2633

Жизнь в заэкранье. Как уберечь ребенка от телевизора и интернета

АиФ Здоровье №16. На 6 лет увеличилась продолжительность жизни землян с 1990 года 16/04/2015

Наш эксперт – кризисный психолог Светлана Яблонская

Сегодня средства массовой информации влияют на нас как никогда. Лидируют, конечно, телевидение и Интернет, и, к сожалению, их влияние далеко не всегда можно назвать благотворным.

Перед шквалом информации особенно уязвимы подростки, чей свободный доступ к телепрограммам, интернет-сайтам и соцсетям сочетается с неопытностью и неокрепшей психикой. Чтобы уберечь ребенка от вреда, который может принести неосторожность и неразборчивое «потребление» всего подряд, необходима помощь взрослых.

Пример мамы и папы

Ограничьте информационный «шум». Для начала стоит дозировать количество теле- и интернет-информации. Даже если бы вся она была нам нужна и интересна, наши возможности восприятия ограничены. Говорят, что, для того чтобы посмотреть только все видеоролики на одном интернет-сайте, человеку потребуется тысяча лет.

Наш мозг должен отдыхать от внеш­них воздействий, особенно таких активных, как воздействие телевидения. Но если главный член семьи – это круглосуточно работающий телевизор, бесполезно призывать ребенка его не смотреть. Если взгляды родителей большую часть времени направлены на экраны смартфонов или мониторов, бессмысленно говорить подростку: «Не сиди в Интернете!» Привлекательность жизни без светящихся экранов дети не поймут, если им ее не покажут родители.

Защита от манипуляции

Анализируйте информацию. Нам приходится жить в эпоху информационных войн, когда особенно важно понимать, откуда приходит информация и можно ли ей верить. Если ее источник неизвестен – это должно насторожить. Часто вместо информации предлагается интерпретация: ее можно узнать по нагнетанию эмоций и оценивающим словам или суждениям. Информация, заслуживающая доверия, всегда ссылается на конкретный источник и подается в нейтральной форме. Эти азы взрослые должны объяснить подростку. Также можно вместе с ним ознакомиться с научно-популярными статьями на эту тему (их сейчас довольно много в электронном виде), а затем обсудить.

Что можно, а что нельзя

Соблюдайте правила безопасности. Важная задача взрослых – обучить ребенка безопасному пользованию Интернетом. Дети часто не догадываются, чем может угрожать неосторожное поведение в сетевом пространстве. В первую очередь нужно обеспечить защиту личных данных: их можно выкладывать в соцсетях только в закрытом режиме для людей, знакомых по реальной жизни. Виртуальные друзья не всегда заслуживают доверия: за аккаунтом незнакомца может скрываться совсем не тот персонаж, за которого он себя выдает, в том числе и опасный преступник.

Даже в этом «ненастоящем» мире у подростка могут возникнуть проблемы, с которыми ему не справиться без взрослых. Одна из них – интернет-травля (не стоит недооценивать это нешуточное явление, нередко приводящее к подростковым самоубий­ствам). Поэтому лучшая защита для ребенка, как всегда, доверительные отношения с близкими взрослыми, которым можно все рассказать и в случае чего обратиться к ним за советом и помощью.

Что касается родительских опасений по поводу посещения подростком сайтов сомнительного содержания, то установка специальных фильтров – не лучшее решение. Она может иметь смысл для защиты маленьких детей от случайного попадания «не туда», подростки же обычно уже хорошо разбираются, как устроен Интернет, и на интересующие их страницы выходят не столько случайно, сколько осознанно, обходя любые фильтры. Каждый подросток хоть раз, да зайдет, например, на порносайт – просто из любопытства. В этом нет ничего страшного, главное, чтобы потом он мог обсудить это с вами. И здесь-то вы ему и объясните, что порнография – это ложный образ сексуальности, не имеющий ничего общего с реальной жизнью.

Если же вы заметили, что ваш ребенок постоянно «зависает» на подобных сайтах, посоветуйтесь с психологом. Не меньший, а то и больший повод для тревоги – постоянный интерес подростка к страницам, пропагандирующим насилие или самоубийства. Тут тоже может понадобиться участие специалиста.

В реале

Живите реальной жизнью. Трудно полностью отвлечься от происходящего вокруг, но неправильно тратить большую часть времени на поглощение и переваривание информации о том, на что мы чаще всего не можем повлиять. Важно уметь выстраивать свою жизнь по возможности независимо от внешних событий. Чтобы подросток не проводил все время перед телевизором или в Интернете, у него должно быть много значимых и интересных занятий. Конечно, бывает так, что главные интересы подростка лежат в области информационных технологий, но и такому ребенку не помешает небольшое расширение кругозора и свежий воздух. Хорошо хоть иногда выбираться куда-то всей семьей, бывать на природе. Важно, чтобы ребенок слышал дома разговоры не только о политике и курсе валют, но и впечатления родителей от прочитанных книг, фильмов и выставок, об их любимой работе, об их друзьях… Он должен иметь возможность поделиться с близкими своими чувствами, зная, что его услышат и примут. Ведь семья призвана быть для человека опорой, поддержкой, островком мира и любви посреди бушующего моря.

Личное мнение

Виктория Пьер-Мари:

– Детям нужно запрещать пользоваться ненужной информацией. Да, в Интернете есть много полезного: например, книги, лекции. Это, пожалуй, единственный контент, которым можно пользоваться, а все остальное – это мусор. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы