Примерное время чтения: 8 минут
1843

Культурный фронт. С кем воюет и как побеждает оркестр Министерства обороны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. В чьих руках красная кнопка? 18/04/2018
Так зажигательно танцуют артисты балета Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова.
Так зажигательно танцуют артисты балета Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова. / Илья Питалев / РИА Новости

«Чапаев» навсегда

Сергей Осипов, «АиФ»:  Владимир Данилович, насколько велико ваше военно-культурное хозяйство?

 Владимир Буздыган: «Культурный фронт» Мин­обороны включает Центральный дом Российской армии, Центральный академический театр Российской армии, Ансамбль песни и пляски им. Александрова, Студию военных художников им. Грекова. А ещё военные музеи: Центральный музей Вооружённых сил в Москве, Центральный военно-морской, Военно-медицинский и Музей артиллерии в Санкт-Петербурге. Я уж не говорю о войсковых библиотеках и более тысячи объектов культурного наследия в 59 субъектах РФ.

— Когда я служил в армии, вся культурная жизнь сводилась к показу фильма раз в неделю. «Чапаева», помнится, посмотрел раз десять...

— В какой-то период практически всё так и было. Хотя «Чапаева» я бы и сейчас рекомендовал к просмотру — всё-таки классика мирового кинематографа. Но всему своё время. Сейчас мы стараемся уходить от стереотипов, сложившихся вокруг армейской культуры, и показывать окружающим, что наша деятельность гораздо шире. С одной стороны, повышаем культурный уровень военнослужащих, с другой — популяризируем армейскую культуру среди гражданского населения. Объясню по порядку. Солдат-призывник, который служит один год, не может быть на 12 месяцев оторван от культурной жизни страны. Ведь не всем удаётся проходить службу в центральных регионах, кого-то отправляют в самые отдалённые места страны. Для этого бригады артистов Центрального дома Российской армии круглогодично гастролируют по гарнизонам. К примеру, один только Ансамбль им. Александрова разъезжает по стране и миру 200 дней в году.

Согласитесь, когда в гарнизоны музыканты Центрального оркестра Минобороны приезжают с уникальными программами, играя как Моцарта и Вивальди, так и современные композиции, это событие не только для солдат и офицеров, но и для жителей всего района! Особенно радуются жёны военнослужащих. Хотя иногда трудно предсказать, что больше заинтересует мужскую часть аудитории, а что — женскую. У нас, например, есть всероссийский конкурс военной вышивки «Суровая нитка». Он задумывался для женщин, ведь в нашем обществе всегда считалось, что вышивка, макраме и прочее рукоделие — дамский удел. Недавно подвели итоги за 3 года: почти 75% победителей — молодые парни!

— Что нового в ваших музеях?

— Например, Центральный военно-морской музей за этот год провёл несколько тематических выставок. В филиале ЦВММ на крейсере «Аврора» мы применили много новых музейных технологий. Скажем, на посетителя надевают шлемофон, и он оказывается на «Авроре» образца 1905 года. Есть у нас ещё один крейсер-музей — «Михаил Кутузов» в Новороссийске. Корабль не слишком старый, 50-х годов постройки. Но в мире не так уж и много крейсеров с 60-летней историей!

Танки на сцене

— А какими архитектурными памятниками владеет МО?

— Самыми разнообразными, от небольших особняков до крепостей. 80% наших архитектурных памятников с самого начала строились для защиты территорий. Например, госпиталь им. Бурденко в Москве, Главный штаб и Адмиралтейство в Петербурге, 30-я бронебашенная береговая батарея в Севастополе, Ворошиловская батарея во Владивостоке, цитадель Пиллау в Калининградской области и т. д. Кстати, по поводу последнего объекта — шведской, а позднее немецкой крепости. Мы сейчас «музеефицируем» цитадель Пиллау, и недавно при земляных работах там было сделано археологическое открытие. Нашли клад: сундук со старинной коллекцией оловянных солдатиков. По мундирам уже определили — Франция и Пруссия. Сейчас эксперты бьются над датировкой находки.

— Много ли у вас архитектурных памятников с надписью «Стой, стрелять буду!»?

— Довольно много — например, крепость Гюмри, где располагается 102-я российская база в Армении. К счастью, некоторая часть из них всё-таки доступна для посещений гражданскими ценителями старины. Например, раз в год, 18 апреля, в Международный день охраны памятников и исторических мест, Минобороны приоткрывает некоторые объекты. В этом году можно будет посетить военный санаторий в подмосковном Марфине, Воронцовский дворец (там ныне Суворовское училище) и Морское собрание Балтфлота в Петербурге.

— Военные музеи есть почти в каждой стране. Но вот военный театр только у нас?

— Да, Центральный академический театр Российской армии — он такой один! Где ещё есть уникальная сцена, которая спокойно может выдержать настоящий танк? В Большом театре в балете «Дон Кихот», как известно, на сцене появляется живая лошадь, а у нас «живой» танк! Такое сооружение — танковый люк — построили для одной постановки после войны.

Не нужно думать, что театр живёт только прошлым. Совсем недавно министр обороны Сергей Шойгу как раз присутствовал на открытии новой экспериментальной сцены. Это пространство было создано в первую очередь для молодых режиссёров и их современных постановок. Уже прошла премьера драматического спектакля «Пятая колонна» по пьесе Эрнеста Хемингуэя, писавшего её под обстрелами в осаждённом Мадриде. В этом сезоне там покажут ещё 6 спектаклей. И, кстати, не все они про армию и войну. Театр осваивает формат мюзикла. В планах постановка о жизни Клавдии Шульженко и Леонида Утёсова. В сентябре этого года к 100-летию Александра Солженицына — премьера спектакля «Красное колесо».

— В декабре 2016 г. в авиакатастрофе над Чёрным морем погибли 92 человека, в том числе 64 артиста Ансамбля им. Александрова вместе с худруком Валерием Халиловым, ваш предшественник Антон Губанков... Помогаете ли вы семьям погибших?

— Эта рана ещё долго будет кровоточить. Наша общая утрата, о которой до сих пор больно говорить. Мы стараемся делать всё возможное для родных и близких погибших. Семьям наших так рано ушедших товарищей оказывается вся необходимая помощь. Денежные компенсации были выплачены в течение пары недель после трагедии.

По всей стране до сих пор открывают памятные доски. В день годовщины трагедии на федеральном мемориальном военном кладбище в Мытищах была открыта памятная стела, выполненная Студией военных художников им. Грекова. Но, что бы ни случилось, жизнь берёт своё. Ансамбль жил, жив и будет жить. Ребята освоили более 100 произведений. Им уже рукоплескали стадионы по 20-30 тыс. зрителей в Израиле, Турции, на Балканах и т. д. Когда иностранцы аплодируют артистам Ансамбля им. Александрова, они аплодируют Российской армии, а значит, и всей России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах