Примерное время чтения: 8 минут
18307

«Мы все скрытые мазохисты». Балерина — о своей работе и жизни вне сцены

Александр Кряжев / РИА Новости

Говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Когда десятилетняя Нина Османова поступила в Академию им. Вагановой, она, как и другие девочки, хотела непременно стать примой в одном из ведущих театров страны. Мечта сбылась не до конца: сегодня девушка работает в кордебалете Михайловского театра, а также исполняет сольные партии. Каково быть одной из Капулетти в «Ромео и Джульетте» или блистать среди вилис в «Жизели», она рассказала АиФ.ru.

Четверо стойких

Мне было всего 10, когда я сделала свой первый серьёзный выбор между школой с углублённым изучением компьютерных технологий и Академией им. Вагановой. Знаете, когда люди поступают в институт в 17-18 лет, они часто сомневаются в правильности принятого решения, хотя, по сути, являются уже взрослыми. В 10 ты вообще ничего не понимаешь. Каким бы умным ни был ребенок, весь масштаб сделанного выбора и его последствия не осознаются в полной мере. Да, все говорят, что будет тяжело. Но насколько тяжело, познать в этом возрасте просто невозможно.

После года на подготовительных курсах я поступила в первый класс академии. Мне повезло: все три тура отбора прошла без каких-то особых сложностей, хотя в тот год было огромное количество желающих. В каждом классе училось примерно по 30 человек. Но до выпуска дошли единицы: среди моих одноклассников — только четыре человека.

Нина Османова.
Нина Османова. Фото: Клаус Вегеле (Klaus Wegele)

Без обид

Конечно, я, как и другие девочки, мечтала стать примой. Но этого не произошло. Почему? Наверное, отчасти дело в том, что не было педагога, который был бы готов со мной работать. А может быть, в какой-то момент не хватило и личной мотивации: есть очень много партий, которые примы не исполняют, но мне они тоже невероятно интересны, я не готова от них отказываться.

У меня нет обид на театр или на какого-то конкретного человека. Разговоры на тему «я такая замечательная танцовщица, но мне не дают достойную партию, все вокруг плохие» не имеют смысла. Я знаю свои плюсы и минусы. Знаю, что всегда выдаю максимум и это приносит удовлетворение мне и зрителю.

Самое главное, что у меня нет комплекса звёздности. Несколько лет тому назад к нам приезжали современные хореографы: Начо Дуато и Лар Любович. Некоторые балерины не стали с ними работать, поскольку им не предложили каких-то суперпартий. По-моему, глупо отказываться от таких предложений просто потому, что ты прима, ведь это колоссальный опыт.

Ем и буду есть

Большинство думает, что балерины вечно сидят на диетах и ничего не едят: режут яблоко на 5 частей, а потом трясутся над каждым кусочком. Это миф: мы едим, и едим много, поскольку ежедневно испытываем колоссальные нагрузки. Конечно, есть танцовщики, склонные к полноте, им приходится следить за собой. Но это не про меня. Да, я не буду уплетать торт или взбитые сливки после спектакля за обе щёки, но могу просто перекусить чем-то лёгким. Мне кажется, так должны питаться не только балерины, но и обычные люди, чтобы сохранить собственное здоровье.

В образе

По-хорошему артист кордебалета всегда должен быть в определённом образе. Если это «Лебединое озеро», то в образе лебедя. Никакой улыбки или ухмылки на лице. Только строгое, немного грустное выражение. Но, как правило, все стоят с обычными лицами, без какого-то безумного одухотворения. Сама поза, костюм и свет создают нужный образ.

Когда кордебалет не задействован в танце, можно понаблюдать за другими исполнителями или подумать об отвлечённых вещах. Конечно, не о том, что приготовить сегодня на ужин, хотя, возможно, кто-то и так делает, а в целом о делах. Я не поверю артисту, который скажет, что он думает только о танце и роли. Ты не можешь всё время на сцене быть лебедем, особенно если это твой пятидесятый по счёту спектакль. Да, твоя внешность должна соответствовать образу, но в голове, скорее всего, будут абсолютно другие мысли. Знаете, в чём заключается профессионализм? Ты можешь думать о чём-то своём, но внешне никто из зрителей этого не заметит, люди в зале будут перешёптываться: «О боже, какие лебеди стоят!»

Синхронность

Синхронность действий в кордебалете достигается постоянными репетициями. Кроме того, у балерин очень развито ощущение пространства. Необязательно смотреть по сторонам, чтобы понять, насколько близко к тебе находится какой-то объект или танцовщик. Не поворачивая головы, я определяю, вылезла из линии или нет, нужно ли куда-то подвинуться. Подобные вещи вырабатываются у нас за годы учёбы и работы в театре.

Маленькие травмы

Сильно выпирающие косточки на ногах появляются не только у людей нашей профессии. Они возникают из-за неправильного положения стоп на полу. Мне повезло, поскольку я с академии слежу за этим. Проблема, которую, к сожалению, пока нельзя решить, — отбитые пальцы. В пуантах вес тела находится на небольшом пятачке, поэтому ногтевая пластина иногда не выдерживает и сходит. Это очень больно. В нашей профессии нужно тщательно ухаживать за стопами: педикюр и массаж никто не отменял. Естественно, деформации не избежать, вы не найдёте идеальной стопы ни у кого из балерин. Лично я не стесняюсь носить открытую обувь, хотя мои ноги выглядят несколько странно для обычного человека, немножко как у пришельца: все косточки натёртые и красные.

Дедовщина

Когда я пришла работать в театр, молодёжи было очень много: около 20 человек. Естественно, нас никто особо не притеснял. О дедовщине я слышала только от старших балерин, которые на себе испытали, что это такое. Раньше новичкам вообще не давали права голоса. Могли жёстко одёрнуть или поучить: «Почему это ты тени красишь не зелёные, а синие?» Причём подобные наставления редко были продиктованы какими-то добрыми чувствами, их давали скорее для того, чтобы самоутвердиться за счёт новичков.

Конечно, сейчас у нас тоже есть любители, которые могут подойти после спектакля и начать делать замечания, например, по поводу исполнения: «Тебе нужно танцевать что-нибудь другое». Иногда артист действительно берёт роль, которая ему явно не подходит. Но, по-моему, замечание может делать только педагог, лично я не лезу со своими советами, если меня о них не просят.

Человеческие отношения

Практически все люди, которые не имеют отношения к нашей сфере, представляют, что балет — это обязательно подсыпанные в пуанты стёкла, порезанные костюмы, нападения в подъезде ночью с целью перебить ноги сопернице и т. д. Не хочу никого разочаровывать, однако это не так. Естественно, взаимоотношения между артистами не идеальные, случаются конфликты, выяснения отношений, как в мексиканском сериале, но всё это не выходит за рамки Уголовного кодекса.

Что действительно любят балетные люди — это посплетничать. Хлебом не корми — дай что-нибудь обсудить с коллегами. Лично я стараюсь не участвовать в таких дискуссиях, так меньше проблем.

В целом, по сравнению с Большим театром или Мариинским, где, насколько я знаю, люди практически не общаются друг с другом и видятся только на репетициях и спектаклях, у нас достаточно тёплая атмосфера. Да, близких друзей среди коллег у меня нет, но есть люди, с которыми можно сходить в кино, поболтать и т. д. Это нормальные человеческие отношения.

Личная жизнь

Построить личную жизнь в нашей профессии в разы сложнее, чем в любой другой. По этой причине примерно 90% всех браков — союзы между балетными артистами. Второй вариант по популярности — брак с врачом, поскольку нам часто приходится обращаться к людям в белых халатах. В целом встретить вторую половину можно и в магазине, и на улице, бывает по-разному, но это скорее исключение из правил.

Мой супруг по совместительству и коллега. Это большой плюс, поскольку он без лишних слов понимает, что если я в свой единственный выходной хочу просто лежать ногами кверху, то это не потому, что я капризничаю, показываю характер или ленюсь, а из-за невероятной усталости.

Нина Османова.
Нина Османова. Фото: Клаус Вегеле (Klaus Wegele)

Отношения с собственным телом

Наверное, артисты балета — скрытые мазохисты. Когда ты маленький, и педагог пытается посадить тебя на шпагат, тебе больно, тяжело, слёзы текут в три ручья. А когда ты вырастаешь, растягиваешься сам, снова чувствуешь боль, но тебе от этого уже приятно, поскольку ты выходишь на другой уровень отношений со своим телом. Приходит осознание того, что если сейчас хорошенько себя потянуть, переступить через боль, то потом, во время танца, всё будет красиво. Твои страдания с лихвой окупятся.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах