Примерное время чтения: 13 минут
3395

Хип-хоп и рэп победили всё. Музыкальные итоги года

О музыкальных итогах года АиФ.ru поговорил с гендиректором Universal Music Russia Дмитрием Конновым и другими музыкальными экспертами.

Владимир Полупанов: Дима, каков, на твой взгляд, главный музыкальный тренд уходящего года?

Дмитрий Коннов: Главный тренд — это рост популярности стримиминга (потоковое вещание данных в режиме онлайн — Ред.) как главного способа потребления музыки. Год назад в стране было более 2 миллионов тех, кто так или иначе пользовался сервисами, которые позволяют получить доступ ко всем музыкальным трекам, новинкам, видео и прочему, а к концу 2018 году число таких пользователей составляет примерно 7 (!) миллионов. Отмечу, что Россия — не только один из лидеров по скорости роста аудитории стриминга, но и весьма особенный кейс — у нас нет крупнейшего в мире игрока этого рынка Spotify и есть локальные игроки, которые успешно лидируют или конкурируют с международными — я об Boom (музыка во ВКонтакте) и Yandex. Музыка. Именно стриминг, на который переключается самая музыкально активная аудитория от 10 до 25 лет, и обеспечил изменения во вкусах и способах потребления музыки, которые произошли буквально на наших глазах, в этом году. Отмечу, это в стране не менее 40 миллионов людей, которые готовы заплатить до 200 рублей в месяц за доступ ко всей музыке — и новой и старой, так что впереди еще много интересного, особенно когда все достоинства стриминга откроют для себя люди 35 — 40 лет... И именно стриминг остановил падение мировой музыкальной индустрии, которое началось в 2002 году — с 2015 году мы вернулись к устойчивому росту. Это самое лучшее, что было изобретено для потребления музыкального контента — ведь вам нужен любой смартфон и периодический доступ в сеть. Больше вы не тратитесь на проигрыватели, ни на кассеты или компакт-диски...Попробуйте — вся ваша любимая музыка уже вас ждет!

— Часто слышу, что хип-хоп потеснил все привычные музыкальные жанры. И у нас, и за рубежами нашей страны. Так ли это? И с чем это связано (если так)?

— Это правда, и у этого причин несколько. Во-первых, хип-хоп — это в первую очередь текст, а технологии записи музыки и звука рванули так, что каждый может научиться пользоваться парой программ, которые можно установить на любой ноутбук. Поэтому для самовыражения все готово — больше не надо стучаться к большим толстым дядькам и просить их дать денег на запись в студии. Второе — люди хотели услышать язык улиц, и хотели, чтобы артисты не изображали своих в доску парней, а просто были такими — и хип-хоп дал им эту возможность. Внутренняя цензура ушла. Можно больше не переживать, что скажут на радио о вашей песне — заливайте ее на стриминговые платформы и делайте ее хитом. И третье — поп музыка вечна, но она постоянно меняется, вбирая в себя самые разные музыкальные стили — можно вспомнить поп-рок начала 2000-х, например. С хип- хопом случилось то же самое — его ритм и тексты отлично «поженились» с главным принципом поп-музыки — хитом. И ещё — теперь мы очень спокойно относимся к тому, что тексты можно не только петь, но и читать — все больше и больше прекрасных примеров такой Музыки.

— Можешь назвать главных рекордсменов по сборам, продажам (артистов, находящихся в топах) — в российском и западном сегменте?

— В РФ по-прежнему нет чартов, основанных на статистике, хотя работа над этим ведется, поэтому сравнить цифры и чарты Америки или Германии с нашими пока смысла нет. Но есть итоги года от Apple Music и VK — можно поговорить про них.

— Сеть ВКонтакте и Boom (предоставляющие стриминговые сервисы) подвели свои итоги. На первом месте в их чарте — белорусский рэпер Леонид Вакальчук, скрывающийся за псевдонимам Sigo с песней Panda E . На второй и третьей строчках российские рэперы — Matrang с песней «Медуза» и Элджей с песней «Минимал». Как бы это прокомментировал?

— Это чарт самой активной аудитории, 10 — 20 лет. Вспомни себя в этом возрасте — ты — это та музыка, которую ты слушал. Поэтому этот чарт — лучшее свидетельство того, что А) поп впитал в себя хип-хоп и снова стал интересным, Б) в стране выросло поколение новых хит-мейкеров; В) западная музыка достигла минимума интереса за последние 30 лет; Г) в чарте доминируют парни, а исторически Россия страна женщин, которые поют, то есть нас ждет где-то новая очень большая звезда.

— У некоторых победителей проекта «Голос» контракты с с компанией Universal Music Russia. Что это за артисты? И что с ними происходит? Почему после «Голоса» у большинства победителей не происходит головокружительной карьеры?

— Контракт с нами — это условие участия для всех, кто выходит на первый этап шоу. В итоге победитель получает возможность записать альбом, а с прошлого года — сингл. Шоу началось в 2012 году (правда же, что эта дата кажется нам очень далекой) и неизменно приносит Первому каналу высокие рейтинги, а команда, которая делает шоу — самая профессиональная на рынке. А вот рынок музыкального контента за это время полностью изменился — люди хотят слушать новых, молодых артистов, но со своим оригинальным материалом. «Голос» же построен на каверах— исполнении, чаще всего очень профессиональном, известных уже песен. Добавьте к этому триумф жесткой лирики и читки, а не вокала, не забудьте, что голосование идет лишь во время прямого эфира, а это вечер пятницы в декабре, то есть то время, когда самая активная аудитория потребителей музыки на концертах или танцполе, но точно не у экрана телевизора. Все это приводит к тому, что победители оказываются в «заложниках» у взрослой аудитории, которой новые имена не нужны, а нужны лишь «хорошие девочки и мальчики», поющие известные песни.....

— Так какими артистами российскими вы занимаетесь сегодня? С кем есть контракты?

— В этом году мы работаем с 20 артистами; самые известные из этого списка Нойз МС, Лолита Милявская, Элджей. Есть те, кто стартовал в этом году — NXN, Cherocky, Sorta. Мы начали заниматься не только контентом, но и менеджментом артистов, самый первый контракт подписали с проектом Miidas — их клип мы представим после Нового года.

— Часто слышу фразу (в основном от продюсеров), что у нас есть шоу, но нет бизнеса. Так все-таки бизнес на музыке приносит деньги?

— Приносит, но если говорить о продаже контента, то зарабатывать можно на объеме прав, поэтому большие игроки чествуют себя все лучше и лучше. Однако в России традиционно доминирует концертный сегмент, в котором не все так волшебно, но 16 — 20 летние отдают последнее, что бы сходить на концерт своего кумира....

— CD-носители почти умерли. Слышу разговоры, что вновь в моде винил. Насколько спрос на винил является массовым? Какие тиражи у CD?

— В России CD умерли — все пользователи смартфонов научились скачивать альбомы или всё-таки пробуют пользоваться стримингом. А продажи винила держат достаточно высокую планку 4 год подряд — однако лишь больших западных музыкантов по-прежнему готовы покупать на виниле в России. Отечественные звезды печатают винил в обязательном порядке для продаж на концертах, ведь туда приходит самая преданная часть аудитории, которой винил (и иногда CD) все еще интересен.

— Помню, в 80-е годы обладатель коллекции виниловых западных пластинок считался чуть ли не небожителем. В СССР такое могли себе позволить состоятельные и продвинутые люди. Музыка перестает быть ценностью, с отмираем любых носителей, с переходом на цифру, с развитием стриминговых сервисов? Ведь сегодня музыку можно слушать совершенно бесплатно. И ее нет смысла коллекционировать (как это было в 80-е и 90-е).

— Музыка оторвалась от физического носителя и превратила (благодаря стримингу) в эмоцию, настроение, которое можно всегда иметь под рукой — ведь у каждого из нас в руках смартфон. И это прекрасно. Музыкальная индустрия, наконец-то, в счастливом браке с цифровой — наверное, мы сделали это первыми из всех креативных деятелей. А винил можно коллекционировать по-прежнему — это теперь значительно доступнее, чем в СССР. Ведь коллекция чего-то это тоже эмоции.

— Чем можешь похвастаться, как руководитель Universal Music Russia? Какие ваши основные достижения в уходящем году?

— В мире цифры нельзя не то, что стоять на месте, даже снижать скорость, и мы в этом году учились и менялись даже быстрее рынка.

А с точки зрения музыки горжусь альбомом «Раневская» Лолиты Милявской, хип-хоп- оперой «Орфей и Эвридика» Нойза МС и нашей работой весь год с Элджеем. Рад тому, что наш международный каталог — самый востребованный в России — это и Imagine Dragons и Post Malone и триумф группы Queen, которую для себя открыли те, кто родился уже после смерти Фредди Меркури.

— Твой прогноз — что ждет музыку в ближайшие годы?

— Повсеместный стримминг приведет к тому, что публика будет предъявлять все больше и большие требования к тем, кто выходит на сцену, к качеству музыки и шоу. Главное, что музыка и те эмоции, которая она дарит, можно уже сейчас получить легко и просто!

— Главный хит и главное музыкальное событие года?

— Главный хит «Минимал» Элджея, музыкальное событие — стриминг.

Главное музыкальное событие года по версии музыкальных экспертов, опрошенных aif.ru:

Владимир Полупанов («АиФ»): Концерт Роджера Уотерса в «Олимпийском». Высококлассное шоу мирового уровня с песнями, наполненными смыслом и успевшими при жизни автора стать классикой.

Борис Барабанов («КоммерсантЪ»): Концерт рэперов в поддержку Хаски. Беспрецедентный случай, когда наши музыканты объединились, в принципе, ради какой-то цели.

Александр Кушнир («Кушнир продакш»): Пикник «Афиши» в Коломенском. Настоящий европейский рок-фестиваль категории А.

Владимир Матецкий (композитор): Итоги года можно выразить двумя словами. Рэп и Украина. Как стиль доминирует рэп. А у Украины лидерство в авторстве музыки. И основная масса популярных песен либо написана, либо спета украинскими исполнителями (Светлана Лобода, группа KAZKA и т.д). Даже хит Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий» написан украинцем. Очень жалко, что рэп здорово сдвинул позиции рок-музыки. Очень надеюсь, что в следующем году рок-музыка отвоюет у рэпа внимание аудитории. Рок-музыка не должна исчезать, наоборот, должна прирастать новыми интересными именами.

Артур Гаспарян (МК): Феерическое харакири России на «Евровидении».

Сергей Соседов (независимый журналист): Премьера оперы «Турандот» в «Геликон-опере». Фантастическая постановка Дмитрия Бертмана. Новаторская двухуровневая режиссура. Лучшая постановка «Турандот» в мире. Просто сойти с ума! Я смотрел 3 раза.

Продюсер «Мумий Тролля» и Земфиры Леонид Бурлаков:  «Если не замечать ужас, творящийся в местном шоу-бизнесе, то год покажется вполне музыкальным. RHYE с альбомом Blood вернули былую томность в наши вечерние посиделки, Father John Misty с альбомом God's Favorite Customer объявил себя новым Боб Диланом, Tom Grennan, Lukas Graham, George Erza создали красивые поп-альбомы, слушать которые мы будем не только по причине их высоких мест в чартах, а Paul McCartney и Mark Knopfler тряхнули своим талантом так, что продажи винила поднялись на очередные доли процентов. Из новых звёзд выделил бы Claudio Capeo, US Girls, Alice Merton, Finneas и Angele. Если брать отдельные песни, то бесконечно благодарен Jack Savoretti за его Candlelight. Так как он мои чувства к женщине ещё никто в поп-музыке не выражал».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах