Александр Васильевич Шевченко: жизнь и творчество художника

Вы когда-нибудь слышали имя художника Александра Васильевича Шевченко? Люди, ничего не знающие об истории искусства, скорее всего, ответят отрицательно. А в начале XX века это имя было хорошо известно многим. В то время появилось много интересных направлений в искусстве и новых живописцев. Один из них — талантливый художник Александр Шевченко. Найденное недавно наследие Александра Васильевича — повод вспомнить, какими были жизнь и творчество этого живописца, графика и теоретика новых направлений в искусстве.

Судьба художника Александра Шевченко

Александру Шевченко довелось родиться в самом конце XIX века, в семье харьковского приказчика и обедневшей дворянки. Детство его прошло в доме бабушки, у которой мальчик жил после смерти отца — мать много ездила со своим новым мужем и оставляла сына с ней. В четыре года Саша начал рисовать, но по-настоящему увлекся живописью в училище — на уроках Дмитрия Бесперчия, ученика Карла Брюллова. Еще больше его талант развился после знакомства с семьей Улих-Вимберг — талантливый художник Николай Улих начал учить Александра Шевченко художественному мастерству. Мальчик делал успехи — уже в 11 лет он работал помощником главного художника местного театра.

Переехав с семьей в Москву, Александр поступил в знаменитую Строгановку и учился сначала на металлообрабатывающем, а потом на декоративном отделении. В числе его учителей были Константин Коровин, Михаил Врубель. Наслушавшись от педагогов о новой европейской живописи, Александр Шевченко на время оставил учебу и отправился в Париж — изучать импрессионистов, смотреть работы старых мастеров в Лувре, учиться во французской академии. Во Франции художник посещал мастерские живописцев, встречался с выдающимися людьми того времени. Влияние импрессионистов можно заметить в работах Александра Шевченко, созданных в тот период. Не меньшее воздействие на него оказали и русские символисты. Одной из лучших ранних картин художника считают работу «Женщины у пруда»[1]Посмотреть работу: https://arthive.net/res/media/img/orig/work/c6a/499370.jpg, выполненную в голубых тонах. Сюжетная картина близка идеологии символистов из группы «Голубая роза»[2]Энциклопедия мировой живописи. URL:https://www.stydiai.ru/.

Время открытия новых имен и направлений совпала с романтическим периодом в жизни художника — он женился на приехавшей к нему студентке Строгановки Надежде Псищевой, побывал в Англии, Испании, Египте. Вернувшись в Россию, Александр Шевченко окончил училище и получил диплом художника. Но не остановился на этом — был принят на живописное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, причем сразу в последний класс. Едва ли не каждый его однокурсник был неординарной и состоявшейся личностью. Юные художники начали критиковать систему преподавания в училище и конфликтовать с профессурой. Итогом таких бунтарских настроений стало исключение Шевченко и еще 60 студентов буквально за два месяца до окончания учебного заведения.

Творческие объединения, близкие Александру Шевченко

Поиск единомышленников

В ранние годы Александру Шевченко была наиболее близка авангардная группа «Бубновый валет» — самое крупное дореволюционное творческое объединение[3]Бубновый валет. Википедия. URL:https://ru.wikipedia.org/. Одна из показательных работ, созданных в период дружбы с бубновалетцами, — «Спящий мальчик». В этой картине ощущается влияние французского постимпрессионизма, в первую очередь Поля Сезанна. Однако художник Шевченко недолго был членом объединения, тяготевшего к сезаннизму — вместе со своим другом и кумиром Михаилом Ларионовым он ушел в новую группу «Ослиный хвост». Ее участники вдохновлялись примитивным рисунком, смешивали русские народные мотивы с примитивизмом[4]«Бубновый валет» и «Ослиный хвост»: расцвет и угасание творческих объединений. URL:https://veryimportantlot.com/.

Спящий мальчик, 1911. Из собрания Третьяковской галереи

«Спящий мальчик», 1911. Из собрания Третьяковской галереи.

Александр Шевченко участвовал в самых скандальных выставках группы, выступал на диспутах, публиковал теоретические брошюры о неопримитивизме и кубизме. Однако герой нашего рассказа отличался от других участников объединения — он любил эксперименты и исследования сами по себе, но не разделял радикальных убеждений своих соратников. Александр Шевченко не был готов полностью отказаться от традиций и создавал более лирические работы, сглаживая и приглушая присущую членам «Ослиного хвоста» гротесковую брутальность. Яркий пример такой работы — картина «Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты» 1913 года. Казалось бы, здесь мы видим простой сюжет в духе аляповатой расписной вывески, нарочито искаженные формы предметов. Однако плоским изображение не выглядит — даже в такой работе художник академичен. То же самое относится к цветовому решению картины — оно более гармоничное, далекое от наивной живописи.

Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты, 1913. Из собрания Третьяковской галереи

«Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты», 1913. Из собрания Третьяковской галереи.

Гармонию цвета мы наблюдаем и в работе «Цирковая наездница»[5]Посмотреть работу: https://thesketchline.com/wp-content/uploads/2019/11/1-323.jpg, созданной в том же году. Картина выглядит лирической во многом из-за цветового решения, построенного на сочетании оттенков розового и серого. Центральный образ футуристического полотна — наездница с плюмажем на белом коне. Фрагментарное изображение лошади, символическое обозначение зрителей, характерное для кубизма геометрическое дробление пространства позволяют передать стремительное движение циркачки на арене.

Параллельно с кубизмом и примитивизмом в картинах Александра Шевченко находят отражение идеи лучизма — направления, разработанного Михаилом Ларионовым. «Тень и лень», «Композиция на черном фоне», «Утка», «Лучистая композиция» — для этих работ характерна беспредметность, абстрактное изображение цветных лучей и их преломлений. Эти картины отражают поиски художника и являются продолжением и подтверждением теорий, выдвинутых в его брошюрах.

Побывав на Первой мировой войне и демобилизовавшись после тяжелого ранения, Александр Васильевич пишет сюжетные примитивистские работы о солдатском быте в духе русского лубка. Бабы и солдаты — основные герои картин того времени.

После октябрьского переворота 1917 года для художника Александра Шевченко наступила совсем другая жизнь. Послереволюционные годы были наполнены работой в комиссии по охране памятников и коллегии по делам ИЗО, созданием и управлением печатными мастерскими, разработкой принципов нового синтетического искусства, преподаванием в Первых государственных свободных художественных учебных мастерских, вскоре переименованных во ВХУТЕМАС. Обучением студентов художник занимался долгие годы — Александр Шевченко становится профессором живописи, деканом живописного факультета, участвует в разработке программы факультета. 10 лет он преподавал в мастерских. Позднее из своих учеников он создаст «Цех живописцев».

Но даже в это трудное время Александр Васильевич продолжает свои творческие эксперименты — показывает работы на выставке «Цветодинамос и тектонический примитивизм». В манифесте, подготовленном художником Шевченко к экспозиции, провозглашается отречение от «измотворчества», возвращение к станковым картинам, имеющим самостоятельную значимость. В этот период в его творчестве преобладают натюрморты — на рубеже послереволюционного десятилетия он пишет целую серию таких картин[6]Посмотреть работу: https://arthive.net/res/media/img/oy800/work/8f7/213188.jpg. Александра Шевченко интересуют не собственно предметы сами по себе, а взаимоотношения между ними. Изображая, казалось бы, повседневные обыденные вещи, Александр Васильевич делает их изысканными. И это в очередной раз отличает его от коллег. «В натюрмортах Шевченко существует строгая субординация. Есть герои главные, есть второстепенные. Главные — это высокие, стройные, чаще всего темные сосуды — бутылки, графины с вытянутыми горлышками или простой глиняный кувшин... Как и подобает главным, они находятся в центре, иногда чуть сдвинуты, сразу же обращают на себя внимание, заставляют любоваться своей безупречной формой… А вокруг располагаются остальные участники сцены — ножи, тарелки, овощи и фрукты. Формы главных предметов всегда согласованы с формой второстепенных — по принципу подобия или контраста», — писала об этих работах исследователь творчества художника Вера Шалабаева[7]Шалабаева В. Н. Александр Шевченко : путь художника. Художник и время. 1994. URL:https://lib.mmoma.ru/.

Чуть позже, в начале 1920-х годов, Александр Шевченко стал членом объединения «Маковец», соединившего традиции русского символизма с «тихим» и «неофициальным» искусством[8]Маковец. 1922–1926. Сборник материалов по истории объединения. 1994. URL:https://search.rsl.ru/. Художник участвует в экспозициях этого общества, представляет серию линогравюр на Первой русской художественной выставке в Берлине. Персональная выставка самого Александра Шевченко впервые прошла в Третьяковской галерее в 1924 году.

Как менялось творчество Александра Шевченко?

Поскольку Александру Васильевичу пришлось жить в эпоху, когда творческие люди находились в постоянном поиске новых форм и манеры выражения своего «я», он тоже проводил исследования в этом направлении — его стиль и мироощущение менялись. Заметными этапами в его творчестве стали картины в духе импрессионизма, символизма, примитивизма, кубизма. Самое интересное, что работами представителей этих направлений художник Александр Шевченко вдохновлялся на протяжении всего творчества, но у зрелого мастера их черты обыгрываются иначе, чем в ранний период.

В 1920-е годы, которые Вера Шалабаева называет вершиной в искусстве художника и временем создания значительных произведений, Александр Шевченко увлекся работами Поля Сезанна. Достаточно взглянуть на картину «Пьеро и Арлекин»[9]Посмотреть работу: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/pics/6018-pictures.php?picture=601813&ysclid=ldh9jrikcj753154983, чтобы понять это. Мало того, что парный портрет братьев-жонглеров Сирано тематикой и насыщенными красками напоминает известную одноименную работу Сезанна, так еще и вписанный в сюжетную картину натюрморт с искаженными формами перекликается с творчеством французского живописца. По большому счету, эту картину можно назвать ремейком.

К 1930-м годам Александр Шевченко вновь обращается к примитивизму, который в его творчестве на этом этапе обогащается неоклассическими тенденциями, пришедшими из Европы, претерпевает влияние Пабло Пикассо и других художников, а также русской иконописи. Свой новый метод Александр Васильевич именовал тектоническим примитивизмом.

Основные направления в творчестве Александра Шевченко

Заметное место в творчестве Александра Шевченко заняли работы, написанные по мотивам поездок на Кавказ и в Крым. Героями многих таких картин становятся люди, часто женщины. Их герои почти эпичны, композиции монументальны. Максимально обобщенные образы изображены на картинах «Курдская девушка», «Карабахские девушки», «Грузинские девушки», «Рыбачка», «Женщина в белой шали». Картина «Колхозницы в ожидании поезда» — сюжетное полотно с приглушенным колоритом и лаконичной композицией. Фигуры героинь на условном фоне выписаны реалистично, но без деталировки, они заполняют собой почти все пространство, как на картинах Нико Пиросмани. В работе виден академизм художника — с классической точностью прописана каждая складка одежды, передана игра света и тени.

Колхозницы в ожидании поезда, 1933. Из собрания Третьяковской галереи

«Колхозницы в ожидании поезда», 1933. Из собрания Третьяковской галереи.

Совсем иное, хоть и тоже в духе примитивизма, полотно «Восточные мотивы»[10]Посмотреть работу: http://artpoisk.info/files/images/_thumbs/29499/516x0.jpg. Оно состоит из нескольких отдельных сценок, напоминающих театральную декорацию или декоративное панно. По сути, картина не имеет смыслового центра, ярусные изображения объединяет центр композиционный — пальма.

Трагедия художника Александра Шевченко

Период начала 1930-х годов современные критики называют абсолютной вершиной в творчестве Александра Шевченко[11]Досуха втертая живопись. Александр Шевченко в Третьяковке. 2010. URL:https://www.kommersant.ru/. Но последующие годы этого десятилетия оказались сложными для художника. В это время вышла книга советского критика Осипа Бескина «Формализм в живописи»[12]Бескин О. М. Формализм в живописи. 1933. URL:http://tehne.com/. Ее автор прошелся по многим живописцам, и одному из первых досталось Александру Шевченко. Александр Васильевич был назван чужеродным советской системе эстетом, подвергшимся буржуазному влиянию. И началась череда неприятностей. Вторая персональная выставка художника в музее имени Пушкина была закрыта через несколько дней после открытия, прекратилась работа над монографией об Александре Шевченко, в музеях его картины отправились в запасники.

Это была настоящая трагедия. Художника обвиняли в подражательности и отсутствии собственного «я». Правды в этом мало, а вот то, что с идейным искусством у Александра Шевченко не заладилось — факт. В последние годы жизни ему приходилось тяжело — не хватало денег, ведь он больше не преподавал и был болен. Но художник продолжал работать. В это время создан цикл работ в духе кубизма, жанровые картины, пейзажи и портреты. В 1940-е годы Александр Васильевич работает в стиле лирического реализма и импрессионизма. Его картины утратили былую монументальность.

Последняя прижизненная персональная выставка была организована во время войны — в 1944 году. Художник, хоть и отказался эвакуироваться из Москвы, прийти на нее не смог — он был тяжело болен. Умер Александр Шевченко в 1948 году.

Наследие мастера

Но на этом история не заканчивается. Потому что через 70 лет после смерти мастера было обнаружено его наследие. Правнучка Александра Шевченко показала часть работ, а потом и всю сохранившуюся в ее семье коллекцию антиквару. Оценив масштаб семейного архива и условия, в которых он находился, антиквар пришел в ужас: последняя уникальная коллекция художника хранилась в старых картонных коробках в неразобранном виде. Часть архива пострадала при потопе в мастерской дочери художника — Татьяны Шевченко. Чтобы сохранить то, что осталось, было решено выкупить всю коллекцию. Средства на это выделил российский бизнесмен Аркадий Колениченко.

«Когда я узнал о том, что есть целый архив Александра Шевченко и он может погибнуть, то сразу решил приобрести его у наследников художника. Как только мы уладили все формальности, группа специалистов целые сутки сортировала и упаковывала предметы коллекции, чтобы перевезти их максимально бережно. Теперь предстоит большая работа — нужно полностью разобрать и систематизировать архив. Когда мы сделаем это, я думаю передать часть наследия Александра Васильевича русским музеям», — рассказал предприниматель Аркадий Викторович Колениченко.

Аркадий Колениченко: передача работ Александра Шевченко в музей

Московские коллекционеры Аркадий Викторович Колениченко и Дмитрий Сергеевич Поманский уже передали несколько живописных работ художника Александра Шевченко в дар.

Всероссийскому историко-этнографическому музею. В частности, в фонды музея поступили две графические работы, живописный этюд и заготовка для линогравюры, с которой был выполнен оттиск[13]Московские коллекционеры передали в дар музею работы художника А. В. Шевченко (1883-1948). Всероссийский историко-этнографический музей. 2023. URL: http://viemusei.ru/novosti/moskovskie-kollekczionery-peredali-v-dar-muzeyu-raboty-hudozhnika-a-v-shevchenko-1883-1948/?ysclid=lfb18zjwky83709047. В ближайшее время Аркадий Колениченко планирует издать каталог работ Александра Васильевича Шевченко и совместно с Дмитрием Поманским организовать крупную персональную выставку художника.


Уже известно, что в семейном архиве есть картины самого Александра Шевченко, его дочери Татьяны и Надежды Псищевой — первой жены художника, умершей от туберкулеза. Помимо законченных работ, выполненных маслом, акварелью и карандашом, в коллекцию вошли эскизы, гравюры, монотипия, ларцы, резные фигурки из дерева разных лет.

P. S. На сегодняшний день в музеях и у коллекционеров хранятся более 150 работ Александра Шевченко. Их можно увидеть в Третьяковкой галерее, Пушкинском музее, Русском музее в Санкт-Петербурге, в галереях крупных городов.

Мнение редакции

Сам Александр Шевченко не был первооткрывателем новых направлений в живописи, но в его творчестве, как в археологических слоях, можно увидеть отражение всех главных тенденций его времени. Удивительно, что в таком множестве необычных творческих течений художник сумел отойти от всех «-измов» и сохранить свою индивидуальность.

Читайте также