Примерное время чтения: 9 минут
22610

Ноль фактов, много грязи. Как сериал «Жила-была одна баба» заменяет историю

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком
«Жила-была одна баба».
«Жила-была одна баба». Кадр из фильма

В последние годы российские кино- и теледеятели активно занялись сюжетами из российской истории, начиная от крещения Руси и заканчивая событиями недавнего прошлого. Но при этом далеко не все снятые фильмы и сериалы находят отклик у публики — уж слишком спорными, мягко говоря, выходят попытки переосмысления.

«Все вместе — кошмар»

В 2011 году на широкий экран был выпущен фильм режиссера Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». В основу сюжета легли события Гражданской войны и Тамбовского восстания.

Сейчас российскому телезрителю предлагается расширенная пятисерийная версия «Бабы». Происходит это в год 100-летия Тамбовского восстания, о котором у наших соотечественников остается достаточно смутное представление.

Режиссер Смирнов более всего известен картиной «Белорусский вокзал», снятой полвека назад и вошедшей в «золотой фонд» советского кино. Однако сам автор не раз признавался, что хотел рассказать совершенно «иную правду».

В фильме «Жила-была одна баба» Смирнов свои намерения реализовал в полной мере. В интервью «Афише» в 2011 году режиссер так рассказывал о замысле фильма: «В 1987 году, когда замаячила отмена цензуры, я вскочил среди ночи и понял, что должен сделать картину на материале антоновского восстания. То есть картина была готова 24 года назад».

«Никто не плохой, просто все вместе — кошмар», — так описал создатель свою работу. А еще посетовал, что, путешествуя по Тамбовщине, он не мог собрать нужных воспоминаний очевидцев — вопреки его ожиданиям, в народной памяти эти события следа не оставили. Лишь в одной деревне Смирнову поведали о том, что повстанцы убили местного председателя, его жену и детей.

«Может быть, было за что?» — с надеждой поинтересовался режиссер, но понимания у местных не нашел.

Чернушка, порнушка и никакой истории

Показать историю русской деревни Смирнов решил в переломный период с 1909 по 1921 годы, взяв за основу судьбу одной женщины, крестьянки Варвары.

Прием, когда на фоне жизни вымышленного персонажа показываются важнейшие события истории, не нов. Его используют и в драматическом, и в комедийном ключе. Андрей Смирнов, очевидно, хотел рассказать правду о российской деревне, революции и Тамбовском восстании.

Cериал «Жила-была одна баба».
Cериал «Жила-была одна баба».  Кадр из фильма

Но вряд ли из фильма «Жила-была одна баба» можно вынести хоть какое-то представление о происходившем в начале XX века. И сама крестьянка Варвара — вовсе не некрасовская женщина, способная остановить коня на скаку и войти в горящую избу, и окружающие люди, вне зависимости от их политической ориентации,  не светочи разума.

Едва ли не все мужчины, появляющиеся на экране, желают совокупиться с главной героиней. Одни стремятся сделать это по любви, другие попросту насилуют крестьянку. В свободное от совокупления время граждане убивают и грабят друг друга, заодно избивая Варвару.

Мрак, беспросветность, ужас без конца и полное отсутствие внятной мотивации у воюющих друг с другом — такую картину российской глубинки представил господин Смирнов. А потом искренне недоумевал, почему публика осталась совершенно равнодушной к «Бабе».

«Красные приходят — грабят, белые приходят — грабят»

В реальности Тамбовское восстание выглядело совершенно иначе. Не затронутая Первой мировой Тамбовская губерния в период революции и Гражданской войны превратилась в главную житницу страны. На фоне остальной России положение местного крестьянства можно было считать относительно благополучным.

В 1919 году тамбовские крестьяне пострадали не от большевиков, а от рейда белого генерала Мамантова, который подверг губернию разграблению.

Барон Врангель, которого трудно причислить к большевистским пропагандистам, писал о рейде Мамантова так: «Проникнув в тыл врага, имея в руках крупную массу прекрасной конницы, он не только не использовал выгодности своего положения, но явно избегал боя, все время уклоняясь от столкновений. Полки генерала Мамантова вернулись обремененные огромной добычей в виде гуртов племенного скота, возов мануфактуры и бакалеи, столового и церковного серебра. Выйдя на фронт наших частей, генерал Мамантов передал по радио привет „родному Дону“ и сообщил, что везет „Тихому Дону“ и „родным и знакомым... богатые подарки“. Дальше шел перечень „подарков“, включительно до церковной утвари и риз».

Конфликт же тамбовского крестьянства с большевиками объяснялся политикой продразверстки, то есть обязательной сдачей сельскохозяйственной продукции в условиях военного времени. Продразверстка, введенная еще в 1916 году, была сохранена сначала при Временном правительстве, а затем при большевиках.

Лучше всех, пожалуй, главное противоречие времени объяснил большевистский нарком продовольствия Цурюпа: «Дело снабжения хлебом переживает тяжёлый кризис. Крестьяне, не получая мануфактуры, плугов, гвоздей, чая и проч. предметов первой необходимости, разочаровываются в покупной силе денег и перестают продавать свои запасы, предпочитая хранить вместо денег хлеб. Кризис усугубляется недостатком денежных знаков для расплаты в тех местах, где ссыпка ещё производится».

Cериал «Жила-была одна баба».
Cериал «Жила-была одна баба».  Кадр из фильма

Крестьяне, отдавая хлеб, хотели получать от города промышленную продукцию. Но в условиях военного времени запустить предприятия и обеспечить производство гражданской продукции было крайне сложно. Хлеб же нужен был здесь и сейчас — рабочим, служащим, армии. Посему его у крестьян забирали, обещая, что впоследствии город все вернет сторицей.

Изъятие хлеба у крестьянства практиковали как красные, так и белые. Последние, правда, придерживаясь капиталистической идеологии, взамен давали расписки на последующую оплату, либо совершенно обесцененные бумажные деньги.

Отсюда и гениально определяющая момент фраза крестьянина из фильма «Чапаев»: «Красные приходят — грабят, белые приходят — грабят».

Что роднит большевиков и Екатерину Великую?

Понятно, что восстания против грабежа со стороны белых в памяти вообще не остались — сгинули вместе с проигравшей стороной Гражданской войны.

А вот у красных в 1920 году начались настоящие проблемы. Несмотря на неурожай, планы по сдаче излишков хлеба никто не уменьшил, а в отношении особо упирающихся жестко действовали продотряды. Возглавил довольно хаотичное движение эсер Александр Антонов, до этого возглавлявший местную милицию.

Ни о каком гуманизме восставших речи не было — речь шла о классической крестьянской войне, подобной восстанию Степана Разина или Емельяна Пугачева. Массовые кровавые убийства семей большевиков, да и просто людей, заподозренных в сочувствии к ним, для антоновцев были самым обычным делом.

Как и в истории с восстанием Пугачева, первоначальный успех Антонова объяснялся отвлеченностью главных сил властей. С одной стороны, большевики добивали Врангеля, с другой вели бои с поляками.

Когда же наконец удалось решить обе проблемы, взялись за антоновцев, и восстание стало сходить на нет.

Причем большевики пошли навстречу крестьянам — 12 февраля 1921 года на основании решения Наркомата продовольствия на территории Тамбовской губернии было остановлено выполнение продовольственной развёрстки. В марте 1921 года X съезд РКП(б) принял решение отменить продовольственную развёрстку, заменив её фиксированным продовольственным налогом. Для рядовых участников восстания была объявлена амнистия при условии сдачи ими оружия.

В отношении тех, кто не внял и решил продолжить вольницу, применили уже набравшиеся боевого опыта части Красной Армии. Столкновение с регулярными силами показало всю несостоятельность армии повстанцев, после чего ее участники стали разбегаться по домам.

И кто тут враг тамбовского крестьянства?

Вымерла ли после восстания Тамбовщина? Отнюдь. Было ли какое-то специфическое отношение у большевиков к региону после случившегося? Тоже нет. Отсюда, кстати, и так огорчившее Смирнова отсутствие воспоминаний о самом восстании. В отличие от Екатерины Великой, пытавшейся стереть память о Пугачеве и бунтовщиках, большевики просто пошли дальше, развивая бывший мятежную губернию точно так же, как и всю остальную страну.

В 1985 году уровень рождаемости в Тамбовской области составлял 13,3 новорожденных на 1000 человек населения. А вот к 1995 году, когда стали лить крокодильи слезы по «жертвам большевизма», показатель обвалился до 8,4. И кто здесь настоящий враг тамбовского крестьянства?

Ни о каких причинах и последствиях восстания в фильме «Жила-была одна баба» автор не рассказывает. Залив все потоком чернухи, господин Смирнов предлагает зрителю принять сию картину как данность.

Наверное, не стоит.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах