Примерное время чтения: 4 минуты
232

Олег Дорман: телеакадемики презирают публику, они сделали телевидение главным фактором нравственной катастрофы

Эта награда должна была стать первой в череде наград «ТЭФИ-2010. Лица». Телеакадемики решили, что бронзовый «Орфей» достанется Дорману за фильм «Подстрочник: жизнь Лилианны Лунгиной».

Однако представитель режиссера зачитал его обращение, в котором Дорман говорит, что не может принять приз из-за моральных убеждений. Режиссер напоминает, что фильм не появлялся на экранах 11 лет, во многом из-за решения руководства телеканалов. В связи с этим организаторы ТЭФИ решили передать награду телеканалу «Культура», который показывал фильм.

Полный текст послания Олега Дормана:

«Уважаемые коллеги, когда Академия предложила нам выставить фильм «Подстрочник» для участия в соревновании, мы отказались. Мы не хотели получать премию ТЭФИ и не хотели объяснять, почему.

Тем не менее, премия присуждена. Я не могу ее принять, и вынужден объяснить причины публично.

Но сначала я хочу сказать спасибо двум людям, без которых «Подстрочник» никогда бы не попал в руки телевизионным руководителям. Это Григорий Чхартишвили и Леонид Парфенов.

Я хочу также выразить благодарность - понимая решительность их поступка - Олегу Добродееву и Сергею Шумакову, пустившим фильм в эфир.

Я хочу еще, пользуясь уникальным случаем, от всего сердца поблагодарить российскую публику, в которой никогда и не сомневался.

Я горжусь, что за «Подстрочник» голосовали мастера, которых я почитаю.

Очень надеюсь, что все они поймут меня.

Среди членов Академии, ее жюри, учредителей и так далее - люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет.

Кто-то сеет и печет для нас хлеб, кто-то проводит жизнь в шахте, в море, или на военной службе, или в торговом ларьке.

На людях образованных, думающих, лежит ответственность перед теми, кто не столь образован и не посвятил себя духовной деятельности.

Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу.

У них нет права давать награды «Подстрочнику». Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит.

Олег Дорман».

О чем «Подстрочник»?

Фильм «Подстрочник» — киномонолог Лилианны Лунгиной о жизни души и мира вокруг, рассказ одной из ведущих российских переводчиц о своей жизни, начиная со своего французского детства 1920-х годов, а затем юности и взрослой жизни в Советском Союзе, начиная с 1934 года. Согласно воспоминаниям самой Лунгиной, работу по переводу с французского и немецкого, которые она знала с детства и преподавала, ей ни в одном издательстве не давали по причине её еврейского происхождения. Не помогли даже дружеские отношения с руководителем Зарубежной редакциии Детгиза Борисом Грибановым, с которым они вместе учились. Он сказал Лунгиной (цитата по книге ее воспоминаний): «Мне не разрешают давать переводы с французского евреям». Однако в институте Лунгина занималась скандинавскими языками и литературой, и это сослужило ей добрую службу — на этом поле конкурентов не было. По совету Грибанова она обратилась к шведской детской литературе, где и открыла настоящее сокровище — книгу «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен. К этому времени Астрид Линдгрен уже была знаменита во всём мире, но неизвестна в СССР.

Позже сама шведская писательница признавала, что благодаря таланту Лунгиной (переведшей еще три книги Линдгрен: о Пеппи, Эмиле и Рони) её герои стали в России популярны и любимы, как нигде в мире.

Лилианна Лунгина – мать Павла Лунгина, режиссера фильмов «Остров» и «Царь», лауреата Каннского кинофестиваля.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах