Примерное время чтения: 6 минут
353

Изабель Юппер: «Кино стало реалистичным, оно более тесно связано с политико

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Сигареты кишат микробами! 25/11/2009

Её стиль - антибуржуазность. У неё гражданский муж и двое детей. И - слава, выходящая далеко за пределы Франции

Время срывать покровы

В этом году Изабель Юппер блеснула на двух главных фестивалях - в Канне и в Венеции. Будучи председателем каннского жюри, она  склонила его к самым радикальным решениям, наградив главным призом «Белую ленту» своего любимого режиссёра Михаэля Ханеке, а как лучшую актрису - свою соотечественницу Шарлотту Гензбур, сыгравшую в скандальном «Антихристе» Ларса фон Триера.

А в Венеции Юппер сама соревновалась с другими: фильм  «Белый материал» Клер Дени участвовал в конкурсе. Актриса № 1 французского кино играет в нём белую женщину, хозяйку кофейной плантации, в охваченной гражданскими войнами африканской стране, бывшей французской колонии. Расовое противостояние чёрного и белого показано бескомпромиссно.

Я спрашиваю Изабель Юппер, легко ли было, психологически и физически, сниматься в чужой стране, на дикой жаре.

- Да, легко. Кино создаёт мост между актёром и новой территорией. Мы снимали в Камеруне, и это дало мне огромный опыт, мощный заряд энергии.

- Можно ли сказать, что это фильм о колониальной вине белой расы перед чёрной?

- Не совсем так. Ведь моя героиня не чувствует вины, Африка - это её территория, она здесь выросла, здесь её семья, работа. С другой стороны, это кино о кризисе, сделанное без лицемерия и политкорректности. Это метафора мира, где люди не могут больше жить вместе, но не могут и расстаться. Такова ситуация и в семье моей героини, и в самой африканской стране.

Юппер происходит из богатой еврейской  семьи, её отец - крупный промышленник. Сама Изабель - признанная интеллектуалка: перевела на французский несколько древнегреческих трагедий. В юности она училась на факультете восточных языков, на русском отделении. Потом тяга к актёрству пересилила.

Ещё в 1978-м её наградили за роль великой преступницы - знаменитой в 30-е годы отцеубийцы и отравительницы - в фильме «Виолетта Нозьер» автора бессмертных «Шербурских зонтиков» Клода Шаброля. Актриса сыграла ещё целую обойму женских характеров под девизом «Ад находится в нас самих». Впрочем, даже этих героинь Юппер ухитряется очеловечить, показать их жертвами роковых страстей и комплексов.

- Как вам удаётся делать убедительными столь одиозных героинь? Пытаетесь их оправдать и полюбить?

- Скорее это дело опыта. С каждым разом ты делаешь всё лучше. И удовольствия тоже получаешь больше.

- Вы снялись в «8 женщинах» Франсуа Озона в числе восьми актрис разных поколений - от Даниель Дарьё до Катрин Денёв. Ощущаете ли вы себя частью французской актёрской семьи, традиции? Вдохновлялись ли  ролями своих предшественниц?

- Нет, каждая из нас индивидуальна. Нельзя имитировать то, что было раньше. Каждая актриса - продукт своего времени.

- Что же тогда современно?

- Раньше добро и зло были  разведены. Теперь их труднее идентифицировать. Кино стало реалистичным, оно более тесно связано с политикой и социологией. Актёры должны нести в себе эту страсть к снятию всех покровов, к беспощадному исследованию человеческой природы.

За рулём… трактора

Она маниакально охраняет от посторонних свою личную жизнь, предпочитает светским церемониям затворничество. При этом невероятно работоспособна: по четыре-пять фильмов в год, и во всех - главные роли. В свои 56 она по-прежнему незаменима. Ни у кого нет во французском кино такого широкого диапазона - от писаных красавиц до веснушчатых дурнушек, от хрупких любящих созданий до исчадий ада. Ещё в одной из своих ранних работ - фильме «Следователь и убийца» - Юппер сыграла бесстрашную деревенскую девушку с развевающимися золотыми волосами: под дулом направленных на неё ружей она напоминает «Свободу на баррикадах» Эжена Делакруа или Орлеанскую деву Жанну д’Арк. В «Пианистке» Михаэля Ханеке героиня Юппер снова на баррикадах - только феминистских. Теперь она борется против мужского шовинизма.

- Фильм поставлен по роману австрийской писательницы Эльфриды Елинек, - говорит Юппер. - Она больше чем феминистка, её произведения - попытка вскрыть подноготную механизма власти. Когда экранизировать эту вещь решил такой экстремальный режиссёр, как Михаэль Ханеке, получился взрывной коктейль: сатира и мелодрама, сарказм и жестокость одновременно.

- Вы начинали у Бертрана Блие, потом много работали с Клодом Шабролем. Кто был вашим главным учителем в кино?

- Люблю Блие, но с ним надо быть достаточно осторожным. Шаброль не был моим учителем, хотя мы сделали целых шесть фильмов вместе. Он создаёт хорошее пространство вокруг себя. Его невозможно заставить быть другим, чем он есть. Сначала кажется, что вы как актриса связаны его требованиями по рукам и ногам, но потом выясняется, что внутри этого пространства много свободы.

- Что для вас как актрисы важнее - инстинкт или техника?

- И то и другое. Инстинкт дан от рождения, технику узнаёшь с годами. Вообще существовать в том или ином образе мне легко. Есть много вещей, которые я хочу делать, даже умею делать, но в обычной жизни не делаю. Например, играть на пианино. А вот в кино играю. В жизни у меня нет водительских прав, а в кино водила не только машину, но даже трактор!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах