Примерное время чтения: 7 минут
522

Дислексия: болезнь или признак гениальности?

«АиФ. Здоровье» № 37. Общение с друзьями поможет похудеть 15/09/2011

Наш эксперт – директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Безруких.

Если к 3–4-му классу школы ребенок все еще читает по слогам, старается угадывать слова, переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, постоянно теряет строчку или неоднократно возвращается к уже прочитанному слову, то в этом случае специалисты ставят диагноз «дислексия».

Лечиться лучше раньше, чем никогда

Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет право поставить раньше, чем ребенку исполнится 10–11 лет. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять время даром. Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно, а вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально.

Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением речевого развития.

Сегодня известно, что причин этого явления гораздо больше. Кроме упомянутого фактора это могут быть еще и проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность слухового восприятия и т. д. Если хотя бы одна из этих «кнопочек» у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом. Выявить, что именно из этих функций хромает, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего обратиться к специалистам: логопедам, дефектологам, психоневрологам. В их арсенале есть специальные методики, которые помогают сначала разобраться в причинах развития дислексии, а затем и скорректировать эти проблемы.

На занятиях используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов. Ребенок тренируется в правильном произношении определенных звуков, учится определять, какой букве на письме соответствует звук, выделяет грамматические элементы слов. Владеют специалисты и определенными секретами, многие из которых совсем бесхитростны. Например, для гиперактивных детей с нарушениями внимания порой достаточно применить простое приспособление – надеть на книжную страницу полоску с передвижным «окошечком», в которое помещается отдельное слово. Тогда все внимание ребенка будет концентрироваться на одном этом слове и не будет отвлекаться на другие.

Поспешай не торопясь

В появлении так называемой «дислексии развития» зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и стремление научить своего ребенка читать как можно раньше может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда еще у малыша не все функции для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату. Научиться читать к 5 годам способны всего 20% детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к дислексии. Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания.

То же самое касается и раннего обучения в школе. 30% детей «созревают» для этого лишь к 8 годам, а остальные 70% – не раньше, чем к 6–7 годам. Ведь для того, чтобы уметь читать, мало знать буквы. Процесс этот гораздо сложнее. Так что не стоит стараться быстрее сделать из малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать в ребенке все те функции, которые подготавливают его к правильному восприятию текста. И когда они будут сформированы, ребенок быстро «дозреет» и научится читать правильно.

Ликвидация безграмотности

                                                               
Кстати
Когда-то дислексиков считали людьми интеллектуально ограниченными. А сегодня некоторые ученые даже называют дислексию одним из признаков гениальности. В доказательство они приводят весьма внушительный список знаменитостей, испытывавших трудности в письме и чтении: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Петр I, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Квентин Тарантино, Оззи Осборн, Том Круз и 40% миллионеров (в том числе знаменитый Джон Рокфеллер).

Еще одна большая опасность заключается в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ребенку во многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, в большинстве учебных заведений эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Конечно, для ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают детей абсолютно зазря – ведь при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно.

К тому же дислексия – это не столько медленное, сколько неэффективное чтение. Как показал анализ сдачи прошлогоднего ЕГЭ, более половины выпускников средней школы не способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это значит, что, несмотря на то что наши дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а те – в слова, по-настоящему умением читать они так и не овладели. Недаром же великий психолог Л. С. Выготский сказал: «Чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка».

Обучаться играючи

Начинать профилактику дислексии следует еще с пеленок. С малышом нужно больше разговаривать, как можно чаще провоцировать его на диалог, а затем и на монологическую речь. Пусть пересказывает сказки, мультики, составляет рассказы по картинке, делится своими переживаниями и впечатлениями. Помимо речи также с первых дней жизни нужно развивать и зрительно-пространственное восприятие ребенка: учить его сначала дотягиваться до погремушек, затем собирать пирамидки и башни из кубиков, а позже срисовывать предметы. Развивать мелкую моторику пальчиков помогают пазлы, мозаика, конструктор. Необходимо также работать над вниманием и памятью маленького человечка. Вот, например, одна очень полезная игра, которая отлично подготавливает ребенка к чтению, но ее лучше начинать после 5 лет. Надо разрезать картон на квадратики, нарисовать на них печатные буквы и разрезать каждую букву на две части. Затем смешать все картинки, найти половинку одной буквы и попросить ребенка отыскать вторую, недостающую половинку. Следующий этап – разрезать картину с буквой на 4 части и попросить малыша восстановить буквенный пазл целиком. Вся эта работа не должна носить эпизодический характер, ее надо сделать системным, ежедневным делом. Но любые занятия с дошкольником 4,5–5,5 лет не должны превышать 5–10 минут.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы