Примерное время чтения: 17 минут
10756

Игорь Растеряев: русские песни не должны быть весёлыми. Не на Ямайке живем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Как сегодня попасть в санаторий? 10/05/2017
Игорь Растеряев.
Игорь Растеряев. Кадр youtube.com

«Был я в Кёльне. Мы им до фонаря»

Владимир Полупанов, «АиФ»: «Лагеря, лагеря, лагеря», поёте вы в песне «Дождь над Медведицей». О родных людях поёте?

Игорь Растеряев: «Лагеря, лагеря», — это про геноцид казаков, очень непопулярная, кстати, страница в нашей истории, за внимание к которой меня вообще чуть не съели. Вряд ли эта песня о моих родных непосредственно, хотя прадед вроде и на Соловках посидеть успел. Это песня-плач, песня-скорбь по ушедшей, сгинувшей силе — казачеству — которая во многом и создала ту страну, где мы сейчас живём, и которая перед самой своей гибелью оказалась раздербанена самыми страшными  противоречиями и  сомнениями. Там, кстати, нет обличения или восхваления. Там есть только боль. И  символ всё смывающей скорби — дождь, который идёт сегодня над казачьей рекой Медведицей. 

 «Весь мир идет на меня войной», пел ещё Виктор Цой. И сегодня эти строчки актуальны. Почему, как вы думаете, у русского человека вот это ощущение, будто весь мир идет на него войной, не проходит?

— Лично для меня Цой очень лиричный поэт, я бы даже сказал, ранимо-лиричный, несмотря на поздний образ брутального обличителя. Вряд ли он  имел ввиду панику русского мужика от приближения к границам Руси НАТОвской клики. Что-то я в этом сомневаюсь. Наверно, всё же что-то личное на уровне ощущений. А современного человека такое чувство, ибо СМИ ему в этом здорово помогают. Ящик включишь, так там сплошная истерика — кругом враги. Был я в Кёльне, люди ходят, пиво пьют, до фонаря мы им. Хотя где-то, наверно, враги всё же есть. Поэтому ухо всё же надо держать востро, мы же империя, как ни крути.

— По поводу «Песни про Ангелов Хранителей»… Во что или в кого вы верите? Как вы себе представляете Страшный суд, о котором поёте?

— Я надеюсь, что тот, кто нас сюда послал, и кто нас создавал, прекрасно понимает, кто мы такие, и наши возможности примерные. В связи с этим у меня есть надежда, что, может, в итоге нам не слишком по шапке надают, соответственно. Я бы, например, всех жалел. Вряд ли Бог менее милостив, чем я. А ангелы хранители молодцы, только, сдаётся, нелегко им. Всё время начеку. Надо с ними почаще разговаривать и нахваливать, им, наверно, тоже хоть приятно будет, а то они работают, а их ещё и не видят даже.

 В Песне о детстве звучат нотки ностальгии. Вы, правда, ностальгируете по временам СССР? Вы остались советским человеком? В чем это проявляется?

— Нет, я превратился в наблюдателя. А, может, им и был. Песня опять же не про идеалы и не про кому-то, а лирическое воспевание своей, понимаете, своей эпохи 90-х годов ХХ века. Эпохи мотоциклов, костров, безденежья, спортивных штанов и бейсболок «Ю ЭС ЭЙ Калифорния», и общения без этих тыкалок-айфонов, вживую.

 «Поломали идеалы, а кто прав, сказать забыли». Вы разобрались, кто прав, а кто виноват?

— Про идеалы — это штрих времени и поколения. Без этого тоже никуда. Мы же последние пионеры. Разжалованные, без объяснения причин.

«Мой брать был комбайнёром и трактористом»

 А что сами комбайнёры говорят про песню, которая принесла вам первый успех на музыкальной стезе?

— Если честно я с ними особо не обсуждал. Ну, наверное, нравится, там же их нахваливают.

 Она была написана о конкретных комбайнёрах?

— Конкретные комбайнёры у нас в видео-нарезке фигурируют на концертах, наши, раковские (дер.Раковка, Волгоградской обл. — Ред.). Песня написана под воздействием, скорее, даже 90-х годов, когда мой брат был комбайнёром и трактористом, и многие ровесники работали на тракторах. Один уехал в Москву тогда стропальщиком работать — так радовался. Говорит: «Представляешь, прихожу домой, на руки смотрю, а они у меня белые и чистые». И так он это сказал, с таким даже восторгом и изумлением… настоящий такой момент был. И я вспомнил, как я этого парня в степи на ДТшке (гусеничный трактор — Ред.) встретил. У него в ДТшке муфта, что ли, не работала или ещё что-то… Короче, у него трактор прыгал, когда трогался. Представляете, громада железа прыгает с лязгом на метр вперёд, подлетая над землёй, и человек вместе с ним в кабине. И поехал работать…

— Вы ведь самоучка. В музыкальной школе не учились, нот не знаете. Почему вы выбрали гармонь, а не гитару, например, которую проще самостоятельно освоить?

— Гитару я освоил в 12 лет ещё. Гармонь в 18. Ничего я выбирать не собирался, хотя бы потому, что никогда не собирался быть никаким музыкантом, просто песня написалась под гармонь, а друг выложил в Сеть. И все решили по ошибке, что я музыкант. Ну, и пришлось сделать вид, что я музыкант. Все ж так неожиданно пошло... один концерт вроде в шутку, второй, а дальше как снежный ком покатилось… А когда долго играешь на гармошке ,то постепенно, оказывается, научаешься  на ней играть…

Вам не кажется, что гармонь  не очень современный инструмент? 

— Я сам очень несовременный, так что тут мы полностью соответствуем друг другу. Вообще, насчёт гармошки — тут очень сильны вот эти все мифы весь этот наборчик стереотипов и образы пьяного мужика с гармошкой с водкой и медведем, которые здорово имиджу  инструмента вредят, так же, как  Шариков балалайке. Кроме того, гармошка  инструмент самоучек. Ведь даже в музыкальных школах никто не учит на них играть. На баяне и аккордеоне да, а гармонь это же упрощённый баян, чего на неё силы тратить. К тому же гармонь очень просторный и открытый инструмент, инструмент полей и просторов, инструмент нескончаемых дорог, а у нас сейчас в моде ли открытость? В айфон пальчиком  тыкать  это модно, но эта закрытость, уход в себя, а гармонь требует открытости абсолютной. Как Андрюха Аверков говорил, который меня учил на гармошке играть: «Чё ты на ней пиликаешь? Её рвать надо!». Так и есть, её рвать надо вместе с душой и на Русь смотреть, глазами горизонт есть, так сказать…

 Вы признались, что купили гармонь, на которой играете, за 800 рублей году в 2005 году. Вы до сих пор на ней играете?

Да у меня полно этих инструментов и старых, и новых. Вот по осени такую же «Чайку» старую купил в Ростове. Просто та, старая, «Чайка» — это как традиция, как символ уже какой то, мы с ней столько всего прошли, и фестивали всякие, и во всех клипах он, и под дождём и на морозе и в жару…

Удалось ли вам как-то монетизировать ваши видеоролики, размещённые на Youtube?

Нет. Мы от этого отказались, не захотели никакой рекламы перед роликами. Мы на канал вообще редко что выкладываем, только ролики и клипы на новые песни. Решили с Лёхой Ляховым, что так лучше. Пусть будет канал, где творчество представлено в чистом виде и ничего кроме него, что б человек, зашедший на канал, не потерялся.

Как вы вообще к деньгам относитесь? Бывает, что вам их не хватает?

Как показала жизнь, спокойно отношусь. Мне редко их не хватает, ибо у меня всё и так есть. Ну бывают какие-то траты, машину там подшаманить надо или ещё что-то … клип снять… Мне и раньше их, в общем, хватало.

Вы как-то говорили про свои и общечеловеческие принципы: «живи себе по совести, хорошо делай своё дело, никого не обижай». Вам удаётся их соблюдать?

Про себя, конечно, говорить сложно. Получается либо оправдываешься, либо кокетничаешь.

 Вам так нравится проводить время на хуторе Глинище. Почему вы туда не переедете?

 Не перееду я туда потому, что я человек городской, и мне там просто будет нечем заниматься. 

— А Питер, где вы живёте, для вас родной, близкий по духу город?

Я люблю Питер, люблю Глинище, люблю смену этих мест, для меня это очень важно… Питер мне абсолютно близок по духу, тут я дома. Как и в Глинище естественно. Так вот, между двух домов в дороге и живу.

Русский народ, он, по-вашему, какой? Какие его главные черты?

Если тебя не знают, изначально к тебе отношение настороженное. Если хоть чуть познакомился, ты уже свой. Потом я бы отметил умение работать на результат, несмотря ни на что и в любых условиях. В связи с этим невероятная изобретательность и умение подручными средствами решать самые непростые задачи. Все эти сказки про лень и лежание на печке могли появиться только у людей, которые об этом только мечтали. Сапоги скороходы только у людей, которые пешком из Смоленска в Суздаль ходили. Скатерть-самобранка  только у людей, которые знали, что такое голод. Щука и вся эта халява это отражение как раз того, что в реальности халявы-то им ждать было как раз неоткуда, чай не в Сицилии жили. Из ужасных качеств это, конечно, самозабвенное стремление воевать с самим собой, с огромной охотой делить себя на белых и красных, на правых и неправых, на патриотов и либералов и с великим упоением заниматься самоотравлением и самоуничтожением.

«Раньше пьяных гораздо больше было»

Почему у нас люди так много пьют? Ведь ваша песня «Кореш» как раз про это? 

— Песня «Кореш» про моего кореша. Он пивал, действительно, немало. В 56 лет умер. А пьют не так как раньше. Вот у меня бабушка говорит, что раньше пьяных гораздо больше было. А ей 85 лет. Блокадница. Так что склонен верить.

«Кореш совсем сбедился». Что это за глагол? 

«Сбедился» — это у нас на Медведице (река в Волгоградской обл. Ред.) так говорят. Беда, значит, нашла, сломался, заболел или, чего доброго, «похарчился».

«Пропащий человек, никчемно прожил», поёте вы. Как определить, по каким критериям, что этот человек прожил не зря, а тот никчемно? 

Да понятия не имею. «Никчемно прожил» это строчка из песни, которую произносят люди на похоронах, а не автор, то бишь не я. Ну, наверно, люди имеют ввиду, карьеру, достижения, детей критерии-то понятны приблизительные. Кореш, которого хоронят, ничего этого не достиг, но, тем не менее, для меня он был ближе и дороже, чем многие. Он много чего мне рассказывал, я через него, в частности, культуру медведицкую нашу во многом постигал.  Так что тут нельзя однозначно сказать.

Вы сами как алкоголю относитесь?

Не выпиваю уже 14 лет.

Почему большинство ваших песен печальные?

Мне мелодии в голову сами приходят. Притом я напеваю их в дороге. Видимо, дорога предполагает созерцание и лёгкий транс. Что диктует соответствующие настроения.

А народные почему грустные?

Может, их тоже в дороге сочиняли, а, может, жизнь такая была нелёгкая. Да и почему русские песни должны быть весёлые? Мы что, на Ямайке живём? Может, у нас судьба такая до философских смыслов под дождём докапываться?

Что, по-вашему, является нашими духовными скрепами сегодня? Если смотреть на Россию из хутора Глинище, заметно, что страна поднимается с колен?

Я подумал, что ни одному жителю Глинища, а также Раковки, такой вопрос про скрепы не мог бы прийти в голову даже теоретически. Брат бы у меня точно не понял. То же самое и про колени.  Представляю, что бы он мне сказал. Может, в этом и был бы ответ: жить просто, сажать свой огород да играть на своей гармошке.

У вас мало песен про любовь. Почему?

Я темы для песен от головы не придумываю. Гармонь ведёт. Не велит пока, вестимо…

Песня про Юру Прищепного

Лето на исходе, солнце жаром 
пышет,
Только вот жарою нас пугать 
не надо -
Мы температуры видели повыше,
Мы ведь ребятишки из-под 
Волгограда.
Лихо разгоняюсь с горки по 
привычке,
В хуторок Субботин я въезжаю
 снова,
Вижу на заборе синюю табличку
«Улица Героя Юры Прищепного».
Юрка - мой ровесник, мы из тех
 мальчишек,
Что в садиках советских, после 
запеканки,
Подтянувши шорты, начитавшись
 книжек,
Шариковой ручкой рисовали танки.
Было всё прекрасно: все о мире пели,
Олимпийский мишка полетел 
куда-то,
И никто не ведал, что на самом деле
В этот год рождались новые 
солдаты.
В этот год рождались те, 
кого ­позднее
В горные ущелья загоняли маршем,
Чтобы повстречались с теми, кто
 смуглее,
Чуть побородатей и слегка 
постарше.
Те, кто расплатился за чужую 
подлость,
Уходил под пули прямо, не сутулясь,
Превращаясь в слёзы, превращаясь 
в гордость,
В синие таблички деревенских
 улиц…
Время боль не лечит, а смиряет 
с нею.
Будет постоянно мысль меня 
тревожить:
«Вот проходят годы, а не я взрослею:
Это просто Юрка с каждым днём
 моложе».
Но пора настанет, верю без оглядки,
И в огромной книге летоисчисления
В год восьмидесятый лягут, 
как закладки,
Синие таблички - символ поколения.
Прокричат таблички нам 
открытым текстом:
«Надо жить достойно! Надо жить
 не пошло!»
Всё, что было Юркой, всё, что было
 детством,
С этого момента сразу стало 
прошлым…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах