Примерное время чтения: 9 минут
1200

Депрессняк Брэда Питта во имя «Оскара». Рецензия на фильм «К звездам»

Кадр из фильма

В Советском Союзе научная фантастика была чрезвычайно популярна. Полет Гагарина убедил советских граждан в том, что на Марсе уже в самое ближайшее время действительно будут цвести яблони. Желание заглянуть в это будущее, казавшееся таким близким, было невероятно сильным. Но советская кинофантастика по целому ряду причин уступала лучшим голливудским образцам. Хотя «Москва-Кассиопея» для детей и «Солярис» для взрослых были очень качественными примерами фантастического кино СССР.

Не то, что вы ожидаете

Жанровый голод отечественные зрители, конечно, утоляли благодаря западным образцам. И хотя со временем научную фантастику на обе лопатки уложили кинокомиксы про супергероев и саги в жанре фэнтези, тем не менее, интерес к «кино про будущее и астронавтов» остается. Поэтому картина режиссера Джеймса Грэя «К звездам» с Брэдом Питтом в главной роли не могла не привлечь зрительского интереса. Тем более что трейлер сулил взрывы, погони, перестрелки — словом, настоящий космический экшн.

Те, кого привлек трейлер и имя Брэда Питта, будут, скорее всего, разочарованы. Мистер Грэй специализируется на фильмах, от которых в восторг приходят критики, а не широкий зритель. Космос автору нужен не сам по себе, а лишь как символ бесконечного одиночества и пространство для многоуровневых смыслов. Проще говоря, если вам показалось, что герой Брэда Питта был недостаточно активен и ярок у Тарантинто в «Однажды в Голливуде», то на «К звездам» вам лучше вообще не соваться.

Питт играет майора Роя Макбрайда, героя НАСА, астронавта, который много чего повидал и которого все достало. Он слывет непробиваемым — пульс у него никогда не поднимается выше 80 ударов. Даже когда майор летит со свистом вниз, сорвавшись с сюрреалистической космической антенны, делает он это с видом человека, с которым нечто подобное происходит не реже, чем два-три раза в месяц. Но под внешней оболочкой супергероя скрывается сопливый неврастеник, не знающий, зачем он живет и какой смысл в происходящем вокруг.

Жену героя-неврастеника играет Лив Тайлер, которую некогда прославил «Армагеддон». И вот что интересно — в легендарном фильме-катастрофе от героини Лив в космос улетали отец и бойфренд, в это раз сбегает муж. Кажется, Лив пора задуматься — по какой причине режиссеры именно в ней разглядели образ женщины, от которой мужчины готовы сбежать с планеты Земля? Но фильм не про героиню Лив, у которой здесь мало сцен и минимум слов. Сюжет вообще выстроен так, что мелькающие рядом с майором Макбрайдом люди не имеют никакого значения. Раскрыть эти образы физически нет времени. На Луне кто-то с кем-то воюет за ресурсы, и в ходе очередной перестрелки убивают неплохого парня, отца и мужа. Но сочувствовать некогда, да и просто не получится, ведь в фильме этот персонаж фигурировал пару минут.

Кадр из фильма

А вот еще один хороший астронавт отправляется по сигналу SOS на норвежскую космическую станцию, где его сожрут взбесившиеся приматы. «Так-так, что там с обезьянами?» — заинтересуется зритель. Ничего. Отряд не замечает потери бойца, и майор Макбрайд скачет дальше, так и не объяснив, что случилось.

Что ж мы за планета такая?

Герой Питта скачет по космосу, чтобы спасти планету. Некогда его отец, супермегакосмонавт Макбрайд-старший, улетел на Нептун, чтобы оттуда ловить сигналы других цивилизаций. Экспедиция, однако, пропала и считалась погибшей. Но спустя много лет Землю начинают атаковать смертельно опасные импульсы, и в НАСА подозревают, что это безобразничает отец Роя Макбрайда.

И чем дальше вы следуете за нитью сюжета, тем менее вы понимаете смысл происходящего. Майора Макбрайда просят сгонять на Марс, чтобы оттуда послать сообщение папе в духе: «Отец, давай, завязывай!». Новость о том, что папа жив, у героя Брэда Питта не вызывает каких-то особых внутренних терзаний. Он не верит в то, что это правда, но и не бьется в истерике и не требует объяснений.

Кадр из фильма

Но когда выясняется, что это действительно правда, майор Макбрайд начинает впадать в истерику и действовать импульсивно.

Уйдя в глубинные смыслы целиком и полностью, Джеймс Грэй вообще перестает контролировать то, что происходит на поверхности. Причинно-следственные связи и логика сюжета гибнут безвозвратно.

Оказывается, что сгонять до Нептуна не так уж сложно, а пропавший корабль экспедиции никуда не пропадал. Возникает вопрос: а его все эти годы вообще кто-то искал?

Отец Макбрайда в исполнении Томми Ли Джонса не похож ни на «доктора Зло», ни на просто свихнувшегося человека. Он скорее напоминает алкоголика из фильмв Звягинцева, который, правда, спился не в «однушке» в Марьино, а на орбите Нептуна. «Что ж мы за планета такая?» — кажется, что вот-вот нечто подобно скажет герой Питта. На самом деле в его внутренних монологах что-то подобное звучит. Для полного сходства с «Левиафаном» не хватает продажных чиновников и зажравшихся священников, желающих отгрохать храм прямо на кольцах Нептуна. При этом намеки на алчность корпораций действительно есть, а астронавты прямо перед стартом на Марс истово молятся.

Плюсом картины, безусловно, является визуальный ряд, который обеспечила прекрасная операторская работа Хойте ван Хойтема, делавшего также «Интерстеллар». Вот только не очень понятно, зачем нужна вся эта картинка?

Кадр из фильма

Кино для «Оскара», не для людей

Критики, которым «К звездам» очень понравился, убеждают, что речь здесь о метаниях человека, неспособного разорвать нить, связывающую его с отцом, и теряющего из-за этого любимую жену.

Но если у Тарковского в «Солярисе» размышления о человеческих отношениях, страдании, любви, верности и предательстве на фоне мыслящего океана размером в планету выглядят оправданным, то страдания астронавта Макбрайда представляют из себя такую же искусственную имитацию, как пластиковые цветы на могиле. «Интерстеллар», в научном багаже которого неподготовленный зритель может запутаться, на порядок разумнее, логичнее и душевнее творения мистера Грэя.

Но критики уверяют, что «К звездам» будут претендовать сразу на несколько «Оскаров». У Питта, кстати, есть один «Оскар», но не за актерскую игру, а за продюсирование. Коллеге Питта Леонардо ди Каприо для того, чтобы взять свой «Оскар», пришлось забраться в брюхо мертвой кобылы. На этом фоне депрессивная поездка на Нептун к опустившемуся родителю — не самая высокая плата за кинонаграду.

В целом же, подводя черту под картиной «К звездам», придется констатировать — хитрый мистер Грэй обманул большинство зрителей, заманив их совсем не на то зрелище, которого они ожидали. Спасибо, что хоть не выпорол.

Кадр из фильма
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах