Системные фотоаппараты: советы по выбору камеры со сменной оптикой

Системными фотоаппаратами пользуются все профессиональные фотографы. Многие любители, всерьез увлекающиеся фотографией, тоже предпочитают камеры со сменной оптикой компактным недорогим «мыльницам» и технике других классов. Тем, кто задумался о приобретении системного фотоаппарата, стоит хотя бы немного разобраться в его устройстве и параметрах, ведь это покупка не из дешевых. Мы расскажем об отличительных чертах беззеркальных камер со сменной оптикой, об их плюсах и минусах, и дадим рекомендации по выбору.

Беззеркальные камеры со сменной оптикой: характеристики устройства

Системный фотоаппарат, или фотоаппарат со сменной оптикой, сконструирован по модульному принципу. Основная часть устройства — корпус (или «тушка» — на сленге фотографов). К нему присоединяется объектив, а также другие принадлежности: фотовспышка, адаптеры для подключения сторонней оптики, фокусировочные экраны, кольца для макросъемки, модули беспроводной связи и т. д.

Но главная отличительная черта (и достоинство) системного фотоаппарата — это сменная оптика. Сколько бы съемных аксессуаров ни подключалось к корпусу, если камера имеет один жестко закрепленный объектив, это не фотосистема.

Сменная оптика обеспечивает фотографу широчайший простор для творческого самовыражения. Профессионалы и продвинутые любители обычно обзаводятся несколькими объективами для решения разных задач: одним снимают пейзажи, другой используют для портретных снимков, третий — для макросъемки, четвертый — для создания различных эффектов, например намеренно искаженного изображения.

Среди системных фотоаппаратов наиболее распространены зеркальные и беззеркальные. Последние оснащены электронным видоискателем, который облегчает камеру и делает ее компактнее, а также дает ряд других преимуществ. Именно о беззеркальных фотоаппаратах со сменной оптикой будет идти речь далее.

Плюсы и минусы системных фотоаппаратов

О сменной оптике как о ведущем преимуществе системных камер уже говорилось. Но это не единственный плюс беззеркальных фотоаппаратов. Есть у них и другие достоинства — как общие с зеркалками, так и присущие только данному классу.

  • Качественное изображение. Системные фотоаппараты выпускают с большой матрицей. В среднем ценовом сегменте это чаще всего формат APS-CAdvanced Photo System type-C - формат сенсора цифровых фотоаппаратов, эквивалентный «классическому» формату, в премиальном — полный кадр (подробнее о размерах сенсора расскажем ниже). Большая матрица — это хорошая детализация изображения, низкий уровень шума при высокой чувствительности, широкий динамический диапазон, глубокие цвета. Все это дает снимки отличного качества даже в сложных условиях: в темноте, при контровом свете, при наличии в кадре одновременно ярких и затемненных участков и т. д.
  • Усовершенствованная автофокусировка. В «мыльницах» обычно применяется неторопливый контрастный автофокус, в зеркалках — быстрый, но не такой точный фазовый. Лучшие беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой оснащают гибридной системой автофокусировки, которая объединяет в себе достоинства вышеназванных типов. Фазовые датчики встроены в матрицу, и количество точек фокусировки не ограничено. Это позволяет мгновенно и точно обнаруживать объекты в любой области кадра. Гибридный автофокус обеспечивает превосходное качество изображения при съемке динамических сцен.
  • Скоростная серийная съемка. За счет того, что в конструкции беззеркального системного фотоаппарата нет механизма зеркала, он работает быстрее и снимает большее количество кадров в секунду. Это возможно благодаря электронному затвору.
  • Электронный видоискатель со 100%-ным покрытием кадра, позволяющий просматривать «готовую» картинку до срабатывания затвора, отслеживать экспозицию и другие параметры конечного изображения в режиме реального времени.
  • Удобство управления. Беззеркальные системные камеры эргономичны и имеют широкий функционал по настройке параметров съемки. Электронный видоискатель, в отличие от оптического, отображает всю съемочную информацию.
  • Тихая съемка, отсутствие вибрации. Электронный затвор срабатывает бесшумно, и фотограф может снимать где угодно, в том числе там, где принято соблюдать тишину. Поскольку в камере нет подвижного механизма, при съемке она не дрожит, и изображение получается четким.
  • Размеры и вес. Убрав зеркальный механизм, инженеры сделали камеру меньше и легче. Пользоваться фотоаппаратом стало удобнее.
  • Разнообразие аксессуаров. Помимо сменной оптики, в систему входит множество дополнительных принадлежностей. Их можно приобретать по мере необходимости. Используя аксессуары, фотограф расширяет возможности камеры и приспосабливает свою систему под решение определенных задач.
  • Короткий рабочий отрезок (18–20 мм против 40–48 мм в зеркалках). Он позволяет с помощью адаптеров устанавливать на камеры сменные объективы от других фотосистем. Благодаря этому увеличивается парк оптики, а значит, возможности фотоаппарата.

Конечно, наряду с достоинствами системные камеры не лишены ряда недостатков. В большей степени это касается недорогих беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой.

  • Лаг видоискателя. Да, электронный визир дает не только плюсы. Минус в том, что он показывает не реальное, а оцифрованное изображение. На обработку требуется время, поэтому электронный видоискатель работает с небольшой задержкой (лагом). Впрочем, в моделях высшей ценовой категории запаздывание измеряется в миллисекундах и на практике совсем не ощущается.
  • Меньший период автономной работы. Из-за большого количества электроники беззеркальные камеры работают без подзарядки не так долго, как зеркалки: в среднем 350 снимков на одном заряде аккумулятора против 500–600 (а у дорогих зеркальных фотоаппаратов — 1500 и более).
  • Недостаточно широкая линейка объективов. Парк оптики для зеркальных камер разрабатывался долгие годы, а фотоаппараты без зеркала появились не так давно. Под них пока не существует столь же большого выбора объективов. Некоторые магазины стараются решить эту проблему, предлагая bonus pack при покупке: переходники для присоединения оптики с байонетами других систем (этому способствует короткий рабочий отрезок, о котором говорилось выше). Постепенно расширяется и ассортимент объективов для беззеркалок.

Как видим, минусов у цифровых беззеркальных камер со сменной оптикой гораздо меньше, чем плюсов, да и те постепенно сходят на нет. Каждая следующая модель более совершенна по сравнению с предыдущей. Беззеркальные технологии уже проникли в сегмент профессиональных полнокадровых камер и уверенно претендуют на роль ведущей тенденции рынка фотоаппаратуры.

Выбор системного фотоаппарата: советы профессионалов

О преимуществах беззеркальных камер со сменной оптикой пишут много, и фотографы все чаще обращают взгляд в их сторону. Но в пределах данного класса есть модели с разными характеристиками. Какой же системный фотоаппарат выбрать? Тем, кто задумался о покупке своей первой беззеркалки, стоит знать о некоторых отличительных моментах.

Кроп-фактор: семь раз отмерь — один раз отрежь

Выше уже упоминалось о том, что матрицы цифровых камер бывают разного размера. Это один из важнейших параметров выбора системного фотоаппарата. Говоря о величине сенсора, нужно разобраться с понятием кроп-фактора.

Стандартный формат кадра (пленочного или цифрового) составляет 35 мм, или 24×36 мм. Но далеко не все фотоаппараты оснащаются сенсорами такого размера. Отношение стандартной диагонали к диагонали уменьшенной матрицы и называется кроп-фактором (от английского crop — «обрезать»).

Интересно
История понятия «кроп-фактор» уходит корнями в эпоху пленочных фотоаппаратов. Еще в 30-е гг. XX века наибольшее распространение получила пленка размером 35 мм. Первые цифровые зеркалки во многом были похожи на пленочные фотоаппараты. И хотя вместо пленки стали использовать матрицу, стандарты остались прежними. Проблема лишь в том, что полноразмерные сенсоры сложны и дороги в изготовлении. Поэтому производители придумали выпускать матрицы меньшего формата по сравнению со стандартным.

Таким образом, кроп-фактор показывает, во сколько раз данная матрица меньше стандартной. К примеру, если эта величина равна 1.5, значит, сенсор фотоаппарата «урезан» по сравнению с полнокадровым в полтора раза. Самые популярные значения кроп-фактора в системных беззеркалках — 1.3, 1.44–1.74 (так называемый формат APS-CAdvanced Photo System type-C - формат сенсора цифровых фотоаппаратов, эквивалентный «классическому» формату — от 25,1×16,7 мм до 20,7×13,8 мм — приблизительно равный кадру звукового кино), 2.0 (формат Микро 4/3). Полнокадровому, или Full Frame, формату соответствует кроп-фактор 1.

На что влияет данная величина? Прежде всего на качество изображения. Базовое правило можно сформулировать так: чем больше сенсор (и меньше кроп-фактор), тем лучше. Эталоном считается полный кадр, но для тех, кто не собирается заниматься фотографией профессионально, бывает достаточно формата APS-CAdvanced Photo System type-C - формат сенсора цифровых фотоаппаратов, эквивалентный «классическому» формату.

Во-вторых, кроп-фактор следует учитывать при выборе объективов. Теоретически можно устанавливать оптику от полнокадровых камер на «кропнутые» фотоаппараты, но это ведет к утяжелению и удорожанию системы без каких-либо весомых преимуществ. Кроме того, при подборе объективов придется рассчитывать так называемое эквивалентное фокусное расстояние — показатель, определяющий изменение поля зрения при установке полнокадровой оптики на кроп-камеру.+

Так ли важен байонет?

Да, тип крепления сменной оптики действительно важен при выборе системной камеры. От него зависит, сколько объективов вы сможете использовать со своим фотоаппаратом. В том числе стоит учесть возможность подключения оптики сторонних производителей. Например, для беззеркальных полнокадровых камер Nikon Z в данный момент выпущено только три объектива. Что касается сторонней оптики, то ее применение с новым байонетом Nikon тоже пока не предусмотрено.

Объективы: количество или качество?

Возможности сменной оптики поистине безграничны, и перспектива использования разных типов объективов для решения полного спектра фотографических задач выглядит очень заманчивой. В действительности это актуально по большей части для профессионалов. На первых порах имеет смысл приобрести один–два универсальных объектива, а по мере освоения новых возможностей докупать необходимую оптику с учетом индивидуальных потребностей.

Стоимость: дешевле — не всегда лучше

Цены на системные беззеркальные фотоаппараты до сих пор держатся на высоком уровне. Начинающим фотографам нередко хочется сэкономить на покупке камеры. Это оправданно в тех случаях, когда нужна простая модель для тренировки навыков. Но тем, кто планирует использовать все возможности фотосистемы (в том числе в перспективе), стоит задуматься о покупке пусть более дорогостоящего, но продвинутого фотоаппарата.

С большой долей вероятности можно предполагать, что в скором времени беззеркальные технологии станут преобладающими на рынке фотоаппаратуры. Это в равной степени касается и профессиональной техники, и бюджетных камер для любителей. При выборе беззеркального фотоаппарата со сменной оптикой, помимо стоимости, важно учитывать такие моменты, как размер матрицы, тип байонета и доступность объективов с различными параметрами.

Какую беззеркальную камеру со сменной оптикой выбрать?

Все крупные производители фототехники уже включили системные беззеркальные камеры в ассортимент своей продукции. Но профессиональных фотоаппаратов с полнокадровой матрицей в этом классе пока не так много. В качестве примера рассмотрим линейку Sony A7/A9.

Компания Sony первой создала полнокадровый беззеркальный фотоаппарат со сменной оптикой, и произошло это в 2013 году. В серии вышли сразу две камеры: A7 и A7R. Уже в них нашли отражение инновации Sony: полноформатная матрица на 24,3 Мп (А7) и 36,4 Мп (A7R), сверхбыстрый процессор BIONZ X, электронный OLEDОЛЕД-видоискатель, встроенные беспроводные модули Wi-FiВай-Фай и NFCNear field communication - технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия. За последующие годы инженеры компании разработали и внедрили еще ряд новых технологий, которые стали отличительными характеристиками полнокадровых беззеркалок Sony.

Сейчас серия насчитывает 9 моделей:

  • три поколения базовой «семерки»;
  • три поколения A7R с очень высоким разрешением матрицы (42,4 Мп во второй и третьей версиях);
  • два поколения A7S с широкими возможностями для съемки видео (запись в 4К с полным считыванием данных, диапазон чувствительности, достигающий невероятных значений 50-409600 ISOЭто параметр, который определяет уровень чувствительности матрицы и пленки фотоаппарата к свету.).
  • Sony A9 — аппарат, который позволяет фотографам получать изображение высокого качества в таких сложных жанрах, как спортивная и репортажная съемка. Отличительная черта «девятки» — способность снимать со скоростью 20 кадров в секунду.

Какие же инновации реализованы в линейке полнокадровых системных фотоаппаратов Sony A7/A9? Например:

  • Пятиосевая матричная стабилизация. Технология предотвращает размытие изображения из-за дрожания камеры и обеспечивает четкие кадры даже в сложных условиях (при съемке на длинных выдержках без штатива, на неустойчивом основании — например, в лодке). В камерах с высоким разрешением сенсора даже небольшая вибрация во время съемки может привести к микросмазам, поэтому наличие стабилизатора становится необходимостью. Система встроена в матрицу, а не в объектив, и компенсирует смещение по 5 осям.
  • Автофокусировка по глазам. Датчики точно отслеживают взгляд, даже если модель не смотрит в объектив. Технология работает в любых условиях. Благодаря автофокусировке по глазам объект всегда оказывается точно в фокусе. Дополнительный плюс в том, что портретные снимки и композиции получаются исключительно выразительными.
  • Матрица с тыловой засветкой, способная захватывать больше света. За счет этого расширяется динамический диапазон, и камера одинаково хорошо передает на снимках яркие и темные участки.
  • Низкий уровень шума при высоких значениях ISOЭто параметр, который определяет уровень чувствительности матрицы и пленки фотоаппарата к свету.. Это также достигается благодаря особой конструкции матрицы и процессору с большой производительностью.
  • Электронный OLEDОЛЕД-видоискатель, который работает без лага и полностью охватывает кадр. В нем фотограф видит именно ту картинку, которая будет на готовом снимке. ЖК-дисплей с высоким разрешением хорошо читается в темноте и не «слепнет» на солнце.

Камеры A7/A9 имеют байонет E, который используется во всех беззеркалках Sony. Под него уже разработан широкий парк оптики с различными характеристиками: в общей сложности 48 моделей, 30 из них — полнокадровые объективы для беззеркальных систем. Кроме того, специально для беззеркальных камер полного кадра Sony создала премиальную линейку из 8 объективов G Master. Они предназначены как для фото-, так и для видеосъемки, позволяют получать объемное изображение с высокой детализацией и мягким естественным размытием фона. С помощью адаптеров к камерам Sony A7/A9 можно присоединить объективы других брендов, таких как Sigma, Tamron.

фотограф

Sony — один из лидеров рынка в производстве полнокадровых беззеркальных фотоаппаратов.

Фототехника Sony...
серийная съемка

Благодаря технологии работы электронного затвора некоторые беззеркальные камеры могут вести серийную съемку с частотой до 20 кадров в секунду с отслеживанием автофокусировки и автоэкспозиции.

Преимущества беззеркальных фотоаппаратов...
фотограф

Новая система стабилизации способна компенсировать 5 типов дрожания камеры: угловые, поворотный, а также по горизонтальной и вертикальной осям.

Подробнее...
оптика

Объективы серии G Master отличаются высоким разрешением, быстрой и точной фокусировкой, расширенными возможностями управления, а их конструкция обеспечивает безупречную надежность в любых условиях съемки.

Узнать больше...
камера

Стоимость фотоаппарата может зависеть от его класса, функциональности, реализованных в устройстве технологий, а также от производителя.

Смотреть цены на фотоаппараты...
автофокус

Автофокусировка по глазам позволяет получить портретные снимки отличного качества, даже когда лицо модели затемнено или находится под углом.

Подробнее о технологии...

Мнение редакции

Бай­о­нет по су­ти яв­ля­ет­ся стан­дар­том при­со­еди­не­ния объ­ек­ти­ва к кор­пу­су. Круп­ные про­из­во­ди­те­ли раз­ра­ба­ты­ва­ют не­сколь­ко ти­пов кре­пеж­ных уз­лов под раз­ные ка­ме­ры — пол­но­кад­ро­вые и «кроп­ну­тые», зер­каль­ные и без­зер­каль­ные. Фо­то­сис­те­мы с раз­лич­ны­ми бай­о­не­та­ми не име­ют пол­ной со­вмес­ти­мос­ти. Иног­да воз­мож­но при­со­еди­нить к ка­ме­ре объ­ек­тив с дру­гим ти­пом креп­ле­ния при по­мо­щи адап­те­ра, но не­ко­то­рые функ­ции при этом мо­гут быть по­те­ря­ны.