480

«Завтра», «Зеркало», «Короче»: кино от Калининграда до Владивостока

XXII фестиваль «Окно в Европу» — один из многочисленных российских киносмотров, по традиции проходящий в Выборге, продлится в этом году до 15 августа. АиФ.ru рассказывает об этом и других наиболее значимых и интересных отечественных кинособытиях. 

Окно в Европу

Организованный в 1993 году по решению режиссёров Саввы Кулиша, Марлена Хуциева, композитора Микаэла Таривердиева, документалиста Владимира Коновалова и продюсеров Геворга Нерсисяна и Андрея Симонова, фестиваль стал площадкой для показа игрового, документального и анимационного отечественного кино — полнометражного и короткометражного. Главные призы в разное время получали Владимир Хотиненко, Александр Рогожкин, Марина Разбежкина, Алексей Балабанов и Александр Сокуров, показывали свои дебютные фильмы Борис Хлебников и Алексей Попогребский («Коктебель») и Роман Каримов («Неадекватные люди»). В главном конкурсе выборгского фестиваля участвуют в основном фильмы, премьеры которых намечены на осень. Помимо игровой, неигровой и анимационных программ, существует ещё и программа «Выборгский счёт», куда попадают участники других, уже прошедших в этом году российских киносмотров. В этом году, к примеру, в рамках «Выборгского счёта» покажут «Испытание» Александра Котта, завоевавшее главный приз «Кинотавра». 

Другой фильм Котта — «На дне» — борется в этом году и за главный приз. Кроме него, в основном конкурсе представлены ещё 12 фильмов, среди которых новый фильмы Веры Сторожевой «9 дней и одно утро», Екатерины Шагаловой «Берцы», Александра Стриженова «Дедушка твоей мечты» и Сергея Карандашова «Дар».

В 2014 году «Окно в Европу» проходит с 8 по 15 августа, а к уже существующим программам добавились две новые: «Кино детям», куда попали 6 сказочных фильмов для самых маленьких зрителей и их родителей, а также «Игровое кино. Копродукция». В этой программе, посвящённой фильмам совместного производства России и какой-либо другой страны, в этом году представлены «Инородное тело» польского режиссера Кшиштофа Занусси и «Виктор» француза Филиппа Мартинеса с Жераром Депардье в главной роли. В связи с этим почётными гостями «Окна» стали сам Занусси, который в последнее время исправно колесит по всем российским фестивалям, где представляет свои ретроспективы и даёт мастер-классы, и гражданин РФ Жерар Депардье, чьё появление по-прежнему будоражит публику и становится главной новостью. Тем более, что сюжет фильма «Виктор» написан явно специально для «нового россиянина» Депардье: вор-француз, проживший много лет в России, но вынужденный всё-таки отсидеть 15 лет во французской тюрьме, возвращается в Москву. В Россию его влечет давняя любовь к этой стране, желание отомстить за убитого сына и бывшая напарница Александра Иванова — её играет Элизабет Хёрли

ММКФ

Главный российский кинофестиваль и один из двух отечественных киносмотров, имеющий аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров, то есть принадлежащий к так называемой «категории А» вместе с Каннским, Венецианским, Берлинским и ещё 10 международными конкурсными смотрами игровых фильмов. Вторым является петербургский фестиваль документального кино «Послание к человеку», образовавшийся в результате отделения документальной секции ММКФ. Дольше, чем Московский кинофестиваль, основанный в 1935 году, существует только Венецианский (с 1932), а первым председателем жюри был Сергей Эйзенштейн. Первый фестиваль мог бы стать последним — ММКФ не проводился до 1959 года, когда был возобновлён и стал проходить регулярно, раз в два года. Ежегодным смотр стал в 1997 году — к тому времени уже был учреждён главный приз в виде статуэтки «Золотой Георгий», который вручали лучшему режиссёру, фильму, актёру и актрисе и которых были удостоены в том числе и Занусси, и российские режиссёры Алексей Учитель и Дмитрий Месхиев. Сейчас ММКФ проходит во второй половине июня и длится 10 дней. 

История «до Золотого Георгия», когда главный приз назывался просто «Золотым», а ещё чуть раньше «Большим», насчитывает гораздо больше громких имён и победителей. В 1963 году на ММКФ состоялась премьера фильма Феллини «8 с половиной», в 1975 — «Дерзу Урсала» Акиры Куросавы, в 1979 — «Кинолюбителя» Кшиштофа Кеслевского. В 1999 году президентом ММКФ стал Никита Михалков, фестиваль с каждым годом растёт и обзаводится новыми программами — за призы теперь борются и документальные, и короткометражные ленты — однако качество конкурсной программы, по мнению многих, падает с каждым годом. Условия таковы, что участие в конкурсе фестиваля «категории А» подразумевает премьерный показ фильма, и ММКФ всё ещё не может конкурировать с Канном, Берлином и Венецией, куда стремятся попасть ведущие кинематографисты, а потому на Московский кинофестиваль в последние годы попадают в основном дебютные картины и работы начинающих режиссёров. Конкурсные фильмы ММКФ смотрят разве что члены жюри и журналисты — по долгу службы, и члены киноклубов, которые, раз получив аккредитацию, смотрят всё. Что касается остальной публики и гостей фестиваля, то больший интерес для них представляют внеконкурсные программы ММКФ, на которых можно увидеть и каннско-венецианские премьеры, и другие зарубежные фильмы, выход которых в российский прокат не планируется или же сильно откладывается.

Кинотавр

Сочинский кинофестиваль, который проводится с 1989 года в первых числах июня, опережает ММКФ, а потому выигрывает у столичного киносмотра не только по месту проведения — приморский город против душного мегаполиса, но и по программе, «забирая» себе все главные российские премьеры. До 2011 года участие в «Кинотавре» могли принимать исключительно картины, снятые в России, сейчас же правила изменились, и на главный приз может претендовать любая картина на русском языке. Свои призы лучшему фильму, режиссёру, актёрам, операторам, сценаристам и композиторам вручает жюри, отдельными дипломами награждают своих фаворитов киноведы и кинокритики. Отдельная программа на «Кинотавре» есть и у короткометражного кино. В разные годы призы «Кинотавра» получали «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина, «Брат» Алексея Балабанова, «Молох» Александра Сокурова, «Даун-Хаус» и «ДМБ» Романа Качанова. Есть на «Кинотавре» и внеконкурсная программа, в рамках фестиваля также проходят питчинг — презентация новых кино-проектов, которые ищут инвесторов, и тематические ретроспективы старого отечественного кино. 

2morrow/Завтра

Первый и пока единственный в России Международный фестиваль независимого кино появился в 2007 году — идея создания смотра принадлежала режиссёру Ивану Дыховичному, он же на протяжении двух лет был президентом «2morrow/Завтра». После смерти Дыховичного в 2009 году дело продолжила вдова кинематографиста Ольга Дыховичная

В прошлом году жюри фестиваля возглавлял экс-ассистент программного директора «Двухнедельника режиссёров» Каннского фестиваля и руководитель фестиваля Трайбека Фредерик Бойер, до этого главными судьями побывали и Абель Феррара, и Алехандро Ходоровски, и Сергей Лозница

«Завтра» изначально отказался от всякого фестивального официоза вроде красных дорожек, сделав упор на уникальность программы. Именно здесь российские зрители впервые увидели фильмы покорявшего европейские киносмотры канадского вундеркинда Ксавье Долана и полнометражный дебют Валерии Гай Германики, новые работы Джармуша, Миядзаки, Алена Рене, Ким Ки-Дука и Алексея Балабанова. Одним из кураторов «Завтра», а точнее, его параллельной секции «Tomorrow», в 2013 году ставшей конкурсной, является программный директор главного мирового независимого кинофестиваля — американского «Сандэнса». Благодаря этому, в программе появились такие картины, как «Станция «Фрутвейл» и «Мад» с Мэттью МакКонахи

Проведение фестиваля, который стартует в начале октября, в этом году внезапно оказалось под вопросом. В конце июля на официальном сайте «2morrow» появилось обращение Ольги Дыховичной и организаторов, заявивших, что в настоящий момент ни Министерство культуры, ни Департамент Москвы не подтвердили свою готовность подержать фестиваль, и попросивших помощи у неравнодушных зрителей. Позднее появилась информация, что и Минкультуры, и Департамент всё же готовы поддержать «Завтра», если в эти ведомства поступит официальное обращение. 

Зеркало

Международный фестиваль имени Андрея Тарковского впервые был проведён в 2007 году в честь 75-летия режиссёра и назван в честь одного из его фильмов. Проходит ежегодно в Ивановской области — в Плёсе и Иванове — в начале июня, президентом с 2010 года является Павел Лунгин. Отличительной чертой «Зеркала» является и то, что, помимо статуэтки, победители получают денежный приз, который вручают за лучший фильм и дебют, а также лучшим актёру и актрисе. Фестиваль является международным, а потому в конкурсной программе принимают участие фильмы из разных стран — в 2014 в конкурсе участвовали картины из Венгрии, Турции, Греции, Эстонии, Украины, Болгарии, Австрии, Чили и России, а темой фестиваля стала «Женщина в кинематографе». Жюри «Зеркала» также интернационально. Председателями побывали режиссёры Теодорос Ангелопулос, Рэйф Файнс и Константин Лопушанский. В 2014 году команду судей, среди которых были португальская актриса Изабель Рут, программный директор фестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева, американская актриса и продюсер Хайди Джо Маркел и режиссёр Мира Форнай из Словакии, должна была возглавить актриса Фанни Ардан. Однако она, по личным обстоятельствам, от этой должности отказалась. Зато её соотечественник Венсан Перес с радостью возглавил судейскую команду документального конкурса и вручил награду фильму «Кровь» Алины Рудницкой. Приз зрительских симпатий достался картине «Братья Ч» Михаила Угарова, а Гран-при завоевала картина «Племя» украинского режиссёра Мирослава Слабошпицкого. И здесь не остался без награды и «гастролирующий» по России Кшиштоф Занусси, удостоенный спецприза за вклад в мировой кинематограф.

Меридианы Тихого

С 2003 года во Владивостоке проходит международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, к которому относятся такие государства, как США, Япония, Канада, Индонезия, Чили, Эквадор, Мексика и другие. Организованный по инициативе губернатора Приморского края Сергея Дарькина, этот фестиваль отличается не только масштабом программы — около 60 стран-участниц и около 1000 заявок ежегодно — но и тем, что программа «Меридианов» не ограничивается кинопоказами. В рамках фестиваля проходят выездные «Кинотуры»: в сентябре, в преддверии и во время смотра, российские кинематографисты разъезжают по всему Приморскому краю и общаются с поклонниками. В 2006 году молодые кинематографисты получили возможность представить свои проекты в программе «Кинопробы», а спустя ещё два года впервые отправился в путь «Кинопоезд» — двухнедельный передвижной мастер-класс, следующий по маршруту Владивосток-Москва. Пассажиры — молодые кинематографисты — за время путешествия сняли несколько короткометражных фильмов, которые позднее были даже представлены в программе Каннского кинофестиваля. 

В этом году «Меридианы Тихого» пройдут уже в 12-й раз с 13 по 19 сентября. Жюри конкурса возглавит продюсер Александр Роднянский, одним из судей станет американский актер Майкл Мэдсен. Участники основного конкурса определены, но пока не объявлены, зато известно, что всего в рамках фестиваля будет показано около 160 картин, которые будут распределены по 15 программам. Отдельно можно отметить программу «Сделано во Владивостоке», посвящённую фильмам, снятым в этом городе, и «Выбор жюри», в которую попали старые и новые фильмы-фавориты судей, а также несколько ретроспектив — например, «Неизвестный Мосфильм» или ретроспектива фильмов Гарри Бардина

Артдокфест

Фестиваль авторского документального кино был основан в 2007 году, его президентом является режиссер Виталий Манский, а к участию принимаются фильмы, снятые на русском языке в любой стране мира. В рамках «Артдокфеста» проходят не только показы фильмов конкурсной и внеконкурсной программ, но и различные круглые столы, а также питчинг. Председателями жюри «Артдокфеста» побывали Павел Лунгин, Андрей Звягинцев, Дмитрий Быков. Отличительной чертой этого смотра является то, что призы — Гран-при «Киноглаз Вертова», приз за лучший полнометражный документальный фильм и Специальный приз жюри — вручает одна судейская команда. 

По итогам фестиваля вручаются: гран-при фестиваля «Артдокфест» — «Киноглаз Вертова» (скульптор Вадим Кириллов), а также приз «Киноглаз» лучшему полнометражному документальному фильму и Специальный приз жюри. Допускается вручение Диплома жюри (специальное упоминание жюри). Призы иных жюри и общественных организаций не предусмотрены.

В прошлом году на фестивале появилась новая конкурсная программа «АртдокСеть», участие в которой принимали документальные ленты, размещённые в Интернете, а голосование проводилось на странице фестиваля в Facebook. Эксперимент продолжится и в 2014 году: голосование уже открыто, фильмы будут добавляться до 1 ноября и уже известно, что на главный приз претендует картина «Срок» режиссёров Пивоварова, Костомарова и Расторгуева 

Короче

Самый «молодой» российский кинофестиваль, посвящённый, как можно понять из названия, короткометражному кино, впервые прошёл в 2013 году в Калининграде. Участие в основном конкурсе приняли 44 картины, а организаторы, в том числе президент смотра Сергей Сельянов, заявили, что фестиваль должен стать стартовой площадкой для начинающих российских и зарубежных кинематографистов, ведь многие режиссёры начинают свой путь в большое кино с короткого метра. 

В этом году «Короче» пройдёт в Калининграде во второй раз с 22 по 24 августа. В жюри под руководством продюсера Игоря Толстунова войдут в том числе композитор Евгений Гальперин, продюсер Олег Груз, писатель Евгений Гришковец, актёр Вячеслав Манучаров, продюсер Наталья Мокрицкая и другие. В основном конкурсе, поделенном на отечественную и зарубежную программу, примут участие 29 российских короткометражек и 16 фильмов из Индии, Великобритании, США, Канады, Нидерландов, Украины, Финляндии и других стран. 

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы