Что за сериал «Шифр»?
Действие сериала происходит через 11 лет после завершения Великой Отечественной. Пути четырех девушек, которые во время войны служили в секретном подразделении Генерального штаба и расшифровывали немецкие радиограммы, давно разошлись. Анна (Екатерина Вилкова) работает официанткой в ресторане, Ирина (Марьяна Спивак) — учительница математики, она замужем, у нее двое детей, у Катерины (Елена Панова) судьба сложилась трагично, она была арестовала и лишь недавно вернулась из заключения, да и Соня (Яна Дюбуи) пока что толком не нашла своего места в мирной жизни.
Однажды в ресторане, где работает Анна, находят труп высокопоставленного военного, и следователь Проскурин (Сергей Пускепалис) подозревает, что преступление совершила она. Четыре подруги снова собираются вместе, чтобы с помощью своих аналитических способностей раскрыть убийство, с которым не может справиться милиция.
«Шифр» — это российская адаптация британского мини-сериала «Код убийства» (The Bletchley Circle). Правда, адаптация получилась длиннее: у британцев в двух сезонах всего семь серий и три дела, тогда как у нас — четыре дела в шестнадцати сериях. При этом британские девушки-аналитики в годы войны работали в знаменитом Блэтчли-парке. После победы их способности также оказались невостребованными, и они поддерживают их, разгадывая кроссворды и ребусы.
Что за Блэтчли-парк и чем он знаменит?
Британский сериал был основан на работе одной из спецслужб, которая занималась криптографией и дешифровкой кодированных сообщений нацистов, в том числе и раскрытием шифров знаменитой «Энигмы». Впрочем, сама криптографическая служба появилась в Англии вскоре после Первой мировой, а набор гражданских специалистов начался в 1939, после того как была объявлена война Германии. Более двадцати лет эту службу возглавлял криптограф Алистер Деннистон, именно он и придумал, какой персонал лучше всего подходит для такой работы.
Ключевыми работниками Блэтчли-парка (поместье к северу от Лондона, куда служба перебралась в 1939 году) были лингвисты, математики (одним из них был Алан Тьюринг), шахматисты, а также совсем гражданские любители ребусов и кроссвордов. При этом молодая девушка из высших слоев общества могла работать рядом с обычным рабочим из низов: Деннистон брал всех, кто подходил ему по складу ума. Коллектив Блэтчли-парка даже назвали «Общество гольфа, сыра и шахмат», намекая на разнообразие сословий. Когда с новым составом службы познакомился Уинстон Черчилль, то он был весьма удивлен бурной деятельностью.
Впрочем, свои плоды подход Деннистона (он умер в феврале 1942 года) принес. Расшифровка кодов «Энигмы» была лишь одним из достижений работников Блэтчли-парка. Этому эпизоду посвящен фильм «Игра в имитацию», в котором роль Тьюринга сыграл Бенедикт Камбербэтч.
После войны столь обширная служба стала не нужна, многие «любители ребусов» вернулись к гражданской жизни. При этом они не могли никому рассказывать о своей работе: гриф секретности со сведений о Блэтчли-парке был снят только много лет спустя. Сейчас в этом поместье (которое в конце восьмидесятых вообще хотели снести) находится музей шифровальщиков и вычислительной техники.
А что было в СССР?
Создатели британского сериала все же старались не слишком играть с исторической правдой. То есть четыре главные героини, которые в начале пятидесятых превратятся в сыщиков-любителей, работают в Блэтчли-парке в окружении кучи народа. В российском «Шифре» четыре главные героини и во время войны были спецкомандой, они чуть ли не в одиночку делали все то же самое, что и огромный персонал британской спецслужбы. Такого, разумеется, не было и быть не могло: эта часть сериала оказалась калькой с британского проекта.
Впрочем, создатели «Шифра» не удержались и от внесения дополнительных подробностей в жизнь своих героинь. Они работают в не очень престижных местах, одну из них арестовали по явно надуманному обвинению, что привело к разрушенной семейной жизни и невозможности общения с дочерью. Понятно, почему это было сделано: пятидесятые в Англии отличались от пятидесятых в СССР.
В «Коде убийства» основной проблемой героинь стало зависимое положение женщин в западном обществе того времени, в котором идеи феминизма еще не прижились. Бывших сотрудниц очень уважаемой в определенных кругах организации просто никто не слушает, хотя их способности, примененные в нужное время и в нужном месте, могли бы помочь, к примеру, найти маньяков.
Что любопытно, у героинь «Шифра» проблемы схожие, хотя и не из-за недостатка прав у женщин в СССР. Нет, у них просто сомнительная биография, особенно у недавно реабилитированной (дело происходит в 1956 году, после XX съезда) начальницы. Но и у других девушек дела не лучше: разве может следователь доверять какой-то там официантке? Разумеется, нет. По крайней мере, до тех пор, пока ему не докажут обратное. Правда, доказывать все равно придется девушкам, больше ведь некому.