Примерное время чтения: 13 минут
915

«Фестиваль добрых дураков». Три истории театров-путешественников

Три театральных коллектива — ярославский театр «Дети улиц», московская студия «Эскизы в пространстве» и оренбургские «Крылья» — объединили свои усилия в уникальном творческом проекте — фестивале-путешествии по улицам страны.

Название «Фестиваль добрых дураков» не оскорбительно. Организаторы дали возможность и детям, и взрослым на несколько часов забыть о серьёзных делах и насладиться безбашенными поступками, дурачеством и весельем.

Актёры используют любые обстоятельства, даже в действующем фонтане могут устроить мокрый перформанс Актёры используют любые обстоятельства, даже в действующем фонтане могут устроить мокрый перформанс. Фото Полины Седовой

До Оренбурга фестиваль уличных театров уже побывал в Туле, Ярославле и Нижнем Новгороде. В планах — Екатеринбург, Одесса, Киев, Минск.

«Самое ценное — свобода действий»

Марина Акишина — организатор фестиваля — руководит ярославским театром «Дети улиц». Женщину с выкрашенным белой краской лицом очень сложно найти даже в толпе зрителей. Марина всегда в гуще событий: вместе с воспитанниками своего театра она берёт интервью у оренбуржцев: вместо микрофона у них швабры, вместо словесных вопросов — пантомимы.

Дина и Марина два человека, на которых держится караван фестивалей уличных театров мира Дина и Марина — два человека, на которых держится караван фестивалей уличных театров мира. Фото Полины Седовой

«Наш театр — самый настоящий уличный. У нас нет постоянного состава, к нам приходят и взрослые, и дети, они могут уйти через день, а могут остаться на год и больше. Самое ценное в уличном театре — свобода действий», — говорит Марина и тут же убегает на сцену, перерывы между номерами не больше 5 минут.

Театр «Дети улиц» не признаёт репетиций, выступают всегда только экспромтом. Свои номера для «Фестиваля добрых дураков» они готовили утром, на бегу. Реквизит нашли в гостинице, с собой из Ярославля привезли только костюмы.

В Оренбург театральная труппа приехала в небольшом составе: 4 юных актёра в возрасте от 5 до 16 лет, мама троих из них — Дина Лопаева — и сама Марина. Группа всё лето ездит из города в город, мечтая привозить с собой настроение настоящих уличных театров.

Интервью со шваброй вместо микрофона. Главное удивить окружающих Интервью со шваброй вместо микрофона. Главное — удивить окружающих. Фото Полины Седовой

«Такие мероприятия — показатель уровня развития города. Мы хотим, чтобы люди были открыты для творчества. Многие направления подобного искусства родились из субкультур, практически случайно. Может, и сейчас здесь зарождается что-то, о чём мы даже не имеем представления!».

Марина верит в то, что помимо общекультурной, уличные театры выполняют и социальную функцию:

«Я сама из детского дома. Много работаю с сиротами. Я знаю, как важно научить таких детей не бояться окружающих, уметь договариваться, общаться. Этому я и учу их в театре: быть детьми улицы в самом положительном смысле этого слова».

Семья индейцев из Ярославля путешествует из города в город Семья индейцев из Ярославля путешествует из города в город. Фото Полины Седовой

Актриса работает не только с выпускниками из детских домов, но и с неблагополучными семьями. Марина успевает совмещать театральную жизнь с педагогической деятельностью, параллельно являясь руководителем общественного объединения в Ярославле: помогает строить поселение для выпускников интернатов, у которых проблемы с получением жилья. «Всю свою жизнь стараюсь сохранять в себе ребёнка, — рассказывает Марина. — И жить так, как хочется именно в это мгновенье».

Марина старается всегда быть непосредственной, как дети Марина старается всегда быть непосредственной, как дети. Фото Полины Седовой

«Всё уже придумано до нас»

Любовь Пастухова — актриса и режиссёр оренбургского театра «Крылья», там она проводит почти всё свободное время. «Крылья» — не уличный театр, но актёрам нравится работать вне помещений.

«Многие спектакли, которые мы исполняем на традиционной сцене, можно адаптировать под улицу. Хотя здесь есть свои сложности, в парках чаще всего мы работаем без текста — пантомимой, клоунадой. Открытое пространство даёт большую свободу действий. Мы этим с удовольствием пользуемся», — после выступления Люба вытирает пот с лица: на «Фестивале добрых дураков» она выступала несколько часов подряд.

Люба в роли синей птицы Люба в роли синей птицы. Фото Полины Седовой

Для оренбургских «Крыльев» стили и жанры — не самоцель, это лишь средство донесения смысла до зрителей. Хотя и отсутствие зрителей порой работает на идею:

«Мы пробовали однажды делать представление в заброшенном безлюдном парке, один актёр сидел на лавочке с книгой, другой жонглировал, третий бегал, и всё это порождало какое-то особое взаимодействие».

Люба режиссёр креатив-театра Крылья, с прошлого года она ещё и педагог Люба — режиссёр креатив-театра «Крылья», с прошлого года она ещё и педагог. Фото Полины Седовой

В роли режиссёра Люба попробовала себя в прошлом году. Она не может объяснить, откуда в голове появляются идеи для спектаклей: «Иногда ешь овсянку или перекладываешь книги, занимаешься какими-то простыми бытовыми вещами, и вдруг — раз — рождаются новые мысли, — замечает актриса. — Правда, есть ощущение, что всё уже давным-давно придумано. Бывает, мы приезжаем на какой-то фестиваль, такие гордые со своим новым спектаклем, и видим ребят из другого города в похожих костюмах или с тем же реквизитом, хотя идеи у нас разные».

Уличные актёры редко работают голосом, свои эмоции выражают мимикой и жестами Уличные актёры редко работают голосом, свои эмоции выражают мимикой и жестами. Фото Полины Седовой

Люба как режиссёр и педагог театра стремится поставить драматургию так, чтобы зритель ушёл со спектакля, задумавшись:

«Я против мата и пошлости на сцене. Понимаю, что человек сейчас в погоне за яркими эмоциями: горки должны быть с каждым разом выше, скорость больше, ощущения круче. Но театр располагает массой приёмов, чтобы привлечь зрителя, их надо использовать, а не опускаться ниже пояса».

«Между двух стульев»

Творческая лаборатория «Эскизы в пространстве» появилась в Москве. «Мы не можем себя никак охарактеризовать. Любое определение в театре чревато схематизмом. Мы близки к театру представления, работаем в жанре абсурда, но о чём это говорит, если не отражает сути?» — рассуждает нынешний выпускник МГУКИ, актёр Дмитрий Мышкин.

 Эскизы в пространстве называют себя творческой лабораторией, они часто экспериментируют с реквизитом «Эскизы в пространстве» называют себя творческой лабораторией, они часто экспериментируют с реквизитом. Фото Полины Седовой

«Эскизы в пространстве» — авторский театр. Три года назад 8 студентов Московского госуниверситета культуры и искусств объединились в творческую лабораторию. Сейчас говорят — не представляют жизни друг без друга. В Москве они живут в одном студенческом общежитии, а приезжая в другие города, никогда не соглашаются на расселение.

Свои путешествия по фестивалям студенты оплачивают из собственного кармана — «работают на имя», чтобы потом имя работало на них.

«Поскольку мы ограничены в средствах, к сожалению, не можем привозить много реквизита для уличных спектаклей, поэтому мы не много выступаем. Но у нас есть секретное шоу «Сырые и гордые», которое играется именно в помещении», — Дмитрий Максименков составляет декорации из коробок.

Многие полноценные спектакли актёры переделывают в перформансы для улиц — короткие представления, передающие не сюжет, а общий смысл, где произведением выступает сам исполнитель.

Улица даёт театру новые возможности, например, сжечь ради искусства часть реквизита Улица даёт театру новые возможности, например, сжечь ради искусства часть реквизита. Фото Полины Седовой

«Сейчас мы находимся между двух стульев. Есть некоторые вещи, которые мы хотим сделать, прям руки чешутся, но их нельзя сделать в камерном театре, например, номера с огнём. И мы пробуем себя вне помещений», — рассказывает Дмитрий.

Его мысль тут же подхватывает актриса «Эскизов» Ирина Михейшина:

«Улица и обстановка даёт спектаклю новое прочтение. В Туле мы вместо сцены использовали старый заброшенный фонтан, было интересно осваивать разные уровни, разные поверхности».

Своих героев они отчасти ищут в себе, в тех глубинах души, куда обычно заглядывать не хочется. В спектакле «Сырые и гордые» персонажи, ровесники актёров, живут сиюминутными радостями, не задумываясь о смысле своего существования. И только во сне наружу вылезают мысли, которые они стремятся внутри себя задушить — о детях, любви, дружбе, месте человека в жизни.

Этот перформанс создали по мотивам спектакля Гроб жирафа Этот перформанс создали по мотивам спектакля «Гроб жирафа». Фото Полины Седовой

Свою жизнь профессиональные актёры вне театра не представляют, и совершенно не важно, будет ли он уличным или камерным, главное, чтобы был свой, в сегодняшнем составе. Они наперебой рассказывают о своих планах.

– Мы мечтаем построить 5-этажное здание своего театра…

– С малой и большой сценами.

– Разбить там два фонтана, чтобы потом их забросить и выступать там.

– И ещё у нас будет одна белая комната для размышлений, посередине которой будет стоять всего один стул.

– Или табурет!

– Правда, мы ещё не решили, какого цвета будет этот стул.

Актёры давно считают себя родными, даже задумываются о переименовании театра в «Семью Петрухиных», в честь одного из участников. А каждая семья, пусть даже «уличная», мечтает о собственном доме.

В уличном театре всегда есть место импровизации В уличном театре всегда есть место импровизации. Фото Полины Седовой

Читайте также

 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах