Была служанкой — стала музой. Как любил и предавал великий Рембрандт
Рембрант, «Автопортрет в берете и отороченном мехом плаще», 1634 г.Public Domain
15 июля родился художник, фамилию которого назовут немногие. Зато имя известно всему миру. Его звали Рембрандт. Просто Рембрандт.
За 43 года активной деятельности он написал 346 картин, немалую часть которых составляют портреты. Нередко натурщицами художника выступали родные и близкие ему женщины: мать, жена, любовницы... В начале карьеры родственники, соседи и друзья помогли Рембрандту встать на ноги, завоевать популярность. Нужно было элементарно на ком-то «набивать руку».
«Портрет матери». 1639 год. Художнику — 33, маме — 73. Рембрандт чувствует, что осталось ей немного, и, приехав в отчий дом в Лейдене, торопится запечатлеть любимые черты. Лицо Нельтген (Корнелии) покрыто глубокими морщинами. Она с трудом передвигается, опираясь на клюку. Но для сына именно эта женщина — самая любимая и красивая, и он пишет мать такой, какая она есть. На следующий год подобной возможности уже не будет: Нельтген уйдет в мир иной. Оставив сына женщинам и детям...
Впрочем, с детьми все будет не очень здорово. Официально Рембрандт женился лишь однажды.
Супруга Саския рожала четырежды. В младенчестве умерли старший сын и две дочери, одна за другой, названные в честь матери художника. Выжил лишь последний сын Титус. Да и тому судьба отмерила весьма короткий срок: он умер спустя 7 месяцев после своей свадьбы.
От отношений со служанкой Хендрикье Стоффелс у художника снова родится... Корнелия, которая выйдет замуж, родит двух сыновей: Хендрика и Рембрандта. Но великий художник об этом уже не узнает.
Накликал беду своей гравюрой
В жизни Рембрандта счастье часто соседствовало с горем, а любовь шла рядом с предательством.
Жену — Саскию ван Эйленбург — художник писал с удовольствием. Портреты — красочное воплощение его большой любви: «Саския с красным цветком», «Автопортрет с Саскией», «Портрет Саскии», «Портрет молодой смеющейся женщины» (многие критики считают, что моделью и здесь была суженая Рембрандта), графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (или «Портрет Саскии-невесты»). Последняя работа сделана карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Рукой художника подписано: «Это моя жена в возрасте 21 года, три дня спустя после нашей помолвки, 8 июня 1633».
Было еще несколько портретов жены. Но большую шумиху вызвал «Блудный сын в таверне» (или «Автопортрет с Саскией на коленях»). Возмутились и благочестивые родственники Саскии, и ценители творчества художника.
В 1639 году Рембрандт создал еще одну работу — гравюру «Влюбленные и смерть», — которая тоже вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Да, 29-летняя Саския умерла от чахотки. Но многие считали, что именно он, любимый муж, накликал беду. И остался один с девятимесячным сыном.
После смерти жены Рембрандт был сам не свой. Он попытался уйти в работу, много писал, но богатую клиентуру, пришедшую к нему благодаря родственным связям и положению жены, быстро растерял. Работать в жанре портрета ему было тяжело. Теперь его больше привлекали библейские сюжеты.
Жить одному невтерпеж
«Даная» — самая известная работа Рембрандта. С самой трагической судьбой. Сохранение ее для ценителей искусства специалисты считают настоящим чудом. Долгое время все думали, что моделью для написания мифологической героини была Саския. Однако позже ученые выяснили, что после ее смерти портрет претерпел изменения, и Даная приобрела черты... Гертье Диркс.
Молодая женщина, вдова некоего трубача, появилась в доме Рембрандта как кормилица сына Титуса. Но очень скоро она сблизилась не только с малышом, но и с его отцом. Художник бросился в новые отношения как в омут. Нет, он не забыл жену. Тем более что жил на ее наследство (по завещанию он лишился бы его при повторной женитьбе). Но и жить одному молодому мужчине было невтерпеж.
Говорят, именно Гертье вынудила Рембрандта «подправить» Данаю. Ревность женщины была невыносимой. Даже к покойнице.
Отношения с Гертье были страстными. Творчество Рембрандта обогащается эротикой. Появляются откровенные работы «Французская постель», «Монах в поле», «Любовная пара и спящий пастух»... Художник даже подарил Гертье несколько украшений Саскии. Но ничего хорошего из этой лав стори не вышло.
Когда в доме появилась 23-летняя служанка Хендрикье Стоффельс, Рембрандт быстро охладел к Гертье. Он попытался откупиться от нее, предложив по договору выплачивать годовое содержание. Но Диркс не хотела так просто сдаваться и, даже съехав от художника, пыталась бороться до последнего. Даже подавала в суд на Рембрандта. Впрочем, и он был не лыком шит. Убедив всех, что Гертье не в себе, он отправил ее на несколько лет в «исправительный дом для женщин», иначе — в «психушку» того времени. «Освободилась» она оттуда совсем больной и прожила недолго...
До женитьбы дело не дошло
Явных портретов Гертье Рембрандт не писал. Если Диркс и есть в работах великого мастера, то только со спины. А вот Хендрикье на 15 лет поселится и в его сердце, и на холстах: «Женщина в кровати», «Портрет Хендрикье Стоффельс в бархатном берете», «Женщина в дверном проеме», «Спящая молодая женщина», «Женщина, купающаяся в ручье»...
Черноглазая, маленькая, хоть и полноватая, в два раза моложе, она превратилась из служанки в любимую и даже родила Рембрандту дочь Корнелию. Правда, до женитьбы дело так и не дошло. Растеряв всех заказчиков, художник разорился и не мог отказаться от наследства, оставленного Саскией. Хендрикье все знала и не роптала. Церковь отлучила ее от причастия за жизнь во грехе. Знакомые стали называть падшей женщиной. Она все терпела. И только смерть победить не смогла. В 38 лет Хендрикье ушла из жизни.
Рембрандт снова остался один. Впереди у него были автопортреты старого художника. И шесть лет одиночества...
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.