1633

Панорамы, которые тонули, горели и воскресали. Большие картины Франца Рубо

Фрагмент «Бородинской панорамы» Франца Рубо.
Фрагмент «Бородинской панорамы» Франца Рубо. Public Domain

Франц Рубо прожил скучную жизнь. Он был любимым ребенком, знаменитым художником, счастливым эмигрантом. Его картинам на приключения везло куда больше. 115 лет исполняется панораме Рубо с самой драматичной судьбой: «Севастопольской обороне».

Француз с русской душой

Франц Алексеевич Рубо родился в 1856 г. в Одессе в семье выходцев из Марселя. Отец, Алекс Рубо, занимался книжной торговлей. Как большинство детей, Франц начал рисовать. Отцу показалось, что у него талант. В Одесской рисовальной школе это подтвердилось. В 1883 г. он окончил Баварскую академию художеств в Мюнхене. К этому времени Франц, ни дня не прослуживший в армии, точно знал, какой живописью он займется: батальной.

Над 19 большими полотнами для музея в Тифлисе он работал почти 10 лет. Все были посвящены разным эпизодам Кавказских войн. Потом были его знаменитые панорамы, выведшие Рубо в число наиболее значимых художников России. В 1913 г. Рубо уехал на лечение в Германию, потом началась война, потом — русская революция. В Россию он так и не вернулся, умер в своем любимом Мюнхене 13 марта 1928 г.

Франц Рубо.
Франц Рубо. Источник: Public Domain

Картина горела и тонула

В 1902-1904 гг. под началом Рубо в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама «Штурм 6 июня 1855 года» (115×14 м). Сегодня она известна нам под названием «Оборона Севастополя». Панорама была открыта в Севастополе 14 мая 1905 г. в специальном здании. Одними из первых её посетителей стали ветераны Крымской войны, которых растрогало то, что все на панораме было «как на самом деле».

Музей принимал посетителей и в Гражданскую войну, и в начале Великой Отечественной. Летом 1942 г. в здание панорамы угодила немецкая авиабомба. Начался пожар, который тушили почти 2 часа. Спасти удалось 86 отдельных частей картины. Их погрузили на легкий крейсер (по советской классификации — лидер эсминцев) «Ташкент». 27 июня он вышел из осажденного немцами Севастополя курсом на Новороссийск, но в пути подвергся ожесточенным атакам с воздуха. Прямых попаданий бомб не было, но от близких разрывов в нескольких местах разошлась обшивка. Вода попала в трюм, где находились живописные фрагменты. «Ташкент» едва доковылял до Новороссийска, где через несколько дней был потоплен. Но то, что осталось от панорамы, успели выгрузить. Спасены были две трети картины площадью 1116 м².

Группу реставраторов возглавлял академик живописи Яковлев, после его смерти — академик Соколов-Скаля. Недостающие фрагменты восстанавливали по фотографиям, авторским этюдам, старым буклетам. В результате и на самом полотне, и на предметном плане появились сюжеты, которых Рубо не планировал. Панорама была заново открыта к столетию первой обороны Севастополя, 16 октября 1954 года.

Почти утраченный шедевр

В 1888 г. Рубо написал сравнительно небольшую для себя картину, посвящённую событиям 1839 г., когда войска генерала Павла Граббе штурмом взяли аул Ахульго. Там во время Кавказской войны 1817-1864 гг. находилась ставка имама Шамиля. Сильно укрепленный аул захватили с пятой попытки ценой жизни шести сотен русских солдат.

Публика хорошо приняла картину. Родилась идея написать на тот же сюжет панораму. Работа шла в специально оборудованной мастерской в Мюнхене. Рубо помогал целый коллектив немецких художников. Результат — впечатляющая картина размером 120×12 м.

В 1896 г. панорама была представлена в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Там ее увидел Николай II, который был картиной настолько восхищен, что велел купить ее у художника за государственный кошт. Уникальное произведение выставлялось в Севастополе, Тифлисе, Санкт-Петербурге. В первые годы советской власти о картине забыли, она почти полностью погибла в подвале ленинградского музея артиллерии при наводнении 1924 г. Долгое время считалось, что шедевр батальной живописи утрачен навсегда, но в 1990-х годах центральная часть панорамы была найдена. Благодаря усилиям Патимат Гамзатовой, супруги поэта Расула Гамзатова, она были восстановлена в Центре им. Грабаря. Три фрагмента теперь находятся в постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств.

«Штурм аула Ахульго», Франц Рубо.
«Штурм аула Ахульго», Франц Рубо.

И переезд, и пожар

Бородинской панораме, самому большому творению Франца Рубо (115,5×15м), тоже долго не везло.

Картину заказал к столетию Отечественной войны 1812 г. император Николай II. Сбор материалов занял 2 года, саму картину все в том же Мюнхене написали меньше чем за год. Первоначально Рубо, будучи русским патриотом, хотел сделать основным сюжетом битву за батарею Раевского, а именно контратаку русских частей. Император это отверг: у него как раз складывался союз с Францией. Пришлось все переделывать и писать атаку французов на деревню Семеновскую и Курганную батарею. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», — жаловался Рубо в письме к одному из друзей.

Первым пристанищем Бородинской панорамы стал временный деревянный павильон на Чистых прудах в Москве. Потом началась Первая мировая, и России стало не до протекшей крыши. В 1918 г. павильон снесли, картину накатали на деревянный вал. Почти 40 лет она хранилось в разных сырых местах, отчего сгнило 900 из 1725 м² полотна.

После Великой Отечественной войны группа реставраторов под руководством Павла Корина за 1,5 года полностью восстановила панораму, кое-что добавив в неё от себя. В 1962 г. музей открылся на его нынешнем месте, недалеко от Поклонной горы. Проработал он недолго. В июне 1967 г. сторонники Культурной революции в Китае облили панораму бензином и подожгли. При пожаре погибло 60% площади картины. На сей раз за восстановление взялись баталисты из Студии военных художников им. Грекова, ученика Франца Рубо. Именно их вариант сейчас и экспонируется.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество