Примерное время чтения: 5 минут
4951

Джастин Бибер своего времени. Семейные коллизии композитора Мендельсона

Феликс Мендельсон.
Феликс Мендельсон. Commons.wikimedia.org

Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в семье успешного гамбургского банкира. С ранних лет будущий всемирно известный композитор (как и его сестра Фанни) все свободное время отдавал урокам музыки. Отец не жалел денег на музыкальное образование детей. С Феликсом и Фанни занимались лучшие педагоги Европы. Отец, однако, не видел особых музыкальных дарований в сыне. Он считал, что у Фанни гораздо больше таланта к музыке. Не исключено, что отец был прав. Но судьба распорядилась иначе.

Автор получившего впоследствии всемирную славу «Свадебного марша» начал издавать собственные музыкальные произведения, еще будучи подростком. О Феликсе заговорили не только в Германии, но и во всей Европе. В 17 лет Мендельсон представил публике ряд музыкальных пьес, «Первую симфонию», а также увертюру к комедии «Сон в летнюю ночь», в которую и вошел «Свадебный марш». После этого Феликс проснулся настоящей суперзвездой. Бесконечные гастроли, выступления на «корпоративах» в самых именитых домах Европы, толпы поклонниц — все это навалилось на Мендельсона в один момент. В 20 лет он уже дирижировал оркестром. Его авторитет был непререкаем.

Еще при жизни Мендельсона роились слухи о том, что сам автор «Свадебного марша» никогда не был женат и вообще был крайне несчастен в личной жизни. Но это не более чем байка. Будучи суперзнаменитостью, Феликс мог позволить себе взять в спутницы жизни практически любую женщину. Когда Мендельсону исполнилось 28, он решил наконец остепениться и обстоятельно начал искать себе жену. Его выбор пал на девятнадцатилетнюю Сесилью Жанрено. Родня Феликса его выбор не одобрила, но ему было плевать. Пара сочеталась браком, и, к разочарованию завистников, этот союз оказался невероятно счастливым и прочным. У Сесильи и Феликса родилось пятеро детей. До конца дней Мендельсон боготворил супругу, а она не чаяла в нем души.

Семейная коллизия композитора заключалась в другом. У Феликса всю жизнь были крайне непростые отношения с сестрой. По-братски, по-человечески они очень любили друг друга. Но отношения становились невыносимыми, когда дело касалось музыки. Будучи очень одаренным музыкантом и композитором, Фанни вынуждена была все время оставаться в тени брата. Сначала поступать так ей велели родственники, а после и сам Феликс во всеуслышание заявил, что музыка — это не женское дело. «Главное для нее — это дом, и пусть она даже не помышляет ни о публике, ни о музыкальном мире, ни даже о самой музыке, покуда не удовлетворит насущные надобности своей семьи», — объявил Мендельсон на очередном семейном совете, касающемся будущего его сестры.

Фанни крайне болезненно воспринимала фактический запрет на профессию. Музыку она понимала и чувствовала как минимум не хуже брата. Феликс же регулярно напоминал ей, кто из них уже считается выдающимся композитором и чем, по его мнению, должна заниматься женщина. Впрочем, такая позиция не мешала Мендельсону использовать сестру в качестве «музыкального негра». Так, например, доказано, что как минимум в двух сборниках песен, изданных Феликсом, шесть произведений принадлежат его сестре. Фанни пошла на это, поскольку не видела иного способа донести свои сочинения до широкой публики. Публике ее музыка понравилась, хотя о том, кто ее истинный автор, мало кто догадывался. Впоследствии Мендельсон жалел, что присвоил себе произведения Фанни. Увидев реакцию слушателей на свое творчество, она приобрела уверенность в себе и решила наплевать на все запреты со стороны семьи и любимого брата.

Фанни Мендельсон.
Фанни Мендельсон. Источник: Commons.wikimedia.org

Фанни начинает сочинять с удвоенной силой. Начала поиски издателей, и вскоре сборники ее музыкальных произведений стали издаваться едва ли не чаще, чем сборники брата. У нее появилась своя армия поклонников, начались гастроли. Мендельсона активность и востребованность сестры приводила в ярость, но ничего поделать с этим он не мог. Ситуацию усугубляло то, что музыка самого Феликса все чаще терпела провалы. Его единственная опера и вовсе была освистана.

14 мая 1847 года Фанни репетировала с оркестром, готовясь к очередному концерту. Она играла на фортепиано, как внезапно ее сразил инсульт. В тот же вечер она скончалась. Когда эту новость сообщили Феликсу, композитор упал в обморок. Жизнь потеряла для него всякий смысл. Буквально за полгода он страшно осунулся и постарел. Ни музыка, ни любимая жена не приносили ему былой радости и вдохновения. Осенью того же года инсульт случился и у самого Мендельсона. 4 ноября 1847 года его не стало. Феликса похоронили рядом с Фанни на берлинском кладбище.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах