Обслуживание систем очистки воды: необходимость или прихоть?
Очистка питьевой воды в больших городах производится еще на водозаборах. Этот процесс регламентируется целым пакетом ГОСТов и других нормативных документов. И тем не менее в водопроводные системы квартир нередко подается слишком жесткая вода или вода с превышенным содержанием примесей. Особенно велик риск весной, в период паводков. Очистка же воды в сельской или дачной местности сразу ложится на конечных потребителей.
Для чего нужен сервис систем водоочистки в доме или квартире?
Для обеспечения домовладения чистой водой уже давно разработаны и успешно используются надежные системы фильтрации и водоподготовки различного класса, комплектации и производительности. Однако со временем качество очистки воды неизбежно снижается, поскольку различные узлы фильтрационных установок могут загрязняться, изнашиваться и, как следствие, выходить из строя. Поэтому с определенной периодичностью системы водоподготовки требуют технического обслуживания — только в этом случае может быть гарантирована их бесперебойная работа.
Наиболее часто владельцы систем очистки воды сталкиваются со следующими проблемами:
- сбоем в работе обезжелезивателя — при образовании железистого налета на внутренней части управляющего клапана его поршневой механизм попросту заклинивает, и вода начинает поступать пользователю в неочищенном виде;
- проблемы в работе аэрационной колонны — клапаны сброса воздуха могут забиваться все теми же отложениями железа, в итоге система завоздушивается и перестает выполнять свою функцию;
- проблемы в работе умягчителя — их виновником чаще всего является солевой налет, образующийся на поплавке реагентного бака, из-за этого не происходит забор реагента, и вода остается жесткой.
Чтобы предотвратить возможные крупные поломки и поддерживать функционирование системы очистки в нормальном режиме, рекомендуется проводить регулярное сервисное обслуживание.
Сервисное обслуживание может быть разовым или регулярным. При регулярном ТО количество выездов специалистов оговаривается в контракте. В рамках выезда, независимо от вида сервиса, выполняются следующие работы:
- общая проверка оборудования — определение давления воды на входе в систему, снятие показателей электроприборов и счетчика воды;
- диагностика — проверка герметичности байпаса, отвечающего за управление потоками воды, оценка давления при одном открытом кране, максимальное и минимальное значение во время промывки системы;
- замер параметров в электрической сети — определение показателей на электродах оборудования в системе поступления воды;
- очистка аэрационного модуля от ржавчины;
- осмотр всех коммуникаций для выявления возможных протечек;
- в системах с одноразовыми, например угольными, картриджами — замена картриджей на новые (при необходимости);
- проверка и настройка управляющего клапана — оценка корректности срабатывания и определение правильности настроек. При необходимости настройки корректируются;
- проверка фильтров и солевого бака . Фильтры промываются или заменяются. Если в системе установлены модули с регенерируемыми засыпками (реагентами), то, соответственно, проводится их регенерация. В солевом баке выполняется забор рассола, заполнение водой и проверка высоты загрузки фильтрационного баллона;
- запуск и тестирование системы ;
- если ТО проводится на дачном участке перед зимним периодом, то в обслуживание входит консервация системы .
До и после проведения всех работ специалисты проверяют качество очистки воды. Для этого производится забор проб и направление их на бесплатный анализ.
Для проведения регулярного сервисного обслуживания необходимо заключить договор, в котором будет оговорен гарантийный срок всех профилактических работ, их периодичность, номенклатура, количество и общая стоимость расходных материалов для ТО, дополнительное оборудование для комплектования системы очистки (по желанию заказчика). По сравнению с разовым обслуживанием сервис по контракту имеет целый ряд преимуществ: более низкие цены на работы, возможность получения круглосуточной технической поддержки от личного менеджера и выбор удобного времени для обслуживания.
В большинстве компаний, занимающихся ТО систем очистки, перечень работ по обслуживанию включает несколько позиций:
- Комплексная диагностика, в ходе которой выявляются возможные неисправности в системе.
- Контроль и регулировка настроек в соответствии с требованиями к составу воды.
- Контроль за состоянием насосного оборудования и запорной арматуры.
- Ремонт системы при обнаружении неполадок в работе.
- Консультирование заказчика по всем вопросам, связанным с функционированием системы очистки.
Периодичность проведения сервисных работ может быть различной, в зависимости от степени загрязнения поступающей в систему воды и от сложности конструкции самой системы. При высокой концентрации нежелательных примесей рекомендуется чаще менять фильтры и прочие расходные материалы.
Рекомендуется производить сервисное обслуживание один раз в квартал. Замена картриджей и механических фильтров, а также дезинфекция оборудования и промывка сеток проводятся по мере необходимости, но не реже, чем раз в полгода. Очистка, промывка и смазка управляющего узла — раз в год.
Как быть, если что-то сломалось?
При соответствующем обслуживании системы очистки ломаются очень редко, но тем не менее эта неприятность все же может произойти. Для устранения поломок рекомендуется обращаться в ту же компанию, которая оказывает услуги по сервисному обслуживанию, или к производителю оборудования. Если воспользоваться услугами сторонней организации, ремонт системы может быть весьма дорогостоящим или же вы столкнетесь со специалистами без опыта работы с данными очистными установками и их электроникой. Серьезные производители и продавцы всегда включают в договор пункт о гарантийном обслуживании, в которое входит устранение практически всех возможных неполадок по заявке владельца системы очистки. При этом сам ремонт во время срока действия гарантии для клиента будет бесплатным, оплатить потребуется только необходимые расходные материалы и запасные части.
Однако оптимальный вариант, предусматривающий все нюансы, в том числе и возможные поломки, — это комплексный контракт на сервисное ТО. Срок действия такого договора на сервисное обслуживание и состав услуг в разных компаниях могут быть различными — у клиента есть возможность выбрать, какой именно формат для него будет наиболее удобным.
Сколько стоит техническое обслуживание системы очистки воды
Пожалуй, основной вопрос, который волнует владельцев систем очистки: во сколько именно обойдется техническое обслуживание?
Примерная стоимость наиболее востребованных работ выглядит так [1] :
- промывка трубопровода — от 100 рублей за погонный метр;
- замена фильтров — от 500 рублей;
- замена картриджей в угольном или механическом фильтре — от 650 рублей;
- замена расходных материалов в системе обратного осмоса — от 900 рублей;
- замена окислительного элемента — 650 рублей;
- замена УФ-ламп в системе обеззараживания — от 900 рублей;
- диагностика и настройка клапана управления — от 900 рублей.
В зависимости от характеристик системы и условий, в которых она работает, может потребоваться проведение других видов диагностики и обслуживания.
Некоторые компании предлагают приобрести пакет диагностических услуг. Например, в компании «Экволс» стоимость комплекса базовых мероприятий по диагностике начинается с 1700 рублей.
Стоимость полного технического обслуживания систем водоочистки начинается в среднем от 6600 рублей [2] .
Грамотно провести весь комплекс необходимых профилактических мероприятий по обслуживанию системы водоочистки своими силами практически нереально, слишком много специальных знаний и практических навыков для этого требуется. Поэтому ТО в специализированной организации — лучшая гарантия того, что система не даст неожиданного сбоя в работе.