Дорога победы – потому что по этой ветке в 33 км от Полян до Шлиссельбурга, которую истерзанные блокадой жители Ленинграда построили в феврале 1943 г. за 17 суток, повезли в город еду и боеприпасы. Коридор смерти – потому что при постоянных обстрелах шансов на выживание у едущих по ней было меньше, чем на фронте.
Но знали про неё в основном историки. Теперь справедливость будет восстановлена – в начале мая в прокат выходит фильм «Коридор бессмертия» режиссёра Фёдора Попова. Он о тех девчонках, которые прокладывали эту дорогу. О тех героях-машинистах, кто связывал обескровленный город с Большой землёй. О тех, кому тысячи людей были обязаны своей жизнью.
Юлия Шигарева, «АиФ»: Фёдор Максимович, а вы-то как на эту историю о коридоре смерти вышли?
Фёдор Попов: Лет 8 назад мне случайно попалась на глаза статья Дмитрия Каралиса (он стал соавтором сценария) об этой дороге. И начал разрабатывать тему.
– Вы изучили массу документов, встречались с участниками тех событий. Что из услышанного зацепило вас сильнее всего?
– (Задумывается.) Меня удивило, какие у них были чистые отношения. Мария Ивановна Яблонцева, прототип нашей главной героини, рассказывала, что матом они не ругались, отношение к ним мужчин было очень галантным. Только представьте: война, грязь, смерть, кровь, пот – и такая чистота взаимоотношений.
А ещё… Это ведь был не просто подвиг – это был подвиг длиною в год. Прорыв блокады состоялся 18 января 1943 г., а дорогу запустили уже 7 февраля, и до марта 1944 г. она просуществовала. В том числе и благодаря ей уже через две недели, к 23 февраля, удалось увеличить пайки жителям Ленинграда, а ещё переправить в Москву, к Курчатову, уникальнейшую разработку – первый советский циклотрон, который зарыли в июне 1941 г. во дворе ленинградского физтеха.
На машинистах лежала колоссальная ответственность: состав разбомбили, мука, которую везли, просыпалась, съел горстку – расстреляли. Рейсы старались делать ночью – чтобы самолёты не бомбили. Кромешная тьма, никаких семафоров. Только живые светофоры – девчонки, стоявшие вдоль дороги с керосиновыми фонарями. Беспрерывные обстрелы из миномётов и бронепоездов. В среднем до трёх прямых попаданий в поезда в сутки. Состав разбомбили – его оттаскивали, тут же ремонтировали рельсы и пускали следующий. И машинисты ехали мимо тел своих погибших товарищей. А за удачный рейс премировали... пачкой сигарет.
И за этот подвиг длиною в год, как вспоминала Мария Яблонцева, их отказались признавать участниками войны, потому что они без оружия воевали!
– Почему же эта дорога победы оказалась в тени общественного интереса?
– На мой взгляд, тут несколько фактов. Во-первых, эта дорога держалась в строжайшем секрете. Во-вторых, на ней было очень много жертв – её сами железнодорожники называли коридором смерти. Возможно, эту статистику не хотели разглашать.
– Книги, фильмы, спектакли хороши тем, что каждый их читает или смотрит, что называется, про своё. А вы про что этот фильм снимали?
– Прежде всего нам хотелось показать этих девчонок, вчерашних школьниц. Тех, о которых были написаны стихи:
«Над фотографией потёртой,
Над кем-то юным в гимнастёрке,
В семнадцать павшим на войне,
В прихожей плакала соседка…
– А он был с нашего двора, –
Сказала очень тихо Светка…»
Они же пришли на курсы «Девушки на паровоз» не за геройством, а за теплом и пайком – чтобы самим выжить, маме кусочек отнести. Показать, какой путь они прошли и как превратились в настоящих граждан своей страны.
А ещё хотелось вновь повторить одну простую мысль: победу ковали не полководцы – над её приближением работали простые люди, которые каждый день своей жизни проживали в режиме подвига.