aif.ru counter
12514

Сказочный мастер. Иван Билибин жил, работал и умер за Россию

16 августа 1876 г. в нынешнем Курортном районе Санкт-Петербурга, а в прошлом - в селе Тарховка, родился мальчик. Ему суждено было стать художником, с произведениями которого мы не расстаёмся никогда. Назвали его Иваном Билибиным.

Портрет художника Ивана Билибина, Кустодиев, 1901 год.
Портрет художника Ивана Билибина, Кустодиев, 1901 год. © / репродукция

Чтобы понять, насколько творчество Билибина близко каждому, проведите эксперимент: достаньте купюру любого достоинства. Найдите слова «Банк России». Над ними - двуглавый орёл. Это работа Билибина от 1917 г. Птица предназначалась для Государственной печати Временного правительства.

Но не всё измеряется деньгами. Попробуйте представить себе Василису Прекрасную, Бабу-ягу или сказочный город. С большой вероятностью это будут образы, созданные Билибиным. Именно он создал канон иллюстраций к русской сказке и русский декоративный стиль как таковой.

Работы Ивана Билибина
Работы Ивана Билибина 

Художественное право

А ведь этого могло не быть. Отец, помощник главного док­тора С.-Петербургского морского госпиталя, надеялся, что сын повторит карьеру деда - успешного юриста (задатки того были - учился мальчик хорошо, гимназию окончил с серебряной медалью). И настоял, чтобы Ваня поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В семье со старинными купеческими корнями - род калужских промышленников Билибиных восходит к началу XVII в. - перечить родителям было не принято. В 1896 г. Иван Яковлевич уже студент-правовед.

График и театральный художник Иван Билибин, 1900 год
График и театральный художник Иван Билибин, 1900 год. Фото: РИА Новости

На питерском юрфаке в те времена подобралась уникальная компания. Вот лишь несколько имён - Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Сергей Дягилев, Николай Рерих - люди, которые определили тот культурный взрыв, который мы называем Серебряным веком. К ним добавился и Иван Билибин. Можно представить себе отчаяние профессора Василия Ефимова: он преподаёт римское право, а выпускники - сплошь художники. В 1898 г. - Рерих, в 1900-м - Билибин. Утешение одно - вряд ли бы они составили славу отечественного правоведения.

Впрочем, в случае с Билибиным не факт. Об этом свидетельствует одна из его работ - «Суд во времена Русской Правды». Она поразительно достоверна в деталях. Тому есть объяснение. В архивах университета сохранилось заявление студента Билибина на посещение лекций Николая Дювернуа, автора монографии «Источники права и суд в Древней России». Специалисту по римскому праву, кем должен был стать Билибин, этот курс не нужен. А вот художнику Билибину, увлечённому Древней Русью, он весьма пригодился. Равно как и дотошность, и скрупулёзность, и стремление к точности - свойства истинного правоведа.

Очень скоро эти «бухгалтерские» качества найдут прямое применение. По заданию этнографического отдела Русского музея Билибин в 1902-1904 гг. совершает ряд экспедиций. Архангельская, Вологодская, Тверская, Олонецкая губернии, чуть позже Карелия и Кижи. От художника в таких случаях ожидают этюдов, набросков, новых идей. Билибин же ведёт себя как настоящий учёный - не только создаёт фото­архив деревянной архитектуры, но и везёт в Петербург набойки, кружева, прялки, посуду, ларцы, вышивки и даже огромные пряничные доски. Вот его впечатления: «Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших её - вернуть! Вернуть!»

«Суд во времена Русской Правды», 1890 год
«Суд во времена Русской Правды», 1890 год 

«Я - националист!»

В этих путешествиях Билибину явно открылось что-то особенное, что позволило ему стать не просто художником-иллюстратором, но и постигнуть сокровенный смысл сказки, мифа и былины. Джон Толкиен, признанный специалист по северному эпосу, автор самого значительного фэнтези-произведения «Властелин Колец», в середине XX в. писал: «Рисунки, изображающие волшебную страну, обязательно должны иметь рамку, чтобы нарисованное воспринималось как мир, увиденный через окно. И они ни в коем случае не должны быть похожи на фотографии. Скорее уж на витражи». Эти принципы были сформулированы Иваном Билибиным лет на 40 раньше. Все его иллюстрации сделаны именно так - рамка и витраж. Последней технике присуща точно выверенная линия, создающая форму. Билибин, практикуясь по 6-8 часов в день, достигает в ней такого совершенства, что получает от коллег прозвище Железная рука.

Русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора В. А. Поповой в Париже среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», 1931 год.
Русский график и театральный художник Иван Билибин в мастерской скульптора В. А. Поповой в Париже среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», 1931 год. Фото: РИА Новости

В очень похожей манере Билибин выступал впоследствии, когда был штатным художником ОСВАГ - ОСВедомительного АГентства вооружённых сил Деникина и Врангеля. Так, известен его злой и обидный для советской власти плакат 1919 г.: «О том, как немцы большевика на Россию выпускали». Но современным поклонникам белогвардейцев рано записывать художника в «свои». В 1906 г.

Билибин был арестован и целые сутки просидел в «Крестах» за другое произведение - карикатуру из журнала «Жупел». На ней в окружении императорских регалий и грифонов с герба Дома Романовых красовался осёл - символ глупости и идиотизма. Что же выходит? Билибин - «борец с царизмом»? Вряд ли. Ослиный сюжет не помешал ему пару лет спустя приступить к работе над серией почтовых марок, посвящённых царскому юбилею - 300-летию Дома Романовых. Может быть, он, как и многие художники, беспринципный и легкомысленный?

Снова мимо. Потому что принципы Билибина просты и понятны. Он не стеснялся демонстрировать их при каждом удобном случае. «Я стал более ярым националистом, чем когда-либо, насмотревшись на всех этих «носителей культуры» - англичан, французов, итальянцев и пр.», - пишет он из Каира, первого эмигрантского пристанища, в 1921 г. «Я - русский националист», - пишет он чешскому издателю из Парижа 5 лет спустя. 

Одна из последних неоконченных работ Ивана Билибина «Дюк Степанович», 1941 год.
Одна из последних неоконченных работ Ивана Билибина «Дюк Степанович», 1941 год. 

Но торопиться навешивать на уникального художника политический ярлык не стоит. Вот как он объяснял свою позицию: «Так как я большой националист и очень люблю Россию, то я люблю также и всех тех, кто любит Россию‚ русскую культуру. Национальное есть мощь народа, если оно основано на любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности её случайной внешней политической обстановке».

То, что эти слова не пустой звук, Билибин доказал, когда вернулся из эмиграции на Родину. И, когда Родина попала в беду, в сентябре 1941 г. нарком просвещения РСФСР Владимир Потёмкин предложил Билибину покинуть Ленинград (65-летний художник жил и работал в подвале Ленинградской академии художеств, так как его квартиру разрушило во время бомбёжки), вокруг которого почти сомкнулось кольцо блокады. Художник ответил: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают». И защищал - одной из последних работ Билибина стал рисунок «Русские витязи гонят рыцарей». Он умер от голода и холода 7 февраля 1942 г. На посту.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. На сколько в 2020 году проиндексируют социальные и страховые пенсии?
  2. Что известно о здоровье Анастасии Заворотнюк?
  3. Что означает отметка GCL в водительских правах?


Самое интересное в регионах