Примерное время чтения: 3 минуты
6232

Почитать есть?!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Деолигархизация Украины 01/04/2015
Дмитрий Быков.
Дмитрий Быков. Коллаж АиФ

Дмитрий Быков, писатель, поэт 

Высокие цены на книги и предпочтения читающей публики - лишь часть проблемы. Гораздо страшнее, что издателям лень искать и раскручивать тех авторов, кто умеет увлекательно и умно разговаривать с читателем. Если бы «Молодая гвардия» не обратила внимания на уникальный дар рассказчицы, присущий женщине под псевдонимом Максим Чертанов, если бы Борис Стругацкий не присудил ей свою премию за триллер «Казнить нельзя помиловать» - она бы так и оставалась маргинальным автором двух очень хороших, но никому не извест­ных ужастиков.

Я пристально наблюдаю за тем, что читают студенты, школьники, у которых преподаю, и мои дети. Тут примерно та же штука, что и с едой, простите за прозу: простая, грубая пища надоедает, запросы растут. По моим наблюдениям, рост писательского таланта обычно идёт по линии триллера: чтобы написать страшно, надо иметь дар. Прослезить мело­драмой, насмешить гэгом - это можно и со средними способностями. Но напугать - тут уже надо знать законы психологии, чувствовать ритм, просто разбираться в людях... 

Много ли нашему читателю говорят такие имена, как Стенли Эллин, которого хоть как-то переводили? Или Ширли Джексон, которую знают только по «Призраку дома на холме»? Или Джесса Болла, чей роман «Дальше тишина» мы с женой сейчас перевели - просто потому, что это действительно очень страшная, таинственная, умная книга? Чтение должно увлекать, и через названных авторов проще всего перейти к серьёзной литературе: в конце концов, лучшее, что написал Генри Джеймс, - триллер «Поворот винта». 

Я бы не стал отождествлять массовую литературу с бездарностью: написать увлекательно - как раз признак таланта. А дешёвые книжки в мягких обложках у нас так массово читают просто потому, что нет ничего другого. А если бы у нас хорошими тиражами издавались «ужастики», скажем, Харлана Кобена или семейные романы Джудит Гест, кто обращал бы внимание на третий сорт? Если бы наши авторы, умеющие рассказывать истории, - Юлия Раввина или Нина Катерли из Петербурга - продавались во всех киосках, кто стал бы в электричках читать чёрно-жёлтые истории про самодеятельную сыщицу Перпетую Тугомысленскую? 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах