Примерное время чтения: 5 минут
5065

…Что такое библиотека Шнеерсона?

Сюжет Американские хасиды требуют от России вернуть библиотеку Шнеерсона
Категория:  Другое

Кто такой Шнеерсон и что за книги он собирал?

Раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон являлся главой общины хасидов, располагавшейся в местечке Любавичи (сейчас это территория Смоленской области). С 1772 года любавические раввины начали собирать коллекцию книг об иудаизме. Раввин Шнеерсон (годы жизни: 1880–1950) и его потомки продолжили их дело, оформив собрание книг в качестве библиотеки.

Во время Первой мировой войны ребе Йосеф Шнеерсон вместе со своим окружением переехал в Ростов-на-Дону, часть библиотечных собраний передав на хранение в Москву, на книжный склад Персица и Полякова. В 1918 году эта часть собраний была национализирована и передана в библиотеку Румянцевского музея (на основе которой была создана Библиотека имени Ленина, с 1992 года – Российская государственная библиотека).

Часть рукописей Шнеерсон вывез за границу. В 1934 году эта часть коллекции оказалась в Польше, где была обнаружена нацистами и отправлена в Германию. После победы СССР собрания Шнеерсона вместе с другими трофеями были перевезены в Москву и переданы в госархив.

                                                               
Справка
Любавичский хасидизм (также – рациональный хасидизм, или Хабад) – религиозное течение в иудаизме, центром развития которого в XVIII веке стало село Любавичи. Движение Хабад использует основы Каббалы вместе с другими областями иудаизма, призывает к переосмыслению секретов Торы. Сторонники теорий заговора считают, что целью движения Хабад является подчинение правительств стран мира.

В настоящее время часть собрания Шнеерсона хранится в Российской государственной библиотеке (РГБ). Там даже имеется специальная комната, в стенах которой можно работать с книгами вышеназванной коллекции. Известно, что работники РГБ обнаружили в коллекции книг дублирующиеся экземпляры и передали их еврейской общине в Москве. Другая часть собраний Шнеерсона хранится в Российском государственном военном архиве и является частью культурного достояния страны.

Потомку Шнеерсона удалось бежать из оккупированной Польши в Нью-Йорк и обосноваться в Бруклине, где на данный момент и располагается центр движения любавических хасидов.

Сам раввин Йосеф Шнеерсон после смерти не оставил никаких распоряжений относительно фамильной коллекции книг.

Сколько книг в библиотеке?

На данный момент собрание составляет порядка 12 тысяч древнееврейских книг и около 50 тысяч редких документов, среди которых более трёхсот манускриптов. Это собрание содержит рукописи и книги о хасидизме, в том числе священные, с точки зрения этого религиозного течения, философские трактаты и работы.

Дело о «возвращении книг»

В 1988 году Россию посетила делегация американских хасидов с просьбой вернуть им коллекцию семьи Шнеерсона, которая, по их мнению, не представляла никакой ценности для русской культуры.

В начале 1990-х годов любавические хасиды начали добиваться возвращения им «библиотеки Шнеерсона» ещё более активно, они неоднократно проводили пикеты и даже пытались захватить документы силой. Семейный архив Шнеерсона почитается как религиозная святыня среди этой ветки хасидов, и они полагают, что тексты из российских архивов дадут им новые мистические свидетельства и пророчества.

Интересно, что 8 октября 1991 года высший арбитражный суд РСФСР обязал Библиотеку имени Ленина вернуть часть коллекции хасидам, однако библиотека не выполнила этого решения, утверждая, что архивы являются национальным достоянием народа. 18 ноября того же года суд повторно постановил передать собрание книг Шнеерсона в фонды создаваемой Еврейской национальной библиотеки, однако заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин не позволил выдать коллекцию, спрятав её в библиотечных стенах. В 1992 году решения арбитражного суда были отменены, и коллекция так и осталась в библиотеке.

В 1998 году к премьер-министру России обратился президент США с просьбой возвратить хасидам собрание Шнеерсона. Уже в 2005 году члены Сената и Конгресса США подписали официальное обращение к Владимиру Путину с просьбой посодействовать возвращению книг «Хабаду». Официального ответа не поступило.

Через год, в 2006 году, хасиды отправились в Федеральный суд Вашингтона, указав в качестве ответчиков Российскую Федерацию, Минкультуры РФ, РГБ и Российский государственный военный архив. Согласно заявленному иску, организация любавических хасидов требует вернуть им «библиотеку Шнеерсона». Российская сторона заявила, что это дело находится вне юрисдикции судов США.

Судья Ламберт, рассматривающий это дело, в начале 2009 года предупредил российских юристов о том, что может принять решение в пользу истца, если россияне не примут участия в слушаниях по делу. В связи с неявкой российских представителей суд, как и было заявлено, в августе 2010 года принял решение в пользу возвращения коллекции книг хасидам. В июле 2011 должен был быть начат процесс возвращения книг и документов этому религиозному движению, а 16 января 2013 года суд округа Колумбия обязал Россию выплачивать хасидам ежедневно 50 тысяч долларов вплоть до даты возврата «библиотеки Шнеерсона».

В МИД России считают, что решение американского суда является нарушением общепринятых норм и принципов международного права, в соответствии с которыми суды одного государства не имеют права рассматривать иски против других государств без явно выраженного их согласия. Представители МИД считают, что возврата «библиотеки Шнеерсона» не произойдёт. Кроме того, МИД потребовал вернуть в Россию семь книг названной коллекции, которые американские хасиды получили в 1994 году на два месяца и незаконно удерживают в течение 16 лет.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах