3187

Как противостоять хамству врачей? 6 проблемных ситуаций и их решения

«АиФ. Здоровье» № 40. 500 разновидностей вредных бактерий живут в пыли офисов и квартир 01/10/2009

В Лиге защитников пациентов скопилось множество свидетельств пренебрежительного отношения врачей к своим обязанностям. Чаще всего конфликтные ситуации возникают при госпитализации или в больнице, где подавляющее большинство пациентов чувствуют себя совершенно беззащитными. Но именно здесь, как нигде, важно и нужно уметь за себя постоять.

Слово – нашему эксперту, президенту Лиги защитников пациентов, председателю Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александру Саверскому, у которого недавно вышла очередная книга – пособие для тех, кто, нуждаясь в медицинской помощи, не хочет оказаться в сложной ситуации.

Ситуация первая. Недостатки оказания скорой медицинской помощи.

Было время, когда на сотрудников службы «03» поступало множество жалоб: то едут к месту вызова долго, то деньги за госпитализацию требуют. Благодаря мерам, предпринятым в рамках национального проекта «Здоровье», подобных жалоб стало меньше. А те, что поступают, чаще всего касаются таких ошибок оказания медицинской помощи, как недооценка тяжести состояния больного, неверно поставленный диагноз. Что, впрочем, тоже является серьезной проблемой, когда речь идет об острой ситуации.

Совет. Если приехавший по вашему вызову врач ведет себя неадекватно, если отказывается везти вас в больницу, смело звоните дежурному врачу «скорой» и в вежливой форме четко объясняйте ему сложившуюся ситуацию. Если правда на вашей стороне, к вам направят другую бригаду. Можно также позвонить на горячую линию Департамента здравоохранения (такие линии существуют во многих городах России). Только имейте в виду: выбирать лечебное учреждение для срочной госпитализации вы не имеете права. Экстренная медицинская помощь не входит в сферу обязательного медицинского страхования (ОМС). В какую больницу вас везти, решает диспетчер «Скорой помощи».

Ситуация вторая. Необоснованный отказ в госпитализации.

Бывает, что больные приходят в лечебные учреждения самостоятельно – самотеком. Практика показывает: таких пациентов врачи приемных отделений не жалуют. По словам Александра Саверского, в большинстве наших «скоропомощных» больниц до сих пор существует правило, по которому пришедшему самотеком пациенту советуют выйти за ворота больницы и… вызвать «скорую». Вот тогда-то, мол, его и примут.

Совет. Инструкции инструкциями, а жизнь жизнью, в которой есть место ситуациям, когда без экстренного обращения в приемное отделение скоропомощной больницы не обойтись. По закону здесь вас обязаны как минимум осмотреть, а при необходимости – собрать анализ мочи, крови, сделать рентген легких, показать хирургу и терапевту. Если вам в этом отказано, пишите заявление на имя заведующего приемным отделением или (если дело происходит днем) на имя главврача лечебного учреждения. В заявлении сошлитесь на нарушение ваших прав, закрепленных в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан», а также в Уголовном кодексе России. В данном случае – в ст. 124 (неоказание медицинской помощи) и 125 (оставление в опасности).

Ситуация третья. Навязывание платных медицинских услуг.

Увы, подобное встречается сплошь и рядом. Не только в частных клиниках, но и в муниципальных лечебных учреждениях, где вся медицинская помощь, согласно ч. 1 ст. 41 Конституции России, должна оказываться бесплатно.

Совет. Прежде чем дать согласие на платное исследование, позвоните в свою страховую компанию или в круглосуточную федеральную справочную службу фонда ОМС и выясните, действительно ли предложенная вам процедура не входит в перечень бесплатных медицинских услуг. Не бойтесь испортить отношения с лечащим врачом. Практика показывает, что юридически подкованные пациенты дисциплинируют врача. Если вы считаете, что платную услугу вам навязывают, но ситуация требует немедленного решения, позаботьтесь о доказательствах данного факта, фиксируя разговоры с врачом на диктофон, собирая или копируя расписки, платные рецепты и чеки. Если же у вас нет денег, а медицинская помощь необходима, обращайтесь в правоохранительные органы за защитой вашего конституционного права на бесплатную медицинскую помощь.

Ситуация четвертая. Не тот врач.

На памяти президента Лиги защитников пациентов немало примеров, когда отсутствие нормальных, доверительных взаимоотношений с врачом стоило пациенту здоровья, а то и жизни. Беда в том, что система российского здравоохранения одна из самых закрытых в мире, а самая большая его беда в том, что врач перестал общаться с пациентом. Человек зачастую не может получить доступа к собственной истории болезни.

Совет. Не забывайте о вашем праве на получение полной информации о состоянии вашего здоровья и тактике лечения, закрепленном ст. 31 закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». Если вам попался молчун в белом халате, ищите другого врача, обратившись с соответствующим заявлением к заведующему отделением. А если вы собираетесь менять лечебное учреждение (на что, согласно ст. 58 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», вы также имеете право) – в страховую компанию по телефонам, указанным в вашем страховом медицинском полисе. Если учреждение, в котором вы хотите лечиться, имеет договор с вашей страховой компанией, никаких проблем не будет. Если такого договора нет, вам придется позвонить в то учреждение, где вы хотите лечиться, выяснить, какая страховая компания с ним работает, и обратиться в нее за оформлением нового полиса ОМС.

Ситуация пятая. Операция: семь раз отмерь.

Согласно ст. 32 и 33 «Основ законодательства об охране здоровья граждан», вы можете не только выбрать врача и больницу, но и усомниться в необходимости и даже отказаться от предложенного вам лечения. Особенно если речь идет о серьезной операции. При этом широко распространенные у нас расписки, где сказано о том, что пациент согласен с любыми последствиями операции, законной силы не имеют. С необходимым по закону добровольным, информированным согласием на медицинское вмешательство у них нет ничего общего. В них не содержится объективных, научно обоснованных, статистических прогнозов о возможных рисках предстоящего лечения, а также не дано его альтернативных вариантов.

Совет. Прежде чем согласиться на операцию, проконсультируйтесь с независимыми экспертами из других больниц, платных центров, действительно ли есть такая необходимость. Выясните подробнее, какими последствиями и осложнениями чревато предстоящее хирургическое вмешательство. Что же касается упомянутых расписок, Александр Саверский советует: смело их подписывайте. Для суда такие расписки – филькина грамота.

Ситуация шестая. Некачественное лечение.

В Лигу защитников пациентов ежегодно обращаются сотни людей, настолько обиженных врачами, что они жаждут лишь одного – наказания. Тех, кто хочет возместить нанесенный им материальный ущерб, значительно меньше. В любом случае, прежде чем что-либо предпринять, вы должны четко для себя понять, чего же вы хотите: денег, справедливости или всего сразу? Ответ на этот вопрос предопределяет и алгоритм ваших действий. Так, если вы хотите, чтобы врач понес уголовное наказание, вам придется обратиться в следственные органы или в прокуратуру. Но иногда в Лиге защитников пациентов рекомендуют сразу обращаться с иском в гражданский суд. Нередко это единственная возможность увидеться и поговорить с обидчиками, высказать им претензии лично, увидеть оригиналы медицинских документов, а также наказать виновных в некачественном лечении хотя бы деньгами. Однако следует помнить, что лица в гражданском и уголовном процессе могут не совпадать: уголовному преследованию подлежит физическое лицо, а в гражданском суде ответчиком предпочтительно видеть юридическое лицо, то есть медицинскую организацию.

Совет. Оказавшись в больнице, на всякий случай страхуйте каждый свой шаг: копируйте и архивируйте медицинские документы, рецепты, справки. Подспорьем в этом вам должна стать не только ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», но и ст. 140 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Цифры и факты

>> По данным патологоанатомов, 20-25% прижизненных и посмертных диагнозов расходятся.

>> До суда доходят единицы медицинских дел. При этом из 700 обращений решениями завершается около 400. Основными причинами судебных исков являются: некачественное оказание медпомощи (50,8%), незаконное взимание денежных средств за лечение по программе ОМС (20,6%), недостатки в лекарственном обеспечении (9,8%), отказ в медицинской помощи (3,1%).

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы