Примерное время чтения: 14 минут
93

На пути к модернизации экономики России: как преодолеть административные барьеры для бизнеса?

Участник: AIF.RU Ведущий конференций.

 28 апреля 2010 года в 16:00 в пресс-центре «АиФ» в рамках совместного проекта ИД «Аргументы и факты» и Российской экономической школы «Клуб экспертов АиФ-РЭШ» состоялась презентация итогов очередного мониторинга административных барьеров для бизнеса, выполненных Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), а также круглый стол на тему:
«На пути к модернизации экономики России: как преодолеть административные барьеры для бизнеса?».
Участники круглого стола обсудили широкий круг вопросов, среди которых:

 - От чего предпринимателям труднее работать: от невежества или от нечистоплотности чиновников?
- Центр или регионы: где легче делать бизнес с точки зрения взаимодействия с госорганами?
- Административные барьеры для бизнеса и коррупция – явления одного порядка?
- Эффективность борьбы с административными барьерами для бизнеса: что удалось сделать государству, а что сделать только предстоит?
- Почему модернизация экономики страны невозможна без устранения административных барьеров для предпринимателей?

С результатами исследования гостей мероприятия познакомила Наталья Волчкова, профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР.
Модератором круглого стола выступил Сергей Гуриев, профессор экономики имени банка Морган Стэнли, Ректор РЭШ.
В дискуссии по итогам презентации приняли участие гости «Клуба экспертов «АиФ» и «РЭШ»:
   - Павел Медведев, депутат ГД, член комитета по финансовым рынкам;
   - Николай Смирнов, эксперт НИСИП

     
Краткая стенограмма презентации и круглого стола:
Сергей Гуриев (модератор):
- Основная тема сегодняшнего круглого стола – административные барьеры для бизнеса в России. Эта тема неслучайно выбрана первой в серии круглых столов, это один из приоритетов экономической политики В. Путина, заявленный им еще 10 лет назад. И в этой области многое было сделано и во время первого президентского срока В. Путина, и во время первого президентского срока Д. Медведева. Важно, когда говорим об административных барьерах, дерегулировании, дебюрократизации – очень важно измерять успех этих реформ. Конкретные законы приводят к вполне измеримым результатам. И то, что мы делали с 2000-х годов и в этом и Россия и мы, как исследователи, делали достаточно пионерскую работу. Мы опрашивали малые предприятия в 20-ти регионах России и узнавали, насколько жизнь их стала лучше или хуже. Легче или труднее с точки зрения как раз административных барьеров, проверок, лицензирования, сертификации и т.д. Таких исследований проводится в мире достаточно много.
Зачем все это нужно? Исследования выявляют не только фактическое наличие административных барьеров, но и влияние этих самых барьеров на развитие малого и среднего бизнеса. Эти законы являются федеральными и обязательными для всех регионов, но выполняются они в разных регионах в разной степени. И наши исследования показали, что те регионы, где они выполняются в больше степени, где регулирование не де-юре, а де-факто зашло дальше, там малый бизнес развивается быстрее и создает больше рабочих мест. Растет быстрее.
Наталья Волчкова:
- Я представлю сегодня результаты двух мониторингов – мониторинга административных барьеров развития малого бизнеса, 7-й раунд, который мы провели в 2009м году. Упомяну результаты первых 6-ти раундов, поскольку мы начали делать такие исследования в 2001-м году. И второй важный мониторинг, который мы провели в 2008м г. это опрос госслужащих в контрольно-надзорных органах России, чтобы не только реализовать цели мониторинга малого бизнеса, но и отследить уровень административного регулирования в отношении процедуры регистрации, инспекции, лицензирования и др. госпроцедур. Поскольку мониторинг малого бизнеса проводился в 2009-м году, мы имели возможность оценить потребность и доступность внешнего финансирования для малого бизнеса в условиях, когда кризис затронул все уровни бизнеса. Как мы знаем, малый особенно зависит от внешней конъюнктуры.
Что улучшилось в 2009 по сравнению с 2006-м годом? 3 года – большой срок. В отношении лицензий – время оформления лицензии снизилось фактически в 2 раза в среднем. И находится более-менее в рамках закона. В то же время при оформлении лицензии от региональных органов власти снизились денежные затраты в реальном выражении в 5 раз – т. е. региональные лицензии стали очень дешевые. Значимо сократилось среднее количество проверок со стороны потребнадзора и госпожнадзора. И уменьшились до 11% доля фирм, которые подвергаются повторным проверкам какого-либо из надзорных органов по сравнению с 16% в 2006 г.
Что ухудшилось на этом фоне? В отношении того же лицензирования, к сожалению, немного выросла доля нелегитимных лицензий, т.е. лицензий на те виды деятельности, которые не перечислены в законе - этот список меняется во времени. Мы контролируем на каждый момент времени те лицензии, которые легитимны, соответственно нелегитимные выросли. Хотя до сих пор они достаточно успешно снижались. И в 2006-м году доля нелегитимных лицензий была  47%, теперь она немножко подросла снова. При этом в региональных органах власти чаще всего дают нелегитимные лицензии. В федеральных органах власти плата за лицензию увеличилась, в 2,5 раза. Плюс участились нарушения срока действия лицензии по сравнению с 2006-м годом. 5 лет – та самая цифра, на которую должны ориентироваться бизнес и госслужащие, выдавая лицензию, она достаточно часто нарушается. И даются менее короткие лицензии.
В отношении инспекции среди отрицательных моментов нужно отметить, что все же высока доля внеплановых инспекций и доля фирм, подвергшихся внеплановым проверкам, без согласования с прокуратурой – очень высока. Хотя закон вступил в действие уже, но в среднем 75% внеплановых проверок проходит без согласования с прокуратурой.
Что еще ухудшилось? В 2008-м году был принят новый закон в отношении выкупа помещений, которые находятся в аренде у государства. К сожалению, опрошенные предприниматели не заметили влияния вот этих процедур в реальной жизни. Более того, 30% предпринимателей вообще об этом ничего не знают. И еще 30% из тех, которые знают, - не согласны, что эта процедура стала проще. Т. е. реализация этого закона еще далека от заложенных норм. Также можно отнести к плохим результатам очень низкую осведомленность респондентов о технических регламентах и очень незначительное распространение практики декларирования соответствия. Хотя те фирмы, которые указали, что вышли на декларацию соответствия, тратят денег не больше, чем раньше платили на обязательную сертификацию.
И последнее: о государственных программах по поддержке новых предприятий. Мы спрашиваем бизнес – насколько он знает, насколько он пользуется мерами, которые должны были быть направлены на стимулирование, выход на рынок новых предприятий. И хочу здесь сказать, что бизнес очень слабо информирован о местных программах поддержки. Среди опрошенных нами предприятий только 17% знают, что такое центр занятости и знакомы с их услугами. И более того, из тех, кто знает (70 предприятий из 2-х тысяч) – воспользовались услугами всего 28 фирм, из них 9 – для обучения себя и своих сотрудников, и для подбора персонала – еще 16 фирм. Т. е. пропорции просто ничтожные. А вот те самые бизнес-инкубаторы, о которых мы очень много слышим в последнее время: 26% бизнеса знают что это такое. И из них только 2 фирмы воспользовались их услугами. Чаще всего из ответов на вопрос «почему не пользуетесь» мы слышим: недоверие, незнание о том, что в моем регионе это есть. Т. е. информация недоступна для бизнеса.
Наши выводы и рекомендации кратко. Во-первых, реформа действительно работает – реформа по снижению барьеров для малого бизнеса. Но не все положения работают в равной степени. И внеплановые проверки – это еще большая боль для бизнеса. Уровень госрегулирования продолжает оставаться проблемой для бизнеса субъективно, хотя объективно мы видим, что она снижается, субъективный уровень госрегулирования бизнесом высок. Поэтому необходимо и дальше снижать барьеры. И безусловно важно, чтобы эти барьеры вслед за законами действительно снижались на местах. Нужно работать с реальными госслужащими, инспекторами, которые реализуют эти законы, необходимо организовывать их квалифицированное обучение. Регулярное тестирование является просто обязательным здесь, потому что мы видим, что они предоставлены сами себе – нет никаких стимулов им изучать законодательство, отслеживать изменения законодательства. И усиление контроля со стороны вышестоящих органов должно быть очень важным. Целевое информирование бизнеса о новых программах господдержки и новых правил госрегулирования. Для этого есть механизм. Необходимо просто их запускать. В бизнес часто приходят те или иные органы, как-то: налоговая инспекция. И вот та информация, которую они должны получать, она должна касаться не только конкретного взаимодействия с налоговой инспекцией, но и возможностей центра занятости, возможностей бизнес-инкубаторов и т. д. Т. е. всеми доступными способами в тех местах, где бизнес может быть, - необходимо эту информацию доводить. Социальная реклама должна также иметь оттенок рекламы для малого бизнеса. Плюс четкая регламентация взаимодействия ведомств с бизнесом и рассмотрение жалоб бизнеса. Это очень важно. Мы видим это в результатах нашего анализа. Это положительно влияет на снижение барьеров. Если бизнес будет четко знать, как он может пожаловаться на незаконные действия чиновников – это существенно усилит стимулы чиновников меньше нарушать законы.
Павел Медведев:
- Я успел порадоваться, что я не ученый и не должен нести ответственность за то, что сейчас наговорю. Я могу поделиться только впечатлениями. Никакого аккуратно исследования провести не могу – ни подтвердить, ни опровергнуть, что сейчас исследователями было сказано. Но впечатлением бы хотел поделиться. Например, мне кажется, что правдоподобно, что малые и средние бизнесмены не интересуются законодательством.
Был принят закон о выкупе помещений. Типичный маленький предприниматель, который приходит ко мне, он просит помочь выкупить помещение.  Что же, заставить его прочитать закон?  В Москве выкупить помещение принципиально невозможно. Так между собой соотносится федеральный и московский законы. Объяснить это малому предпринимателю невозможно: он просит, ну пожалуйста, вы же наш депутат, напишите, скажите и т. д.
Поведение среднего и малого предпринимателя обычно испуганное. Он приходит на что-нибудь пожаловаться. Когда его просишь написать заявление – часто не пишет. Некоторые приходят несколько раз – все не решаются, не решаются, не решаются. Потом – ба-бах, напишут заявление. Значит, я пытаюсь как-то депутатскими методами их заявить. В суд почти никогда не подают. Опять я извиняюсь: это те люди, которые приходят ко мне. Может быть те, которые ходят в суд, ко мне не ходят. И поэтому у меня может быть ложное впечатление по выборке в целом. Последнее. Здесь есть опасность, когда вы расследуете конкретные случаи и конкретные механизмы, у вас возникает определенное содержание. Когда вы прибегаете к статистике, вы можете оказаться в положении, когда вы с  помощью так называемого научного метода переводите неопределенность в определенность и вы маскируете на самом деле проблему.
Николай Смирнов
- Собственная точка зрения наверное у меня не поменялась. Я остался при том, о чем знал. Хорошо, что здесь прозвучали отдельные важные моменты. И об этом узнали наши гости – я действительно очень этому рад.
Что хотелось бы от себя сказать дополнительно? По поводу того, что сомнение вызывает снижение административных барьеров, показанное мониторингом. Ну да, действительно, возможно они есть. Теория показывает, что при сохранении вот этой неэффективной институциональной структуры снижение административных барьеров должно сопровождаться снижением коррупции и ростом теневой экономики
Наталья Волчкова
- Я рада, что Павел Алексеевич рассказал о своем опыте и его встреча, хотя бы с обиженным бизнесом, подтвердила те результаты, которые мы получили. Действительно, обиженный бизнес есть, но есть бизнес и не обиженный. Но что самое удивительное из разговора с тем же самым бизнесом – если в 2001-м году процедура регистрации для бизнеса была барьером существенным, то сегодня ни один бизнесмен не скажет вам, что зарегистрировать бизнес – это тяжело. И мы считаем, что это существенный прогресс в отношении снятия вот этого барьера. Барьеров много. Ни в коем случае мы не претендуем на полноту обзора всех административных барьеров для бизнеса. Мы смотрим только те, по которым были приняты законы. Законы, которые только начали сейчас обсуждаться, первые шаги. В 2001-м году ничего в этом отношении не принималось. Но то, что было, список лицензируемых видов деятельности из «200 плюс» сократился до 70-ти – это факт. Да, тот бизнес, который получает лицензии, возможно сейчас жалуется даже больше, чем раньше. Почему? Потому что остались самые дорогие, самые сложные лицензии в этом законе. А те, кто получали лицензии, они жалуются, они стали дороже – это естественно, потому что остались именно те лицензии, пока от которых не отказался, это самое сложно.
    Я не согласна, что барьеры не уменьшаются. Они уменьшаются. И мы это меряем. Есть числа: например, сколько дней вам потребовалось, чтобы подать документы.
Сергей Гуриев (модератор):
- Дискуссия была интересной. Все эти исследования находятся на грани того, что мы можем и не можем померить. Есть вещи, связанные с размером теневой экономики, с коррупцией, которые мы померить не можем. И поэтому наша анкета все время расширяется и видоизменяется, потому что мы пытаемся отслеживать все новые и новые бедствия и пробелы бизнеса. Но мы видим и действительно успехи. Это связано с тем, что там, где поставлены четкие количественные результаты – во многих регионах, не во всех, и Москва здесь, кстати, один из самых страшных случаев. Здесь малым бизнесом заниматься плохо по сравнению с другими регионами. Но мы видим и успехи регистрации, и лицензирования, и сертификации. И мы опять же не получаем вполне количественные ориентиры, когда мы беседуем с чиновниками о результатах исследований.
Мы говорим: знаете, вам нужно ваших коллег на местах экзаменовать – знают они закон или нет. Или вам их нужно обучать. Вам нужно устраивать между ними – разделяй и властвуй, как это было сделано в мае 2009 г., когда внеплановое проверки должны осуществляться только с санкции генпрокуратуры. Это вполне конкретные вещи, которые помогают малому бизнесу. Половина заявлений о внеплановых проверках была генпрокуратурой одобрена, а половина нет. И вполне конкретные предприниматели смогли провести эти несколько дней своей жизни с пользой для общества и для себя. Вместо того, чтобы общаться с проверяющими. За что отдельное спасибо законодателям и чиновникам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
  • Аккредитация
Отправить

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах