Примерное время чтения: 9 минут
4468

Олег Меньшиков. От Костика до Тарасова

ТВ-ГИД № 16. Олег Меньшиков. От роли Костика до Тарасова 17/04/2013
Олег Меньшиков
Олег Меньшиков www.globallookpress.com

Катастрофы и неудачи

Досье
  • Родился 8 ноября 1960 года в г. Серпухове.
  • Отец - военный инженер, мама - врач.
  • После окончания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина работал в Малом театре, в Театре Совет­ской армии, в Театре им. Ермоловой.
  • Ролан Быков не утвердил Меньшикова на роль в своём фильме «Осторожно, черепаха!» со словами: «Слишком ты весёленький, не быть тебе актёром».
  • Снимается в кино с 1980 года. Сыграл более 30 ролей.

Увы, с кино у Меньшикова отношения складываются не очень хорошо. Много ли за последнее время было у актёра искренних, берущих за серд­це ролей? Да, конечно, - Саня в «Кавказском пленнике» и Митя Арсенть­ев в первых «Утомлённых солн­цем». На этом, пожалуй, список заканчивается. Зато, на мой взгляд, сколько катастрофических неудач и ненужного середняка в послужном списке Олега… Не стали творческими достижениями (хотя и позволили хорошо заработать) ни «Золотой телёнок», ни «Доктор Живаго».

В «Телёнке» всё сразу по­шло не так: без сердца, драйва и удали. С «Доктором» посложнее: вроде все исполнители на месте, да и режиссёр хороший, а нет контакта между актёрами. И любовные сцены Олегу никогда не удавались - вспомним хотя бы «Сибирского цирюльника», от которого так и не удалось отказаться актёру.

Как написал когда-то умный Стас Садальский: «Единственный минус Меньшикова в том, что Никита Михалков его любит». И ведь как прав! Один раз Олег сильно подвёл «своего» режиссёра - за 4 дня до съёмок фильма «12» отказался от главной роли, решив - «не его». Сколько потом было слухов, что, дескать, отношения между «мэтрами» испорчены. Но нет, до сих пор прекрасно вместе работают…

Впрочем, кажется, сам Меньшиков из-за своих провалов не унывает и на вопросы о роли-мечте отвечает, что таковой у него нет. Да и об актёрской профессии однажды отозвался как о «никчёмной». И в этом есть свой резон - уже давно деньги ему приносит не кино, а реклама дорогих часов и хороших машин. Есть у Олега и собственный ресторан «Чемодан», в который любят заезжать знаменитости. В любом случае альтернативный и, надо сказать, весьма высокий заработок позволяет Меньшикову не сходить с ума без ролей. Сколько в нашей жизни примеров, когда большие и хорошие актёры год из года портят себе карьеру, мелькая на экране в убогих фильмах. Меньшикову в отличие от них удаётся сохранить себя.

Олег Меньшиков. Кадр из фильма «Восток-Запад»

Театр не бывает без скандалов

Если в последнее время в кино Меньшиков выглядит невнятно и бледно, то в театре он по-прежнему блистает. Там актёр сыграл в запоминающихся «Игроках», «Спортивных сценах 1981 года» и моноспектакле «1900-й». Ему невероятно удались роли Калигулы (в одноимённом спектакле Петра Фоменко), Нижинского и Чацкого. И уж наверняка Олег прекрасно сыграл Есенина в поставленном в Англии спектакле, ведь недаром он получил за эту работу премию Лоуренса Оливье.

Но, увы, и в театре у Меньшикова всё складывается не так уж и гладко. Сегодня он занимает должность худрука Театра им. Ермоловой, как мне кажется, с откровенно слабым репертуаром и невыдающимся актёрским ансамблем. Вот с чем приходится работать Олегу. Проблем масса, их нужно преодолевать, и без маленьких неудач и скандалов сделать это не получается. Взять хотя бы некрасивую историю с Татьяной Догилевой. Меньшикову, несмотря на огромный опыт совместной работы с ней, пришлось уволить актрису из труппы.

Мутная история со свадьбой

Не обходится без скандалов и личная жизнь Меньшикова. Он пытался скрыть от общественно­сти свою скорую женитьбу на никому не известной студентке театрального вуза Анастасии Черновой, но не получилось. Неужели актёр серьёзно думал, что при его-то популярности бракосочетание останется незамеченным? Конечно, каждый вправе держать личную жизнь в тайне, однако чем известнее человек, тем выше интерес к нему - о кумире хотят знать всё! А уж о его избраннице тем более.

Олег Меньшиков с супругой Анастасией. Фото www.russianlook.com

Потому и стали судачить, что актёра склонили к супружеству шантажом, что предложение Анастасия получила по телефону, даже будучи незнакомой с Олегом, что Меньшиков влюблён вовсе не в жену. В первое время, надо признать, молодожёны сами сделали всё возможное для подтверждения подобных разговоров: супруги не показывались вместе, а если и выходили в свет вдвоём, то не выглядели как счастливая семейная пара. Актёр казался чересчур раздражённым и откровенно озадаченным. Да и первые появившиеся в прессе высказывания молодой жены вызывали у поклонников актёра оторопь. Неудивительно, что Меньшиков не любит давать интервью. А может, зря, ведь только ответив на вопросы, которые волнуют его поклонников, он сможет раз и навсегда положить конец глупым и и двусмысленным слухам. Но, видимо, время ещё не пришло...

В поисках идеального Костика

Кадр из фильма «Покровские ворота»

Готовясь к съёмкам «Покровских ворот», режиссёр Михаил Козаков никак не мог подобрать актёра на роль Костика и был измучен происходившим: столько молодых людей пересмотрели, а толку никакого! Он уже было отчаялся, но, к счастью, его жена, переводчица Регина Быкова, увидела по телевизору фильм с Меньшиковым про партизан и обратила внимание мужа на молодого актёра.

Козаков послушал супругу и дал указание ассистентам разыскать Олега. Его нашли без труда - он в тот момент снимался в «Родне» Никиты Михалкова. После первой же пробы с Татьяной Догилевой Козаков понял: вот он, идеальный претендент на роль Костика.

Но Меньшиков был уже утверждён в фильм «Част­ная жизнь» Юлия Райз­мана. Что делать? На отчаянный шаг решился автор сценария и пьесы драматург Леонид Зорин и написал режиссёру трогательное письмо, смысл которого сводился к одному: отдайте нам Меньшикова, потерять его мы не можем. И режиссёр «Частной жизни» уступил...

Впрочем, это была не единст­венная уступка. Самому Михаилу Козакову ради «Покровских ворот» пришлось пойти на сделку. Ему неоднократно предлагали роль Дзержин­ского, но каждый раз он отказывался. Однако, когда приступил к съёмкам «Покровских ворот», сверху поступило указание: не сыграешь чекиста - фильма не будет. И ему пришлось согласиться.

Превратиться в Тарасова

Анатолий Тарасов в 1970 году и Олег Меньшиков в образе Тарасова в фильме «Легенда № 17». Коллаж AIF.ru

Тарасов был непокладистым, неудобным человеком и гениальным тренером. Как считают хоккеисты той великой сборной, именно его отстранение от должности стало причиной того, что наша команда проиграла в конце концов знаменитую серию первых матчей с Канадой.

Первому мысль пригласить Меньшикова на роль тренера-вольнодумца пришла продюсеру картины Леониду Верещагину. Естественно, ставка на внешнее сходство и не делалась. Однако ничуть не похожий на Тарасова Олег на площадке в буквальном смысле перевоплощался в него.

«Когда мы смотрели отснятый материал с Михалковым, - рассказывает режиссёр фильма Николай Лебедев, - наблюдательный Никита Сергеевич восклинул: «Смотри-ка, даже походочку тарасовскую «снял»!» Между тем Меньшиков никогда не обсуждал со мной, должен ли он быть похож повадкой на своего прототипа, никогда не признавался, что рассматривал фотографии и изучал документальные кадры, на которых был запечатлён Тарасов. Но как только раздавалась команда «Мотор!», Олег менялся даже внешне, на одном актёрском нерве, без грима. А это свидетельствует не только о масштабе его дарования, но и об огромной «домашней» работе над собой. Я не знаю, примут ли зрители такой образ Меньшикова, но, на мой взгляд, он сделал удивительную роль, сильнейшую, мощнейшую. Многие говорят, что это лучшая роль в его жизни. Я бы сказал, что  сегодня его работа в «Легенде № 17» - это настоящая творческая победа».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах