1436

Светлана Крючкова: «Сильная?! Я так не считаю! Я - не ленивая!»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. 26 июня - последний день продажи сигарет? 23/06/2010
Светлана Крючкова
Светлана Крючкова © / www.russianlook.com

Один на один с залом она выходит и читает стихи. Иногда два часа, иногда три. И это в стране, где поэзия сегодня не слышна не то что на стадионах или по телевизору -  её в книжных магазинах-то стыдливо убирают в глубь залов!

«АиФ»: - Светлана Николаевна, после смерти Андрея Вознесенского вновь заговорили о том, что поэзия в России умерла. Произошло это не из-за отсутствия поэтов, а из-за отсутствия слушателей.

С.К.: - Слушатель не ушёл - люди и сейчас, так же как и 20, 30 лет назад, стараются в стихах найти ответы на мучающие их вопросы. В начале июня в Санкт-Петербургской филармонии я делала большой вечер поэзии Давида Самойлова. Зал был полон, пришло много молодёжи. И мы были со зрителем на одном дыхании, в одном ритме серд-

цебиения. Один 19-летний юноша после концерта сказал: «Я за сегодняшний вечер повзрослел!»

Так что это всё неправда. Слушатели у нас есть - у нас нет людей, которые разрешают проводить поэтические вечера. Уничтожение русской поэзии идёт от тех, кто хочет, сдавая  в аренду концертные залы, заработать как можно больше денег. Для того чтобы слушать поэзию, человек должен быть подготовлен - всю жизнь вести определённую работу души. А таких в обществе всегда меньшинство, и у них нет больших денег. Мой сын как-то спросил меня: «Почему на твои концерты не приезжают люди на больших красивых машинах?» Я ответила ему: «Понимаешь, я не хожу на лекции по экономике или бухгалтерии - ничего в этом не понимаю. Абсолютно так же эти люди на больших красивых машинах ничего не понимают ни в поэзии, ни в высоком искусстве». Ко мне идут другие - те, кто работает в музеях, библиотеках, студенты, интеллигенция. Поэтому билеты на такие вечера стоят дёшево. И это, вероятно, невыгодно владельцам залов. Думаю, что этот нарыв гнойный, причину того, почему поэзия сегодня отправлена на задворки, нужно искать именно здесь, а не в отсутствии слушателей или тех, кто читает стихи.

«Я не ленивая!»

«АиФ»: - На одном из интернет-сайтов, посвящённых кино, я прочла: «Не понимаю, как Крючковой удаётся одинаково ярко играть и императриц, и простых русских баб, и женщин лёгкого поведения с нелёгкой судьбой…»

С.К.: - Не буду открывать этот секрет! Скажу лишь, что это результат колоссальной внутренней, не прекращающейся в течение всей жизни работы. Об этом очень хорошо сказал Сергей Юрьевич Юрский: «Сегодня артисты разучились играть что-нибудь, кроме себя самих. Потому что это труд, и труд очень тяжёлый». И из образа иногда выходишь, как после тяжёлой болезни. Но это издержки нашей профессии.

«АиФ»: - Как-то вы сами определили, что все женщины делятся на жён и матерей. Вам в последние годы достаются всё больше роли матерей. И натуры они все очень сильные - та же Васса Железнова или бабушка из «Похороните меня за плинтусом»…

С.К.:  - А кто вам сказал, что они сильные? Это же давно известно: сильный человек не кричит. Что ему кричать-то? Если кричит, значит, он делает это от отчаяния. Потому что его не слышат. И он не может по-другому договориться ни с людьми, ни с миром.

«АиФ»: - Хорошо, пусть героини не сильные, но вы-то - при том количестве работы, что на себе несёте, - безусловно, натура сильная. Скажите: может ли сильная женщина быть нежной матерью и не сломать, не задавить личность своего ребёнка?

С.К.:  - Сильная?! Я так не считаю! Я - не ленивая! Дело здесь не в силе или слабости, а в таланте и трудолюбии. И в чём-то ещё, что не имеет названия. Это другая сила - не твоя, которая помогает тебе стоять там, на сцене, она тебя поддерживает.

А что касается сильных или слабых матерей… Гораздо важнее другое - мать должна быть искренней. Мать должна быть честной со своими детьми. Потому что дети вашу фальшь видят! Поэтому не надо прикидываться ни умнее, ни лучше, чем вы есть на самом деле. Надо жить вместе с ребёнком. И быть рядом с ребёнком всё время, чтобы не упустить его. Его надо всё время корректировать и в каждом конкретном случае объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. И понять прежде всего для себя, кого вы хотите вырастить: человека или зверя с большим количеством денег в кармане? Человека, который наступит на лицо другому и пройдёт дальше, чтобы сделать карьеру, или вы хотите вырастить настоящего человека с большой душой.

Язык ценнее нефти

«АиФ»: - «Васса Железнова» сейчас идёт и у вас в БДТ, и в МХАТе им. Горького, и в МХТ им. Чехова. Эта пьеса Горького вновь актуальна?

С.К.: - Классика, она потому и классика, что говорит о вечных вопросах. Мать и дети, атмосфера в семье - это во все времена было предметом исследований. Мы же все с улицы, из этого не очень приятного мира, каждый день приходим в свой дом. И происходящее в этом доме для нас важнее всего остального. А то, о чём писал Горький в 1910 году, к сожалению, очень сильно напоминает то, что происходит сейчас. Ведь если уродство присутствует в современной жизни, то оно проникает во всё, в том числе и в семью, и в человеческие отношения.

Мне недавно один весьма уважаемый человек, москвич, сказал: «Что мне категорически не нравится в Петербурге, так это ненависть петербуржцев к деньгам». «Ну, наверное, ненависть - это слишком сильное определение, - ответила я. - Но то, что Петербург не придаёт такого значения деньгам, как Москва, куда большое количество недостойных личностей едет только из-за денег, - это верно». Москва всех их принимает, а я бы отфутболивала. Потому что считаю: в большие города должны ехать люди, которые сделают его жизнь лучше, чище, культурнее. По каналу «Культура» недавно прошёл проект «Академия». Я так понимаю, что посмотрела его меньшая часть населения - большая предпочитает смотреть этот бесконечный развлекательный шабаш. Так вот, академик Пивоваров в этом проекте сказал замечательную вещь: «Что конкурентоспособного имеет Россия на мировом уровне? Не нефть, которая может закончиться и которая есть у кого угодно - в том числе и у обезьян. И не газ, который тоже может кончиться. Язык, русская культура - вот то, чем мы можем гордиться на мировом уровне». И это надо понимать.

«АиФ»: - Ну, современный русский язык вряд ли можно счесть национальным достоянием.

С.К.: - Конечно! Поэтому я и говорю, что залы театров, филармоний, консерваторий должны заполнять не торгаши, арендующие их под свои банкеты, а люди, которые понимают значение русской культуры. Именно они должны решать, что там будет идти. И не сдавать филармонии под вечеринки с водкой и бутербродами!

Выберите лучшую роль Светланы Крючковой!

Досье

Светлана Крючкова родилась 22 июня 1950 г. в Кишинёве. Закончила школу-студию МХАТ. С 1973 г. - актриса МХАТ им. Горького. В 1975 г. приглашена Г. Товстоноговым в БДТ им. Горького (Ленинград), где и служит до сих пор. Лауреат множества кино- и театральных премий. Играет спектакли в Москве и Санкт-Петербурге, снимается в кино, успешно выступает с поэтическими программами (являясь одновременно их составителем и режиссёром). В её репертуаре - А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Ахматова, М. Цветаева, М. Петровых, Б. Окуджава и др. Замужем.

Растит двоих сыновей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (10)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы