Обеспечение заявки на участие в конкурсе: способы, условия и сроки

Участие в государственных закупках — возможность стабилизировать финансовое положение компании в период кризиса. Рассмотрим требования действующего законодательства к одному из условий участия в госторгах — обеспечению заявки на участие в них.

Что такое обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе

Прежде чем перейти к обсуждению основной темы статьи, разберемся в понятиях. Ключевой закон в данной сфере (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — далее Закон о контрактной системе) предусматривает несколько форм проведения государственных торгов, или правильнее — государственных закупок. Речь идет о конкурсах и аукционах. Несмотря на то, что по смыслу эти понятия близки и, говоря об одном из них, зачастую подразумевают оба, статья 447 Гражданского кодекса РФ четко определяет, что:

Аукцион

Аукцион

Аукцион — это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится только по условию о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший наиболее выгодную цену — самую высокую, если торги проводятся в интересах продавца (исполнителя), либо самую низкую, если торги проводятся в интересах покупателя (заказчика). Закон о контрактной системе выделяет аукционы в электронной форме и закрытые аукционы;

Конкурс

Конкурс

Конкурс— это торги, в которых состязание между участниками торгов проводится по совокупности условий, в числе которых может быть и условие о цене, а лицом, выигравшим торги, признается участник, предложивший лучшие условия. По закону о контрактной системе возможно проведение открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием и закрытых двухэтапных конкурсов.

От того, в какой форме проводятся торги, зависит способ и процедура обеспечения заявки.

Зачем требуется обеспечение заявки

Под обеспечением заявок понимается установленное в каждой закупке количество денежных средств, которые блокируются на счете участника на торговой электронной площадке в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации. По Закону о контрактной системе для конкурсов и аукционов обеспечение является обязательным условием участия в торгах. Другой закон, регулирующий проведение закупок госкорпорациями, госкомпаниями — естественными монополистами в сфере коммунальных услуг, ГУПами, МУПами и т. д., — Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) — не устанавливает обязательности обеспечения заявки. Законодатель оставил право регулировать механизм обеспечения и его размер за компаниями, подпадающими под действие закона. Однако это не значит, что для каждого конкурса заказчик будет разрабатывать новые правила. Все условия проведения конкурсов должны быть прописаны в положении о закупках. В частности, заказчик имеет право требовать обеспечение заявки, указав способы и размеры обеспечения в конкурсной документации.

Обеспечение заявки свидетельствует о благонадежности и серьезности намерений участника закупок и гарантирует подписание контракта с победителем конкурса или аукциона. Если контракт не будет заключен по вине победителя конкурса, то обеспечение заявки остается в качестве компенсации у заказчика.

Обеспечение заявки по Закону № 44-ФЗ: формы, условия и сроки возврата

Статья 44 Закона о контрактной системе предусматривает только два вида обеспечения заявки. Это могут быть денежные средства участника конкурса или банковская гарантия. Причем требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки. Выбор способа обеспечения заявки остается за участником закупок. Однако закон определяет, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Рассмотрим подробнее каждый способ обеспечения заявки.

Виды обеспечения заявки

Безотзывная банковская гарантия как обеспечение заявки

Срок действия банковской гарантии, полученной участником конкурса для обеспечения заявки, должен составлять не менее двух месяцев, начиная с даты окончания срока подачи заявок. Об этом говорится в статье 44 Закона о контрактной системе.

Для участия в конкурсе необходимо предоставить безотзывную банковскую гарантию, выданную одним из банков, включенных в специальный перечень финансовых организаций, которые отвечают требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Актуальный перечень банков ежемесячно публикуется на сайте Минфина РФ.

В банковской гарантии в обязательном порядке должна быть указана сумма, на которую она предоставляется. Эта сумма уплачивается банком-гарантом заказчику, если победивший в конкурсе участник закупки впоследствии исполняет свои обязательства ненадлежащим образом или не исполняет вообще. Поэтому банковская гарантия содержит перечисление тех обязательств участника закупки, которые ею обеспечиваются. Также банковская гарантия предусматривает обязанность банка-гаранта уплатить заказчику неустойку за каждый день просрочки. Размер неустойки составляет 0,1% от суммы, которая подлежит уплате.

Виды обеспечения заявки

Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки

Если в качестве обеспечения заявки используются денежные средства, участник конкурса перечисляет необходимую сумму на счет, который указан заказчиком в документации о закупке. При проведении электронных аукционов денежные средства перечисляются на банковский счет оператора электронной площадки. Статьей 44 Закона о контрактной системе устанавливается, что для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются специальные счета всех участников.

Средства в обеспечение заявки должны поступить на соответствующий счет до даты рассмотрения и оценки заявок. В противном случае участник признается не предоставившим обеспечение заявки. Но это правило не применяется при проведении электронного аукциона.

Размер обеспечения заявки по Закону № 44-ФЗ

Размер обеспечения заявки зависит от цены контракта. В соответствии с Законом о контрактной системе (часть 9 статьи 86) и Законом о внесении изменений в ФЗ о контрактной системе (ст. 1 о внесении изменений в часть 16 статьи 44) размер денежных средств или сумма банковской гарантии устанавливается заказчиком в требованиях к обеспечению заявок и может составлять от 0,5% до 1% максимальной цены контракта при сумме контракта 5–20 млн руб., и от 0,5% до 5% при сумме контракта от 20 млн руб. Но если заказ не превышает 5 млн рублей, то обеспечение заявки не является необходимым.

Размер обеспечения заявки

Однако существуют и исключения из общего правила. Так, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и начальная (максимальная) цена контракта превышает 20 млн руб., размер обеспечения заявки не может быть более 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Например, если заказчик объявляет конкурс на закупку расходных материалов для оргтехники на сумму 700 тыс. рублей, то обеспечение заявки не требуется.

При закупке самой оргтехники сумма контракта может превышать пять миллионов рублей. Например, региональный орган власти объявляет о закупке ноутбуков. Начальная (максимальная) цена контракта — пять с половиной миллионов рублей. В этом случае максимальная величина обеспечения заявки составит 1% или 55 тысяч рублей.

Сроки возврата денежных средств

Закон о контрактной системе

Закон о контрактной системе устанавливает, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, в общем случае возвращаются на счет участника закупки в течение не более пяти рабочих дней. Для этого никаких действий от участника закупки по закону не требуется. Но в рамках сложившейся деловой практики возможно направить заказчику письмо с просьбой вернуть обеспечение заявки.

Банковская гарантия участнику или гаранту не возвращается, но и взыскание по ней не производится.

При проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более одного рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, отклонения или отзыва заявки, отмены аукциона и т.д. После этого участник закупки может оставить средства у оператора, чтобы использовать для участия в других конкурсах либо получить их на свой банковский счет. Все зависит от регламента электронной площадки.

оператор

Если оператор размещал средства на депозитном счете, то должен возвратить участнику закупки не только средства обеспечения, но и полученные по ним доходы.

Не возвращаются средства обеспечения

Не возвращаются средства обеспечения, если победитель конкурса отказывается или уклоняется от заключения контракта либо не предоставляет обеспечение исполнения контракта.

Кроме того, законодатель предусмотрел еще один случай, когда обеспечение заявки не возвращается к участнику конкурса. Если на одной электронной площадке в отношении одного участника закупки трижды в течение одного квартала аукционные комиссии, неважно, одного или нескольких заказчиков, принимают решение о несоответствии вторых частей его заявок требованиям аукционной документации. Участнику не возвращается обеспечение последней из этих трех заявок.

допустили просрочку возврата средств

Если заказчик или оператор электронной площадки допустил просрочку возврата средств, то участник закупки вправе потребовать уплаты пени. Напомним, что пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения исполнения обязательства. Размер пени устанавливается в соотношении 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

Важно!

Обратите внимание на часть 11 статьи 44 Закона о контрактной системе: в случае проведения электронных аукционов солидарную ответственность вместе с оператором электронной площадки за соблюдение срока возврата денежных средств по обеспечению заявки несет и банк, который обслуживает счет оператора.

Участие в закупках по федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ требует от компании не только наличия свободных средств. Необходимы также понимание механизма закупок и знание некоторых нюансов их проведения, а также сложившейся практики. Победы в конкурсах легче будет добиться при помощи опытного специалиста или специализированной компании.

Читайте также

Мнение редакции

Если ваша компания по соображениям рентабельности не может позволить себе создание собственного тендерного отдела, сопровождение участия в конкурсах и аукционах выгоднее отдавать на аутсорсинг брокерским компаниям, которые оперативно и без проблем обеспечат вам участие в тендере.