Примерное время чтения: 7 минут
4657

Русский Гауди и его саркофаг: ТОП-5 работ Константина Мельникова

Категория:  Персоналии

3 августа исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого архитектора, одного из наиболее выдающихся представителей архитектуры советского авангарда Константина Мельникова. Как писали о нём архитекторы разных эпох, поколений и стран, этот «русский Гауди» смог опередить своё время на 50 лет и представил гениальные вещи в обществе, в котором было запрещено воображать.

О самых известных проектах архитектора Константина Мельникова, некоторые из которых и по сей день можно наблюдать в Москве, рассказывает АиФ.ru.

Константин Мельников у винтовой лестницы «Махорки», фото 1923 г. Фото: Public Domain

Павильон «Махорка»

Известность Мельникову принёс проект авангардистского деревянного павильона Всероссийского махорочного синдиката («Махорка») на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года. Это был один из самых первых примеров архитектуры советского авангарда, в котором молодой архитектор впервые выразил свои новаторские идеи. Вот что писал о «Махорке» сам автор:

«Это первое моё самоуправство с технологией убедило меня в том, что если Архитектура будет критически рассматривать при проектировании данные от технологов, это принесёт пользу в совершенствовании самой технологии. Из одноэтажного сооружения, которое мыслилось моими технологами, «Махорка» выросла в целую концепцию объёмных построений с консольными свесами, огромными плоскостями плакатов и прозрачным, не имеющим в углах конструктивных опор, остеклением. Так естественным ходом образовалась архитектура павильона, идя следом за токами его внутренней жизни».

До наших дней, к сожалению, «Махорка» не сохранилась.

Читайте также: Москва, которую мы потеряли. 7 уничтоженных столичных зданий

Павильон «Махорка», 1923 г. Фото: РИА Новости/ Хренников

Саркофаг Ленина

Мельников также является автором первого саркофага в здании мавзолея Владимира Ильича Ленина, в котором вождь пролежал с момента своей смерти в 1924 году до Великой Отечественной войны. Как пишет в своей рукописи Мельников, «архитектурная идея моего проекта состояла из четырёхгранной удлинённой пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей на сказку о спящей царевне». Однако в процессе работы проект пришлось упростить. Сейчас саркофаг в разобранном состоянии находится на хранении в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова именно в этом проекте позже его не коснулись репрессии.

Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке

Дом Мельникова — одно из самых известных и необычных творений мастера. Даже те, кто не силён в истории архитектуры, знают «тот самый» круглый дом с ромбовидными окошками в Кривоарбатском переулке, который Мельников построил для себя и своей семьи в 1927–1929 годах.

Это был абсолютно не характерный дом для жилых построек советского времени. Дизайн у него был действительно уникальным: гладкая поверхность, усеянная сотами окон, и необычная композиция из двух цилиндров разной высоты, «врезанных» друг в друга на треть радиуса, напоминая тем самым цифру 8. Архитектор также много экспериментировал внутри дома — с формой, пространством, освещением и интерьером.

После смерти автора его дом был неофициально превращён в закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 года являлся сын Мельникова, художник Виктор. Сейчас в нём планируется создание официального государственного музея отца и сына Мельниковых.

Дом Мельникова. Фото: Commons.wikimedia.org/ CC BY-SA 3.0/Shesmax

Советский павильон в Париже

В конце 1924 года проект павильона Мельникова был выбран представлять СССР на Международной выставке современных декоративных и прикладных искусств в Париже. Как говорили тогда современники, здание был признано лучшим не зря, ведь оно «выглядело свежо, бодро и олицетворяло динамизм, энергию молодого государства». Лёгкая конструкция из дерева и большого количества стекла с диагональной надстройкой была заметна на выставке издалека. Тот же, что и при проектировании «Махорки», подход был развит и принёс Мельникову мировую славу смелого авангардиста, а его павильон стал одним из примеров для будущих поколений архитекторов этого направления во всём мире.

Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и прикладных искусств в Париже, 1925 г. Фото: Public Domain

Дом культуры им. И. В. Русакова

Дом культуры им. И. В. Русакова (первоначальное название — Клуб Русакова Союза коммунальщиков) на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская был построен в 1929 году. Это первый в мире клуб, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх щупальцах-выступах. Проект отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями. Сочетание железобетонного каркаса и стеклянных окон-стен в зрительном зале, а также системы трансформируемых перегородок было прогрессивным архитектурным решением для того времени. Здание клуба изначально было построено по заказу Союза коммунальщиков для рабочих расположенного рядом Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских. В 1999 году его включили в списки объектов истории и культуры, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО. В настоящее время там располагается театр Виктюка.

Клуб коммунальщиков. Фото: Commons.wikimedia.org
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах