Примерное время чтения: 6 минут
231

В Роттердаме раздали «Тигров» и показали русское кино

Единственной проблемой 38-го  международного Роттердамского фестиваля, является, пожалуй, лишь огромное количество фильмов, представленных на этом престижном киносмотре.  Их было настолько много, что даже искушенному зрителю  впору было впасть в замешательство: куда бежать и что смотреть, дабы не пропустить самого главного. А главным было почти все – каждая из его многочисленных программ была по-своему любопытна и со знанием дела сверстана.

В этом году в Роттердаме можно было посмотреть «Молодое турецкое кино», все более активно завоевывающее мировое фестивальное пространство, ретроспективу польского режиссера Ежи Сколимовского, восточные хорроры, собранные в посвященной мистическим явлениям программе «Голодные призраки» (так же назывался и фильм-открытие нынешнего смотра – дебютная работа Майкла Империоли, известного российским зрителям по сериалу «Клан Сопрано»), и картины, сделанные специально для показа на огромных экранах – они были представлены в секции с интригующим названием «Размер имеет значение». В программе «Спектр» показали все фестивальные хиты минувшего года плюс обладателя «Золотого Глобуса» и многократного номинанта на Оскар, фильм Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб» - ему в Роттердаме вручили приз Зрительских симпатий.

Но, безусловно, фундаментом, визитной карточкой Роттердамского смотра, ориентированного прежде всего на открытие новых Фассбиндеров и Тарковских, является программа «Светлое будущее» - в ней собирают дебютные и вторые фильмы наиболее интересных, с точки зрения фестиваля, молодых дарований.  Четырнадцать из них в этом году соревновались за три фестивальных «Тигра», к каждому из которых прилагались пятнадцать  тысяч  евро.

Получили их иранец Рамтин Лавафипур – за «Успокойся и сосчитай до семи» - историю о непростой судьбе вынужденного рано повзрослеть подростке, южнокорейский режиссер Йан Ик Джун за  фильм «Бездыханный» - повествование из жизни гангстеров, и уроженец Турции Махмут Фазил Коскун за картину «Неправильные четки» - трогательный рассказ о несостоявшейся love story  между приехавшим в Стамбул муэдзином и его соседкой,  сиделкой-католичкой.  Режиссеру-дебютанту удалось обогатить безыскусный, на первый взгляд, сюжет, глубиной, искренностью и той самой аурой, что самым волшебным образом воздействует на лучшие свойства человеческой натуры.

Конкурсная программа вообще приятно поразила своей человечностью и теплотой, чего, признаюсь, я не ожидала от фестиваля, известного своей радикальностью. Среди претендентов на главные награды превалировали не экстремальные киноупражнения, а те самые «простые вещи», которые, как мне кажется, и есть то самое главное и в жизни, и в искусстве, и чего сейчас и там, и там не хватает.  «Темная гавань» японца Наито Такацугу, «Туристы» - вторая работа режиссера из Чили Алисии Шерсон и даже явно несовершенная китайская драма «По волнам памяти» Пена Тао  -  обычные формально истории, получились эмоциональными, задевающими за живое, а иногда, простите за пафос, трогающими почти до слез.

Самыми же скучными как раз показались картины «с претензией» - на радикальность ли сюжета, как в случае с «По-собачьи: история любви» англичанина Саймона Эллиса, повествующем о многообразной (хотя, скорее, однообразной – исключительно в парке, на заднем сидении автомобиля) сексуальной жизни британской молодежи:  или на экзистенциальную тонкость воплощения – как в случае с вышеупомянутым Майклом Империоли  и его «Голодными призраками», все его герои страдают неврастенией разной степени тяжести и бороться с ней они приходят разумеется на занятия йогой – где ж еще может решить свои проблемы простой, замученный жизнью, американец. Довольно занудным и каким-то совсем уж «ученическим» показалась и «Слепая свинья, которая хочет летать»  - да простит меня уважаемое «Фипресси», отдавшее этому творению индонезийца Эдвина свой ценный приз. 

Наших соотечественников в конкурсе Роттердама 2009 не оказалось, хотя вообще русское кино на фестивале было представлено очень обширно – фестивальным зрителям смогли посмотреть самые заметные российские премьеры прошлого года – это и «Шультес» «Бакура Бакурадзе (параллельно на Cinemart режиссер представлял свой новый проект – «The Hunter»), и «Бумажный солдат» Алексея Германа-мл., и «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, и «Морфий» Алексея Балабанова (режиссера встречали как национального героя – его предыдущая картина Груз 200 неплохо прошла в голландском прокате). Показали также и «БаксЫ» Гуки Омаровой, которая, кстати, уже восемь лет живет в Роттердаме, и «Все умрут, а я останусь» юного дарования Гай-Германики.

Русское кино пользовалось в Роттердаме большим успехом – залы были битком, за билетами выстраивались очереди – на некоторые, например, на «Тюльпан» моим роттердамским знакомым попасть так и не удалось, принимали очень тепло, А лидером зрительских симпатий стала картина Андрея  Хржановского «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину», Эта, в некотором роде фантастическая история о возвращении поэта  Иосифа Бродского в родной Петербург, вошла в ТОП-10 зрительских предпочтений. На вопрос, почему при столь большом интересе к русскому кино,  в конкурсной программе 38-го фестиваля оно отсутствует, отборщик фестиваля Людмила Цвикова призналась, что хотели взять в конкурс новый фильм Бориса Хлебникова, но он отказался – сказал, что не успеет доделать картину.

Вполне вероятно Хлебников сделал выбор в пользу Берлина, который стартовал 5 февраля, и где его картина «Сумасшедшая помощь» будет показана в программе «Форум». Откровенно говоря, жаль, что российский режиссер отказался от участия в конкурсе Роттердама – там, похоже, любят наших соотечественников, и у него были бы высокие шансы увезти с собой «Тигра» и деньги впридачу. Во всяком случае россиянам Галине Мызниковой и Сергею Проворову, участвовавшим со своей видеоработой «Отчаяние» (Despair) в конкурсе короткометражек, это удалось – они получили «Тигра», три тысячи евро и кучу положительных эмоций.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах