Примерное время чтения: 6 минут
361

Марат Гельман: «Многие молодые талантливые люди могут покинуть Пермь»

Марат Гельман на выставке Icons. Фото: www.globallookpress.com

В начале июня министерство культуры Пермской области объявило о расторжении трудового договора с директором музея современного искусства PERMM Маратом Гельманом. Одной из причин стал скандал, связанный с выставками Гельмана на фестивале «Белые ночи», особенно с «Welcome! Sochi 2014», где высмеивается тема Олимпиады в Сочи.

Анастасия Рогова, «АиФ.ru»: Вы ожидали увольнения с поста директора музея современного искусства PERMM?

Марат Гельман: После того как городские власти закрыли выставку, я поставил вопрос о том, что не могу работать в таких условиях. Нельзя работать при такой цензуре. В целом, тема увольнения подразумевалась. Меня только удивило, что они это сделали, пока фестиваль «Белые ночи» ещё идёт. Ведь на него продолжают приезжать музыканты, писатели и другие люди, и все они будут обсуждать это увольнение и говорить о том, какой «замечательный» город – Пермь, как здесь всё хорошо организовано.

Пермский музей современного искусства PERMM Пермский музей современного искусства PERMM. Фото с сайта wikipedia.org

А. Р. «АиФ.ru»: Это вызвано отношением властей к вам лично?

М. Г: Дело в том, что эффективная работа музея возможна только тогда, когда есть общее взаимопонимание музея с властью. Я думаю, что губернатора прессовали из Москвы. Судя по новостным сюжетам на телеканалах, как он говорил об этом, то подоплёка увольнения такая: идёт какая-то борьба «верха» с губернатором Пермского края, и сюжет со мной стал элементом этой борьбы. Сам нынешний губернатор в этом отношении нейтрален, у него нет своей чёткой позиции в отношении меня, он давно уже передоверил вопросы культуры своим вице-губернаторам. Я не думаю, что здесь сказалось его личное отношение ко мне или к современному искусству. Он просто видит, что у его постоянно возникают проблемы, и одна из них – это я. И видимо, решить мою проблему ему оказалось проще, чем остальные.

А. Р. «АиФ.ru»: Что теперь будет с музеем и с выставками?

М. Г.: Я этот музей создавал. И даже если не буду в нём директором, то буду ему помогать, в любом случае не оставлю его. Директор или не директор – не в этом дело. Если будет принято правильное решение о назначении нового руководителя, то я музей буду поддерживать. Выставки, несмотря ни на что, в музее мы открыли. Они и были причиной увольнения изначально.

И пока они остаются в музее. Но останутся они там дальше или нет, я уже сказать не могу, я же теперь не директор.

Конечно, у меня есть запасной вариант, если запретят. У меня был инцидент с новосибирским губернатором, и в Санкт-Петербурге был инцидент. И всё равно выставки работали. В отличие от этих всех губернаторов, которые с прессом цензуры сталкиваются впервые, я человек опытный в этом отношении. И пока выставки всегда удавалось отстоять, и никто ничего сделать не мог.

Главное, чтобы моё увольнение не отразилось на городе: чтобы не произошёл отток молодых талантливых людей. Это главная проблема, которая может быть из-за того, что перегнули палку. Они этого не понимают, а я понимаю. Со мной общается много молодых талантливых людей, и все они теперь говорят, что уедут. И это может стать реальной проблемой для Перми.

Марат Гельман Марат Гельман. Фото: www.globallookpress.com

А. Р. «АиФ.ru»: Как вообще это проявление цензуры может отразиться на современном искусстве?

М. Г.: Формально у нас цензура запрещена. Но косвенно она насаждается. Когда федеральный министр культуры говорит о рекомендованных режиссёрам патриотических фильмах, это значит, что он фактически не оставляет искусству выбора – ведь оно не существует сегодня без дотаций от государства. Словом, тенденция такая есть, причём, конечно, не только в отношении кино. Такие вот дела.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах