aif.ru counter
13173

Лионелла Пырьева: «Сколько себя помню, мечтала стать артисткой!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Наши победы 24/08/2016 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Лионелла Пырьева 1966 год.
Лионелла Пырьева 1966 год. © / Георгий Тер-Ованесов / РИА Новости

«Ладынина написала письмо в ЦК партии: мол, Пырьев развратник — живёт открыто с молодой любовницей», — рассказала «АиФ» актриса Лионелла Пырьева.

— Я родилась перед самой войной в Одессе... Сколько себя помню, мечтала стать артисткой! Когда в 1955 г. пришла на премьеру «Овода», была просто потрясена картиной, а особенно главным героем Артуром — молодым, красивым, бесстрашным. Такой актёрской игры я в нашем кино не видела. Он смотрел на меня с экрана и будто манил: «Иди сюда!» Моё решение поступать в театральный стало окончательным.

Тем же летом, проходя мимо Оперного театра, я увидела, что там идут съёмки. Для Одессы это обычное дело. Подошла поближе и вижу: стоит... тот самый Артур из «Овода». Олег Стриженов! Сердце чуть не выскочило из груди. Попыталась подойти поближе, но за верёвочное ограждение никого не пускают. Стою как загипнотизированная, глаз не могу отвести от него. Вдруг он сам подходит и говорит: «Пропустите эту девочку». Берёт меня за руку и заводит за ограждение... Это были съёмки «Мексиканца», где Стриженов играл боксёра Риверу. Наша первая встреча!

Лионелла Пырьева в фильме «Братья Карамазовы», 1968 г.
Лионелла Пырьева в фильме «Братья Карамазовы», 1968 г. Фото: Кадр из фильма

Пощёчины Высоцкому

Мой первый опыт работы в кино едва не оказался последним. На третьем курсе меня пригласили в Киев на съёмки. Преподавателями института это, мягко говоря, не привет­ствовалось. Но хотелось жутко! Поэтому я уехала тайно, передав через подругу, что лежу больная. Но всё вскрылось, разразился страшный скандал. Короче, пришлось просить прощения у всего курса публично!

На одном курсе со мной учились знаменитый Ихтиандр — Володя Коренев и ныне, к сожалению, покойный Юра Васильев, сыгравший оператора Рудольфа в картине «Москва слезам не верит». Наша студенческая общага на Трифонов­ской — бывшие царские казармы — напоминала проходной двор. Жили мы очень дружно и весело. Володя Высоцкий жил неподалёку и часто бывал у нас. Все играли на гитарах, сочиняли, пели. Иногда и он встревал со своими блатными песнями, которые у нас успеха не имели. А году в 64-м случайно на дне рождения у драматурга Михаила Шатрова услышала какую-то песню, спросила: «Кто это?» — «Ты не знаешь?!! Это же Высоцкий!!!» Пройдёт ещё несколько лет, и я сыграю возлюбленную Высоцкого в двух фильмах подряд. Помню, как в «Хозяине тайги» мы долго и нудно репетировали сцену, когда я даю ему пощёчину. Дублей было сделано несчитано. Режиссёр Назаров кричит: «Плохо! Ты ка-а-ак дай ему по морде!» Потом Володька подошёл — и так, шутя: «Смотри, Линочка, я тебе как-нибудь отомщу». Потом мы снимались с ним у Юнгвальда-Хилькевича в «Опасных гастролях». А там всё наоборот: герой Высоцкого даёт пощёчину моей героине. Но тогда с ним на съёмках была Марина Влади, и ему было вообще ни до чего, в том числе и до мести мне.

«Пырьева предала!»

Второй раз с Олегом Стриженовым мы встретились в январе 1962-го. Случайно — в ресторане ВТО. Я уже работала в Театре им. Станиславского... Оба вспыхнули мгновенно. Такие чувства нахлынули — не было никаких сил сопротивляться. Мы начали встречаться. Но длился наш тайный роман недолго. Молодые, горячие, ведомые страстью, но и... чувством долга. У него была жена, 5-летняя дочь Наташа. Я видела, как он метался, переживал. Я сама места себе не находила. Для обоих тупиковая ситуация! Вот и решили: раз вместе нельзя, рубить — так под корень. Я резко ушла, но отходила очень долго, мучительно. Пока не случился мой 6-летний брак с Иваном Александровичем Пырьевым...

С ним мы познакомились при довольно курьёзных обстоятельствах. Во время работы над картиной «Вольный ветер», где я играла свою первую главную роль, я проспала съёмку. Приезжаю, мне говорят: «Вызывает Пырьев!» Иван Александрович был худруком, все его страшно боялись. Я пришла. Он прочитал мне суровую лекцию о том, что «начинающей актрисе некрасиво опаздывать», объяснил, сколько стоит съёмочный день. Пригрозил повесить всю неустойку на меня. «Хорошо, — отвечаю, — вешайте!» А через год Пырьев въехал в дом на Смоленской, в одном из подъездов которого было наше театральное общежитие. Мы стали соседями... Бывало, откровенничали, разговаривали по душам, как две подружки. Я рассказывала ему о своей любовной драме, он мне — о своей. Так что о его разрыве с Мариной Ладыниной и романе с актрисой Людмилой Марченко я знала из первых уст. Иван Александрович тогда неважно выглядел, был в разобранном состоянии.

Я считаю, что Марина в их разрыве отчасти была виновата сама. Ей, как умной и мудрой женщине, нужно было запастись терпением и молчать. Закончился бы этот роман с Людой, и всё. Но Ладынина написала письмо в ЦК партии: мол, Пырьев развратник — живёт открыто с молодой любовницей. Устроила скандал публичный! Чистовик отправила, а черновик порвала и бросила в ведро. Домработница склеила обрывки на картоночку, позвонила: «Иван Александрович, на вас донос!» Он приехал, забрал чемоданчик со сценариями, книгами и уехал в дом отдыха в Болшево... Я больше чем уверена: если бы не это гнусное письмо в ЦК, всё закончилось бы воссоединением семьи. П­ырьев очень любил сына Андрея и никуда уходить не собирался. Но он не смог пере­нести такого предательства и вычеркнул Марину из жизни.

И по поводу Марченко он мне всё сам откровенно рассказывал. Иван Александрович уже был в возрасте, когда Люда сама предложила ему интимную связь. Уж не знаю, в обмен на покровительство или роли... Пырьев пошёл на это, но не думал, что зайдёт так далеко. Люда снялась у него в картине «Белые ночи» по Достоевскому. А потом... Это был настоящий сумасшедший дом — она всячески дурила Пырьева, он не верил в её измены, прощал. Затем в самый разгар их отношений Марченко вдруг вышла замуж за сына замминистра финансов Володю Вербенко. Но всё равно продолжала приходить. Потом развелась... Всё это продолжалось до тех пор, пока Иван Александрович не застал её в самом непристойном виде с человеком, которого она приводила в их дом под видом друга. Именно после этого Пырь­ев решил порвать с Марченко окончательно. В этот момент в его жизни появилась я. Он решил клин клином вышибить. И этим клином оказалась я!

Кадр из кинофильма «Белые ночи» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссер Иван Пырьев. 1960 г. Актриса Людмила Марченко в роли Настеньки, актер Анатолий Федоринов в роли жильца.
Кадр из кинофильма «Белые ночи» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссер Иван Пырьев. 1960 г. Актриса Людмила Марченко в роли Настеньки, актер Анатолий Федоринов в роли жильца.

«Живём скромно»

Когда Иван Александрович предложил выйти за него замуж, для меня это было как обухом по голове. Я взяла паузу. Он очень красиво, трогательно ухаживал. В конце концов, всё обдумав, я сказала «да».

Конечно, о нашем браке шептались за спиной! Да и официально оформить наши отношения нам долго не удавалось — три с половиной года Марина не давала развода. Когда мы всё же расписались, пошли разговоры, что я его женила на себе из корыстных побуждений. Но я на это не обращала внимания абсолютно. Мы с ним прожили все эти шесть лет прекрасно, полноценной семьёй... Иван Александрович умер внезапно — остановилось сердце во сне. Потому что всю жизнь работал на износ.

Режиссер Иван Пырьев репетирует с актрисой Лионеллой Скирдой, исполнительницей роли Грушеньки (на съемках художественного фильма «Братья Карамазовы»).
Режиссер Иван Пырьев репетирует с актрисой Лионеллой Скирдой, исполнительницей роли Грушеньки (на съемках художественного фильма «Братья Карамазовы»). Фото: РИА Новости/ И. Назаров

После смерти Пырьева я много работала — часто ездила с «Братьями Карамазовыми» за границу, с творческими встречами гастролировала по стране... Случайно пересекаясь, мы с Олегом, как правило, только сухо здоровались. Я знала, что он давно развёлся и с первой женой — Марианной, и со второй — актрисой Любовью Земляникиной.

Узнав в 1975-м, что Стриженов мой партнёр по фильму Петра Тодоровского «Последняя жертва», хотела отказаться. Но сдержалась. Практически сразу стало понятно, что наши чувства никуда за это время не ушли. И тем не менее ему пришлось ещё меня добиваться. В один прекрасный день Олег пришёл на озвучание, опустился на колено и при всей съёмочной группе сделал мне предложение. Это произвело на меня сильное впечатление! 12 ноября 1976 г. мы официально расписались и с тех пор не расстаёмся. Наш союз оказался крепким и счастливым — мы словно созданы друг для друга. Живём достаточно скромно — на пенсию (муж получает ещё президентскую надбавку). Всё свободное время Олег Александрович пишет маслом картины, общается с внуками... А в ноябре у нас со Стриженовым рубиновая свадьба, хотя нашей любви намного больше сорока лет. Когда я рассказала нашу историю Виктории Токаревой, она воскликнула: «Этот роман я обязательно должна написать!» На что мы с Олегом ответили: «Мы его напишем сами!»

Семья Стриженовых: Александр Стриженов, Екатерина Стриженова, Олег Стриженов с супругой Лионеллой Пырьевой (слева направо) и Александра Стриженова (на первом плане) на торжественной церемонии награждения премией «Золотой орел».
Семья Стриженовых: Александр Стриженов, Екатерина Стриженова, Олег Стриженов с супругой Лионеллой Пырьевой (слева направо) и Александра Стриженова (на первом плане) на торжественной церемонии награждения премией «Золотой орел». Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество