Сегодня все чаще готовность детей к обучению в школе в числе прочих специалистов оценивает и психолог. К его советам стоит прислушаться.
В душе – детсадовец
Несмотря на стремление многих родителей отдать ребенка в школу в 6 лет и на согласие Минобразования брать детей в первый класс в 6 с половиной лет, многие практикующие психологи считают, что 6‑летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. У него преобладает непроизвольная память, то есть тот вид памяти, при котором запоминание происходит без волевых усилий (в отличие от произвольной памяти, когда мы запоминаем что-то и воспроизводим при участии активного внимания и с использованием волевых усилий).
Специфика внимания 6‑летнего ребенка такова, что он способен заниматься одним и тем же делом не более 15 минут, так что «осилить» 45‑минутный урок он не в состоянии. Низкие отметки, замечания учителя вызывают у него тревогу, ощущение незаслуженной обиды, и в связи с этим пропадает само желание учиться. Шестилетние дети чувствуют себя гораздо комфортнее при обучении в подготовительных группах детского сада.
Случай из практики

Кирилла привели ко мне в начале летних каникул, когда ему исполнилось семь и он формально был уже учеником второго класса. А предыстория такая. Родители мальчика развелись, когда ему исполнилось всего полтора года. К сожалению, родители не смогли даже ради детей сохранить хотя бы видимость дружеских отношений и активно занялись устройством своей личной жизни. Ну а Кирилл… Он, по словам мамы, в раннем детстве был абсолютно беспроблемным ребенком, ходил в детский сад. Воспитатели его хвалили, говорили, что мальчик активный, очень умный, знает много такого, чего даже они, воспитатели, не знают. И действительно, от маленького Кирюши постоянно слышали то рассуждения о биноме Ньютона, то названия элементов системы Менделеева, а то и разговор о том, что современное актуальное искусство переживает настоящий кризис.
Правда, к шести годам читал Кирюша «так себе», складывать и вычитать категорически отказывался, и воспитатели говорили об этом маме неоднократно. Но она считала это мелочью по сравнению с общим высоким, как ей представлялось, Кирюшиным развитием.
В школу его решено было отдать с 6 лет – он же такой умный! Правда, школьный психолог на тестировании настаивал на том, что Кирилл к школе не готов, ему нужно еще годик провести в серьезной подготовке, в том числе и с помощью родителей. Но в школу пришел папа и добился-таки зачисления в первый класс.
Кириллу никто не объяснил, что школа – это серьезно. У мальчика изначально была установка: в школе должно быть весело и интересно, даже лучше, чем в саду, а если что-то не так, «то я не играю». Если учителя не восхищались им (как воспитатели в детском саду), то они автоматически становились «плохими», а дети, которые не выбирали его «самым главным», вообще «уроды какие-то»…
К окончанию первого класса Кирилл считался одним из самых слабых и неуправляемых учеников. Он категорически отказывался разговаривать о школе, а при упоминании об учителях лицо мальчика искажала гримаса злости…
Счастливый конец
Кирилла в буквальном смысле спасла его тетя. Женщина вернулась из длительной зарубежной командировки, оценила ситуацию и уже через неделю обратилась за консультацией к психологу. На то, чтобы помочь Кириллу, ушло 4 месяца. Это была большая, очень кропотливая работа и, разумеется, индивидуальная. В сентябре я в качестве психолога вместе с мамой Кирилла – уже второклассника – встретилась с его классной руководительницей. Это надо было сделать обязательно, так как у педагога за предыдущий учебный год уже сложилось негативное мнение о мальчике, да и равнодушное поведение родителей, их полная незаинтересованность также вызывала у нее неприязнь.
Эта история – со счастливым концом. Но в новом учебном году тысячи первоклассников сядут за парты, и у каждого из них начнется своя история. Счастливая или не очень? Это в первую очередь зависит от вас, родители, от вашей внимательности, от вашего выбора.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть