Франц Рубо прожил скучную жизнь. Он был любимым ребенком, знаменитым художником, счастливым эмигрантом. Его картинам на приключения везло куда больше. 115 лет исполняется панораме Рубо с самой драматичной судьбой: «Севастопольской обороне».
Француз с русской душой
Франц Алексеевич Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье выходцев из Марселя. Отец, Алекс Рубо, занимался книжной торговлей. Как большинство детей, Франц начал рисовать. Отцу показалось, что у него талант. В Одесской рисовальной школе это подтвердилось. В 1883 г. он окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене. К этому времени Франц, ни дня не прослуживший в армии, точно знал, какой живописью он займется: батальной.
Над 19 большими полотнами для музея в Тифлисе он работал почти 10 лет. Все были посвящены разным эпизодам Кавказских войн. Потом были его знаменитые панорамы, выведшие Рубо в число наиболее значимых художников России. В 1913 г. Рубо уехал на лечение в Германию, потом началась война, потом — русская революция. В Россию он так и не вернулся, умер в своем любимом Мюнхене 13 марта 1928 г.
Картина горела и тонула
В 1902-1904 гг. под началом Рубо в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама «Штурм 6 июня 1855 года» (115×14 м). Сегодня она известна нам под названием «Оборона Севастополя». Панорама была открыта в Севастополе 14 мая 1905 г. в специальном здании. Одними из первых её посетителей стали ветераны Крымской войны, которых растрогало то, что все на панораме было «как на самом деле».
Музей принимал посетителей и в Гражданскую войну, и в начале Великой Отечественной. Летом 1942 г. в здание панорамы угодила немецкая авиабомба. Начался пожар, который тушили почти 2 часа. Спасти удалось 86 отдельных частей картины. Их погрузили на легкий крейсер (по советской классификации — лидер эсминцев) «Ташкент». 27 июня он вышел из осажденного немцами Севастополя курсом на Новороссийск, но в пути подвергся ожесточенным атакам с воздуха. Прямых попаданий бомб не было, но от близких разрывов в нескольких местах разошлась обшивка. Вода попала в трюм, где находились живописные фрагменты. «Ташкент» едва доковылял до Новороссийска, где через несколько дней был потоплен. Но то, что осталось от панорамы, успели выгрузить. Спасены были две трети картины площадью 1116 м².
Группу реставраторов возглавлял академик живописи Яковлев, после его смерти — академик Соколов-Скаля. Недостающие фрагменты восстанавливали по фотографиям, авторским этюдам, старым буклетам. В результате и на самом полотне, и на предметном плане появились сюжеты, которых Рубо не планировал. Панорама была заново открыта к столетию первой обороны Севастополя, 16 октября 1954 года.
Почти утраченный шедевр
В 1888 г. Рубо написал сравнительно небольшую для себя картину, посвящённую событиям 1839 г., когда войска генерала Павла Граббе штурмом взяли аул Ахульго. Там во время Кавказской войны 1817-1864 гг. находилась ставка имама Шамиля. Сильно укрепленный аул захватили с пятой попытки ценой жизни шести сотен русских солдат.
Публика хорошо приняла картину. Родилась идея написать на тот же сюжет панораму. Работа шла в специально оборудованной мастерской в Мюнхене. Рубо помогал целый коллектив немецких художников. Результат — впечатляющая картина размером 120×12 м.
В 1896 г. панорама была представлена в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Там ее увидел Николай II, который был картиной настолько восхищен, что велел купить ее у художника за государственный кошт. Уникальное произведение выставлялось в Севастополе, Тифлисе, Санкт-Петербурге. В первые годы советской власти о картине забыли, она почти полностью погибла в подвале ленинградского музея артиллерии при наводнении 1924 г. Долгое время считалось, что шедевр батальной живописи утрачен навсегда, но в 1990-х годах центральная часть панорамы была найдена. Благодаря усилиям Патимат Гамзатовой, супруги поэта Расула Гамзатова, она были восстановлена в Центре им. Грабаря. Три фрагмента теперь находятся в постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств.
И переезд, и пожар
Бородинской панораме, самому большому творению Франца Рубо (115,5×15м), тоже долго не везло.
Картину заказал к столетию Отечественной войны 1812 г. император Николай II. Сбор материалов занял 2 года, саму картину все в том же Мюнхене написали меньше чем за год. Первоначально Рубо, будучи русским патриотом, хотел сделать основным сюжетом битву за батарею Раевского, а именно контратаку русских частей. Император это отверг: у него как раз складывался союз с Францией. Пришлось все переделывать и писать атаку французов на деревню Семеновскую и Курганную батарею. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», — жаловался Рубо в письме к одному из друзей.
Первым пристанищем Бородинской панорамы стал временный деревянный павильон на Чистых прудах в Москве. Потом началась Первая мировая, и России стало не до протекшей крыши. В 1918 г. павильон снесли, картину накатали на деревянный вал. Почти 40 лет она хранилось в разных сырых местах, отчего сгнило 900 из 1725 м² полотна.
После Великой Отечественной войны группа реставраторов под руководством Павла Корина за 1,5 года полностью восстановила панораму, кое-что добавив в неё от себя. В 1962 г. музей открылся на его нынешнем месте, недалеко от Поклонной горы. Проработал он недолго. В июне 1967 г. сторонники Культурной революции в Китае облили панораму бензином и подожгли. При пожаре погибло 60% площади картины. На сей раз за восстановление взялись баталисты из Студии военных художников им. Грекова, ученика Франца Рубо. Именно их вариант сейчас и экспонируется.