Примерное время чтения: 10 минут
12394

Продюсер Леонид Бурлаков: спев «Зайка моя», теряешь шанс на великую песню

Музыкальный продюсер Леонид Бурлаков.
Музыкальный продюсер Леонид Бурлаков. / Валерий Левитин / РИА Новости

Популярный продюсер, работавший с Ильёй Лагутенко, Земфирой и «Братьями Грим» в эксклюзивном интервью АиФ.ru рассказывает о том, как становятся великими артистами, а как упускают этот шанс, а также о том, почему нужно работать с артистами, которым исполнилось как минимум 22 года.

Владимир Полупанов, АиФ.ru: Сегодня вся Москва увешана афишами, зазывающими на шоу Киркорова в Кремле. Но даже учитывая, что, как говорят, большую часть билетов на его кремлёвские концерты выкупили компании, связанные с Михаилом Гуцериевым, нельзя отрицать: он популярный артист. Он способен собрать кассу. Как думаешь, с чем связана его популярность?

Леонид Бурлаков: В популярности Киркорова немаловажную роль играет его бизнес-хватка, позволяющая ему во всех его нелепых нарядах с перьями оставаться на плаву много лет. Прекрасно понимаю, почему песня «Зайка моя» в своё время стала хитом. Но исполнив такой хит один раз, ты лишаешь себя шансов спеть что-то великое, от чего сердце ёкнет. Как «Пришла и говорю» Пугачёвой. Прожив столько лет рядом с великим человеком (а Алла Борисовна — величайшая артистка), ты навсегда останешься придворным персонажем, удел которого — развлекать. Когда ты находишься рядом с огромным солнцем, твоя маленькая планета выжигается. Поэтому надо быть очень аккуратным.

Хорошо понимаю артистов, которые стараются держаться подальше друг от друга. Маша Макарова (вокалистка группы «Маша и медведи») какое-то время дружила с Земфирой, они много общались. И я наблюдал, как огромный массив таланта Земфиры «выжег» Машу. Думаю, с Киркоровым произошло то же самое.

— А Николай Басков? Обладатель прекрасного оперного вокала почему-то уходит в эстрадное шутовство.

— Николая Баскова мне немного жаль. У него есть все данные (внешность, потрясающий голос), чтобы записывать красивые песни, а он занимается шутовством. Мне это совершенно непонятно. Жизнь-то проходит. Какие песни Баскова останутся с нами? «Шарманка», «Натуральный блондин»? Вряд ли. А песню Петра Налича «Сердце поэта» («Пустая ты, и нет в тебе искры Божьей...») мы вспомним и споём и через 30 лет. И песня Земфиры «Жить в твоей голове» всегда будет актуальна. А та мишура, которую создают традиционные эстрадные артисты, разлетится, и ничего от неё не останется.

— Как бы мы с тобой ни относились к Киркорову и Баскову, их продолжает любить зритель. Сами артисты признают, что у нас очень преданная публика. Если полюбили, то это на всю жизнь.

— Увы, наши люди, если и влюбляются в артиста, то уходят с ним на пенсию. Но я уверен, что через 10-15 лет мы и не вспомним, что был такой артист, как, например, Стас Михайлов. Я пытался посмотреть его сольный концерт по телевидению. Его пение сильно резало мой слух. Я бы такое через свой продюсерский контроль не пропустил. У нас нет индустрии, нет системы, поэтому такие люди и проскакивают.

— А песни Шнура останутся?

— Безусловно, это талантливо сделано. Но Шнуру всё время приходится придумывать музыкальные анекдоты. В двух первых томах Чехова тоже собраны анекдотические рассказы. Но Чехов потом писал и другие произведения. Всё-таки моя история связана с песнями, с которыми легко умереть. Когда ты слышишь или поёшь гениальнейшую «Бьётся в тесной печурке огонь...», то вновь собираешься в человека. Слушая подобные песни, мне не хочется уезжать из России.

— Смотря заокеанскую церемонию «Грэмми», я каждый раз ловлю себя на мысли: у них там всегда полно новичков, а у нас из года в год награды получают одни и те же артисты. Наша традиционная эстрада тормозит развитие музыки?

— Конечно. У нас страна заточена на один город: Москву. И всё, что происходит в регионах, мало кого волнует. Никто не знает, что в той же Сибири или на Дальнем Востоке есть очень успешные проекты, которые много выступают. Например, группа «03» из Бийска. Кто в Москве о такой слышал? Мы их как бы не замечаем. У меня есть мечта: сесть на продюсерский автобус, поехать по стране и найти гения. Они есть. Но их нужно искать.

— Ты ведь, по сути, этим и занимаешься. Но почему Земфира и Лагутенко стали популярными среди широких масс? А у остальных твоих проектов такого успеха не было?

— Земфира и Илья изначально были личностями. Для Земфиры нет ничего важнее песен, которые она умеет писать. А был у меня один артист, которому я говорил: «Представляешь, будет тебе 60 лет, ты выйдешь в Кремле, споёшь свои песни...». А он мне ответил: «Чтобы я в 60 лет этим занимался? Упаси боже». Я понял, что из этого человека не получится артист. Потому что он не готов всю свою жизнь посвятить сцене. Илья Лагутенко со школы мечтал писать песни и петь их. И он эту свою детскую мечту не предаёт. А почему такое не случилось с «Братьями Грим»? Потому что братья Бурдаевы изначально были двумя маленькими людьми с профессией преподавателей музыки, у которых случайно что-то получилось. Они испугались популярности. Мол, меня теперь все узнают на улице, и что мне делать?!

— Популярность — это прежде всего ответственность?

— Не только. Это ещё какие-то тяготы и лишения. Земфире приходится вставать в 5:30 утра, чтобы прогуляться по улице, пока нет людей. А в 7 она уже садится за инструмент и работает. Не каждый на это способен.

Поэтому тех, с кем у меня ничего не получилось, тоже было много: Юлия Лорд, группа «Алкоголь», певица Лука... Родные некоторых моих подопечных знали лучше всех, «как надо и как не надо работать в шоу-бизнесе». И этим своим «всезнанием» не позволили довести проекты до ума. Кстати, Лука появилась за 2 года до Ваенги. И, если бы всё сложилось, мы бы сейчас вместо Ваенги слушали Луку. Она гораздо интереснее! Отличные женские песни (например, «На цыпочках»)! Когда слушаю Ваенгу, у меня ощущение, что она высасывает из пальца не то что мысли, а слова. А Лука вышла замуж, с головой погрузилась в мюзиклы и карьеру сольной артистки решила не продолжать. После работы с группой КимаКима я все силы бросил на две давние мечты: написать книгу «Хроники Мумии Папы» и на сценарий полного метра под рабочим названием «Банда». В книге расскажу точную историю группы «Мумий Тролль» с ноября 1982-го по май 2001 года. В музыкальной драме попытаюсь дать ответ на вечный вопрос начала любой жизни – для чего? Благодаря интересу крупной кинокомпании, на экранах фильм должен появиться весной 2019 года.  

— Каким набором качеств должен обладать человек, ищущий себя в музыке?

— Во-первых, нужно образование: музыкальное, филологическое. Либо ты сам развиваешься: читаешь книги и слушаешь музыку, как Илья Лагутенко. Без этого никуда. Все самодеятельные группы, не имеющие соответствующей образовательной базы, после выпуска первого альбома терялись, уходили в никуда. И ещё обижались: «Нас все не понимают!» Этих непризнанных гениев такое количество! Во-вторых, важен жизненный опыт. У меня даже на сайте написано, что я занимаюсь артистами, которые достигли 22 лет. В этом возрасте проходит юношеская торопливость. Когда ты молодой, тебе надо быстрее, быстрее... А в 22 ты понял, что нельзя сидеть на шее у родителей, пора самому зарабатывать деньги. С тобой подписали контракт и тебя бросили. То есть жизнь тебя уже чуть-чуть покусала. Родителям участницы проекта «Главная сцена» Таис Логвиненко я сразу сказал (а ей было на тот момент 17 лет): «Я готов заниматься вашей дочерью, когда ей будет 22 года». Она потрясающе поёт, пишет прекрасные песни, но практических знаний нет. Ей не хватает какой-то маленькой боли, как у Земфиры.

— Что ещё необходимо, чтобы написать крутую песню?

— Всем авторам я даю совет. Если хотите написать красивую песню, слушайте классику: Чайковского, Грига, Рахманинова, Прокофьева. Потому что если вы будете слушать популярные песни по радио или в интернете, то вы всё равно напишете то, что уже написали другие. Вся поп- и рок-музыка — это перефразирование наследия классических композиторов. Как родилась песня «Бесаме мучо»? Консуэло Веласкес услышала арию из оперы испанского композитора Энрике Гранадоса «Гойески», пришла домой и написала интерпретацию услышанного.

— Твой прогноз: кто из малоизвестных ныне артистов наберёт очки и станет в мире в текущем году популярным?

— Радуюсь успехам пока мало кому известного артиста из Голландии – Госто (Gosto). Мы, в России, его обязательно полюбим. Ещё один артист из UK, за которым слежу с лета 2016 года, это Rag’n’Bone man. Он уже получил множество наград у себя на родине. Нравятся пост-романтики - Perfume Genius и HMLTD. Последние приедут к нам с концертом 1 июня. Вслушиваюсь в каждое слово Father John Misty. Прям новый Elton John! Инди музыка на Западе в последнее время радует новыми яркими именами.

В Facebook веду два личных хит-парада: «Топ-50» песен и «Топ-20» альбомов. Те исполнители, которые туда попадают, рано или поздно обязательно выстреливают.

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах