350

Нужны ли продолжения советских фильмов? ЗА и ПРОТИВ

ЗА - Юрий Геворкян: Сиквелы – это хорошо и полезно. Сиквелы нужны, когда хороших идей вокруг нет, а старые истории все еще лучше новых двух, да и зритель возлюбил героев какого-нибудь блокбастера. Сиквелы, разумеется, бывают разные и нынче за них не стесняются браться даже режиссеры со статусом за шаг до легендарного. Кэмерон, Коппола, Лукас – все отметились на ниве сиквелизации. Впрочем, даже в мастеровитом Голливуде сиквел сиквелу рознь, а уж в доморощенном кино их отделяет пропасть космических масштабов. С одной стороны, есть «Ирония судьбы. Продолжение» - самый кассовый российский фильм всех времен. С другой – «Возвращение мушкетеров», провальное не пойми что, которое никто не видел, но все ругают. Но все-таки со статистикой не поспоришь. Самый кассовый фильм, снятый в России – это сиквел.

Люди любят сиквелы. В них есть некая «сериальность», а сериалы нынче самая популярная из форм кино- и телеискусства. Запуская очередной блокбастер на орбиту, голливудские студии мыслят как минимум трилогиями, а не единичными фильмами, и контракты со звездами подписываются на несколько фильмов вперед. За примерами далеко ходить не надо. Актер Крис Эванс на прошлой неделе получил роль Капитана Америки, одного из самых популярных комикс-героев этой самой Америки. Лицедей подписал контракт сразу на девять фильмов с участием персонажа. В Голливуде это работает. В десятке самых кассовых фильмов мира сплошь «Звездные войны», «Пираты Карибского моря» да «Гарри Поттер». Наш кинопром постоянно ищет свое лицо, но при этом всегда скособочено глядит на запад и пытается перенять у него все тенденции, апробации, инновации и прочие «-ции» киножанра.

Но в России практика выпускать продолжения и продолжения к продолжениям пока набирает обороты туго. «Обитаемый остров», «Параграф 78», «Антикиллер» - все эти «сериалы» неизменно проваливаются в прокате. Разве только «Дозоры», да две серии «Любовь-морковь» оказались столь успешными, что в работе сейчас находится уже триквел (то есть продолжение сиквела). Парадоксы российского кино: самый кассовый фильм – сиквел, самый провальный, «Обитаемый остров», – тоже сиквел. Важно главное отличие между ними.

«Ирония судьбы. Продолжение» - это сиквел советской «классики». А «Остров» - современное отечественное кино. Продолжать классику, с одной стороны чревато – публика заранее негативно настроена, а с другой – выгоднее. У классики за плечами годы телеэфира, фразы, растащенные на цитаты, более широкая аудитория – не только молодежь, завсегдатаи кинотеатров, но и старшее поколение. У нового кино этого ничего нет. Даже мощная литературная база не гарантирует успеха – может выйти как у «Дозоров», а может – как у «Острова».

Вот и получается, что голливудский тренд сиквелизировать все подряд у нас в кино есть – ведь теоретически это приносит больше денег и обеспечивает стабильный зрительский интерес на несколько лет вперед. Но на современном материале он работает через раз. Зато на советском кино - на ура. Так что нас, похоже, ждет не только новый «Служебный роман», но и много чего еще. Плохого в этом нет ничего. «Ирония судьбы. Продолжение» получилась вполне приличным фильмом.

ПРОТИВ - Анна Лисовец: Ситуация с отечественным кинематографом последних лет лично мне абсолютно фиолетова: я не хожу на современные кинофильмы российского производства в кинотеатры. В конце концов, поесть попкорн и побурчать в стакане виски с колой можно и под любую иностранческую киноподелку, которую не будут подавать с такой вымученной помпой, как российские ленты недавней выделки, представляемые публике шедеврами.

Ещё мне патологически не нравится вся современная кинотусовка: все эти детки-кинорежиссёры и актёры, демонстрирующие якобы преемственность поколений, как бы певицы (они же телеведущие), зачем-то полезшие в кинематограф, а также «открытия» последних десятилетий. Ну не люблю я всяких Дюжевых, Паниных, Хабенских и прочих Лиз Боярских, которых представляют то секс-символами, то светочами нашей с вами современности.

Вот сижу я раз в кинотеатре - каюсь, пошла смотреть «Особо опасен», но не из-за Бекмамбетова и чувства казённого патриотизма, а из-за губастой Анджелины и Моргана Фримана, вечно играющего вроде бы хороших дядечек. На экране идёт реклама кинофильмов, которые появятся в ближайшем будущем. И раз! – «Адмиралъ». И истеричный вопль какого-то мужика из зала: «Шо, опять Хабенский?!».

Но моя нелюбовь к современному отечественному кинематографу – это не просто вкусовщина и личное неприятие нынешнего поколения актёров. Меня, наверное, в чём-то испортил СССР, я родом оттуда, я с удовольствием пересматриваю старые советские фильмы. Но именно те, которые лишены идеологической нагрузки: ироничные комедии вроде рязановских лент. В годы так называемого «застоя» вряд ли кто серьёзно относился к официальной идеологии: зубоскалили фельетонисты, самиздатом распространялись какие-то книжки, слушались Би-Би-Си и из забугорья привозились вожделенные джинсы.

А потом известно что случилось с Советским Союзом. Кинематограф остался у разбитого корыта, на прощание выдав ленты вроде «Маленькой Веры», «Мордашки» и «Аварии, дочери мента». Легенды подрабатывали рабочими на стройках, делилось имущество, неплохо почувствовали себя дети «идеологов», игравшие в прошлом красноармейцев, а затем русских императоров… Ну, это вы и без меня знаете. Шли годы, девочки мечтали стать путанами, мальчики – рэкетирами. Потом последние стали бизнесменами, не забывшими своё недавнее прошлое. Кинематограф воспрял духом и стал выдавать перлы на тему прожитого в девяностые. Но и ностальгия по СССР не отпускала.

И вот когда на экраны вышло «продолжение» «Иронии судьбы», в которой продемонстрировали некоторых вышеперечисленных персонажей, с завидным упорством тусующихся с одной съёмочной площадки на другую, мне стало любопытно: а что – идей больше нет? Темы «бригад», «бумеров», честных ментов и прочей публики себя исчерпали? И теперь надо полезть шаловливыми ручёнками в советские времена и показать что, по мнению кинодеятелей, стало с героями той «замыленной», но всё равно любимой ленты? И на тебе – давайте снимем сиквел «Служебного романа»! Я не знаю, в какую сторону на этот раз направится фантазия компании «Леополис», но почему-то мне кажется, что главных героев сыграют всё те же лица: неизменный Константин, незаменимая Лиза, возможно вечный душка Безруков. Ну и не забыть до кучи Жанну Фриске (не предложить ли ей роль секретарши Верочки?)… Но дело даже не в актёрах и кинопродюсерах. Те ленты, на которые так смело замахиваются деятели кинематографа, несли какой-то наивный и светлый дух давно ушедшей эпохи, отчасти невинный дух. Возродить его на экране вряд ли удастся – кинодеятели нынче на иномарках передвигаются, отдыхают по иностранным курортам, питаются не советскими продуктами. Изменить мозги и душу не получится, значит надо будет Людмилу Прокофьевну сделать бизнес-вумен, которая развлекается с мужчинами-стриптизёрами потому, что некогда заниматься личной жизнью, Новосельцева – менеджером среднего звена, который, в итоге «завалит» начальницу на рабочем месте и удачно пристроится по жизни. Ну и далее по требованиям нашей с вами современности. Так что не трогайте, пусть не святое, но невинное.

Смотрите также:

Оставить комментарий (27)

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы