. Пусть сам планирует, когда будет делать уроки, когда пойдёт гулять или поиграет. Минимум сопротивления, максимум активности: сам запланировал - сам сделал. Плюсов масса: ребёнок учится себя контролировать, не быть пассивным, не идти за кем-то, а проявлять свою волю. От формулы, что ребёнок - это объект воспитания и мы его дрессируем, надо уходить.
- Получается, лучше не интересоваться школьными делами - пусть сам выплывает?
- Нет. Проявлять заинтересованность, вовлечённость надо обязательно! Дети лучше всего развиваются в том, к чему проявляют интерес родители. Бывает, что ребёнок рассказывает об успехах, а родители воспринимают это как должное. А реагируют, только когда у него двойка или плохое поведение. Не надо с порога спрашивать, какие оценки сегодня получил. Поинтересуйтесь, что было интересного в школе? Когда ребёнок с энтузиазмом рассказывает - «а вот у нас…», «а вот ещё…», «а завтра у нас будет...», - это то искомое, что помогает не относиться к учёбе как к скучной обузе. Родители должны показать, что школа - это значимое и хорошее место, поддерживать положительные перспективы.
- Ребёнок через неделю начинает жаловаться: то голова болит, то живот, поэтому в школу он пойти не может. Как понять - это реальная усталость или уловка?
- Вполне вероятно, что уловка. Особенно если родители склонны баловать ребёнка и считают, что школа - это тяжело, с нетерпением ждут очередных каникул или выходных, чтобы уже не водить на уроки и поспать подольше по утрам. Но причиной жалоб может быть слишком большая нагрузка в школе. Тогда стоит подумать о том, чтобы отказаться от каких-то дополнительных занятий, перевести ребёнка в другой класс, где он будет чувствовать себя комфортнее.
Андрей Метельский, семейный психотерапевт:
- Абсолютное большинство детей идёт в школу с удовольствием. Но буквально через 1-2 года радости как не бывало. Одна из причин очень интересная. Ребёнок приходит, например, во 2-й класс. Ему дают сочинение на тему «Как ты провёл лето?». Обращение в прошлое - это уже неправильно. Ребёнок пришёл с надеждой на будущее, чему-то новому научиться, а тут ему - бац, как ты провёл лето!.. Летом было хорошо, но это было в прошлом. Основная эмоция - печаль. Вместо любопытства, радости и направленности в будущее детей «якорят» (состояние, вызванное определёнными воспоминаниями, переживаниями) 10-11 лет на прошлом, на печали. Кому будет нравиться такое место?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть