Детям с особенностями — особые возможности
В России порядка 12 млн россиян имеют
ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), из них 2 млн — дети. Какие условия создаются для их образования?
Каждый случай индивидуален, но в основном речь идет о таких диагнозах, как ДЦП, нарушения речи, зрения и слуха, аутизм, задержка психического развития, интеллектуальные нарушения. Многие из них, при соблюдении определённых условий, могут учиться в школе. Над тем, как правильно организовать процесс обучения для таких ребят, сегодня работает, в том числе Агентство стратегических инициатив (АСИ).
АСИ ежегодно проводит форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», в котором принимают участие не только широкое экспертное сообщество, представители школ и органов власти, но и родителей детей с особенностями. Первый форум прошел в прошлом году в Грозном, второй – при поддержке Министерства просвещения России – в Сургуте.
Что такое инклюзивное образование?
Если коротко, то под инклюзивным образованием имеется в виду такая организация процесса обучения, при которой дети, независимо от их особенностей, включены в общую систему получения знаний. То есть вместе обучаются обычные дети и их сверстники с особенностями. Это касается детских садов, школ, университетов.
Светлана Чупшева, генеральный директор АСИ:
Наша цель – выработать решения в сфере инклюзивного образования с учетом ресурсов государства, бизнеса, НКО, общества в целом. В этом году мы уделили особое внимание непрерывности образования, разнообразию форм обучения для детей с особыми потребностями, а также возможностям их дальнейшей самореализации.
Как обстоят дела на сегодня?
Мир детей с ограниченными возможностями здоровья как бы отделен от остального мира труднопреодолимой преградой. У обычных ребятишек свои детские сады и школы, у детей с ОВЗ — свои. Это нельзя назвать благом для самих детей. Если с детства жестко разделять две жизни, обычную и «инвалидную», то потом вернуть человека с проблемами в общество уже очень сложно.

При этом все составляющие системы реабилитации таких детей в России давно существуют. У нас много хороших центров и коррекционных школ. Налажена работа логопедов и детских психологов. Вузы каждый год выпускают специалистов по коррекционной педагогике. Даже законодательная база отработана. В прошлом году президент Владимир Путин подписал поправки к закону о социальной защите людей с инвалидностью, которые закрепили понятия «сопровождаемого проживания» и «социальной занятости». 
Что нового?
В последнее время силами государства, общественности, НКО многое меняется к лучшему. Например, с 2017 года в России существует такая профессия, как тьютор. Весьма многозначный термин: в английском языке это и учитель, и наставник, и воспитатель, и инструктор, который к обучению и развитию каждого ребенка имеет индивидуальный подход. У нас под этой профессией понимается индивидуальный сопровождающий для ребенка с особыми потребностями.
Тьютор занимается организацией социальной среды, работает с другими педагогами, которые обучают ребенка с проблемами в школах.
Где готовят тьюторов?
Тьюторов в России готовят двумя способами.
Первый — магистерские программы в вузах;
специальность называется тьютор для инклюзивного образования.
Второй — программы профессиональной
переподготовки, когда за 250 академических часов можно поменять педагогическую специальность, скажем, с психолога или дефектолога на тьютора. На сегодняшний день это наиболее массовый источник пополнения кадров в этой сфере.
Что такое транзитное планирование?
Один из основных способов провести ребенка с ОВЗ от детского сада до трудоустройства называется транзитным планированием.
Это как раз то, чем должны заниматься тьюторы.

На пальцах: детские дошкольные учреждения и школы находятся в ведении Министерства просвещения. Вузы относятся к Министерству науки и высшего образования. Реабилитационные центры — это уже Минздрав. А еще самое прямое отношение к детям с ОВЗ имеет Министерство труда и социальной защиты. В каждом ведомстве свои установленные порядки, свой документооборот, своя отчетность.


Чтобы эти стыковочные элементы не стали непреодолимыми границами для детей и их родителей, нужны совместные усилия учителей, администрации, социальных работников и врачей. В терминологии АСИ это называется бесшовной поддержкой.
Транзитное планирование включает несколько доменов благополучия человека: «семья», «социализация», «самореализация», «обучение и развитие», «здоровьесбережение».
Гоша Куценко,
актер, учредитель благотворительных фондов по поддержке детей с особенностями «Шаг вместе» и «Жизнь с ДЦП»:

У нас есть примеры, когда один мальчик с ОВЗ из детдома в Тверской области после реабилитации в Научно-практическом центре детской психоневрологии (пожалуй, головного учреждения подобного профиля в стране) закончил университет, стал успешным юристом. Другие дети пишут стихи и прозу. Поверьте, мои самые прекрасные воспоминания — о них. Как будто это мои дети.
Чего не хватает?
Вроде бы все составные части мозаики есть, а целостной картины не получается. Этот парадокс его участники пытались осмыслить в ходе обсуждений на форуме в Сургуте.

Так чего же все-таки не хватает?

Светлана Алехина,

директор Федерального

центра по развитию инклюзивного общего и

дополнительного образования:

Проблема в том, что детям с ОВЗ и их родителям приходится преодолевать барьеры, связанные с переходом c одного уровня образования на другой. Сначала — из детского сада в начальную школу. Потом — из начальной в основную, потом в среднюю, потом в систему профессионального или
высшего образования. Эти переходы на
сегодняшний день — серьезные барьеры,
усложняющие включение в новые условия образования и новые социальные среды. Для преодоления барьеров нужна поддержка, адаптированные программы, доступная среда, индивидуальные средства и подготовленный учитель.
Что в итоге?
Результатом трехдневной работы форума стал меморандум из 8 инициатив, разработанных представителями НКО, образовательных организаций, учреждений социальной защиты, здравоохранения, органами федеральной и региональной власти, вузами и бизнесом.
Предлагается разработать:
Реализация этих предложений позволит выстроить индивидуальный маршрут поддержки для ребенка с особенностями развития, вплоть до того, как он станет взрослым.
комплексную карту компетенций и соответствующих им потребностей в сопровождении детей с ОВЗ;
возможность реализации их в офлайн и онлайн формах;
программу обучения специалистов и родителей практикам и методикам с доказанной эффективностью;
проект профстандарта и подходы к подготовке специалиста по анализу поведения;
комплексное исследование по выявлению эффективных практик, направленных на реализацию принципа транзитного планирования;
комплекс рекомендаций по развитию системы помощи и сервисов, включая социальную занятость, сопровождаемую трудовую деятельность и сопровождаемое проживание для инвалидов старше 18 лет;
программу «Здоровьесберегающая школа»;
предусмотреть новую специальность «тьютор, или ассистент по работе с туристами с ОВЗ».
Сергей Кравцов,
министр просвещения России:
Сегодня более половины школьников с ОВЗ обучаются инклюзивно. Мы делаем все, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями высокое качество образования. Качество и доступность инклюзивного образования во многом зависят от совместного труда родителей, педагогов, руководителей образовательных организаций и самих ребят. Только сообща мы можем добиться высоких результатов на этом важном пути.
Задача – помочь детям
Как мы знаем, II Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», прошел в Сургуте. А первый форум состоялся в городе Грозный в 2023 г.
Айна Зубхаджиева, директор специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушением интеллекта г. Грозный:

Мы все с вами помогаем детям. Мы не пытаемся их изменить или загнать в рамки каких-то общепринятых норм. Мы пытаемся найти способ поддержать их в реализации их личного потенциала.
В целях социализации мы проводим совместные спортивные и культурно-массовые мероприятия совместно с массовыми школами. Мы активно участвуем в походах, экскурсиях, спортивных соревнованиях. Причем наши дети очень не любят проигрывать.