Бизнесу в помощь: маркетинговые исследования и с чем их едят
Филип Котлер, классик теории маркетинга, определил маркетинговое исследование как сбор, анализ и обобщение информации о конкретной группе людей и их проблемах и о возможной реакции на предлагаемое решение[1]. Схема любого маркетингового исследования рынка включает сбор или поиск данных, их обработку, подготовку выводов, прогнозирование и оценку рисков.
Проведение маркетинговых исследований в первую очередь направлено на успешное развитие бизнеса: на основании результатов исследований можно сформировать стратегию развития и выбрать оптимальный путь достижения намеченных целей. В зависимости от ситуации маркетинговые исследования могут выполнять различные задачи, в их числе:
- изучение потребительского поведения;
- оценка долей участников рынка, сравнение компании с конкурентами;
- анализ удовлетворенности клиентов;
- изучение реакции на динамику цен;
- оценка эффективности рекламы, динамики узнаваемости бренда;
- поиск причин падения продаж;
- экспертное заключение для Роспатента, ФАС, Таможенной службы;
- оценка перспектив, рисков и так далее.
Один из основных объектов маркетинговых исследований — конечный потребитель: изучаются его запросы, желания, мотивы, сомнения и поведение в целом. Анализ этой информации позволяет получить обратную связь от покупателя и узнать его ожидания. Поэтому маркетинговые исследования важны для любого бизнеса, работающего в сферах B2C, B2B, B2BG, B2G и даже C2C. Анализ ситуации на рынке и оценка рисков нужны компаниям, которые планируют расширить географию продаж, вывести на рынок новую услугу или продукт, запустить рекламную кампанию. Кроме того, продуманный план действий помогает выявить и предотвратить возможные проблемы, а также выбраться из кризисных ситуаций.
Виды маркетинговых исследований
В газетах, журналах, телепрограммах, в отчетах предприятий и министерств нередко приводятся статистические данные. Однако люди обычно не задумываются, откуда берется эта информация. Сбор статистики не самая простая задача, и для ее выполнения требуется много ресурсов. Частично оценить масштаб маркетинговых исследований можно, вспомнив размер статистического учреждения из киноленты «Служебный роман». В фильме была показана организация, занимающаяся сбором и аналитикой данных, — что-то наподобие сегодняшнего Росстата. А ведь это лишь один источник данных из огромного множества существующих.
Все источники делятся на первичные и вторичные. В основе этой классификации лежат методы проведения маркетинговых исследований. Рассмотрим эти группы более подробно.
Вторичные источники данных, используемые для маркетинговых исследований, — это прежде всего общеотраслевая статистика, основанная на данных предприятий: плановая отчетность, сведения об объемах продаж, результатах тендерных закупок, а также любая информация из открытых источников. К ним относятся данные:
- Росстата (отраслевой и региональной статистики);
- отраслевых союзов и ассоциаций;
- налоговой и таможенной служб;
- тендеров;
- открытых публикаций в СМИ и на интернет-ресурсах, бизнес-планов, исследований — разумеется, речь идет только о проверенных источниках.
Данные этого типа используются при проведении такого вида маркетингового анализа, как кабинетное исследование. Оно подразумевает поиск, сбор и обработку уже существующей информации, полученной из вышеперечисленных источников. Преимуществами такого способа маркетингового исследования рынка является его малобюджетность (обходится в сумму от 50 000 до 150 000 рублей) и достаточно высокая скорость получения сведений. Однако стоит иметь в виду, что вторичные данные не всегда актуальны, а их полнота и достоверность могут вызывать сомнения. Встречались случаи отклонения оценки от реальных данных в несколько раз. Поэтому всегда важно проверять источники информации, на которой базировался отчет. Такие данные могут быть получены в результате расчетов либо их ставит «по ощущениям» эксперт. Погрешность в этих случаях будет разная.
Сведения из первичных источников предназначены для решения конкретных исследуемых задач. На их долю приходится до 80% собираемых данных[2], поскольку общеотраслевых сведений зачастую бывает недостаточно для принятия конкретных решений. Для получения такой информации применяют полевые методы:
- Количественные исследования. Речь идет о сборе данных и аналитике по результатам опросов или замеров/наблюдений. Опросы (анкетирование) проводятся в устной или письменной форме: по телефону, в интернете, в торговых центрах или на улицах. При этом важно правильно сформировать выборку опрашиваемых, распределить их по возрасту, полу и другим характеристикам. В противном случае высок риск получить в корне неверную информацию и потерять вложения. Реже используется метод наблюдения или замеров потоков, при котором прямого взаимодействия с людьми не происходит. В основе количественного анализа лежит математическая или статистическая модель — результат исследования представляет собой числовые значения, таблицы и диаграммы.
- Качественные исследования. К ним относятся фокус-группы, экспертные интервью и глубинные интервью. Такие исследования позволяют узнать больше о конечном потребителе, о его впечатлениях, мыслях, эмоциях, мотивах и барьерах. Одним словом, о том, что сложно узнать при проведении анкетирования. Именно поэтому зачастую сначала выполняют качественное исследование, а затем полученные в его ходе сведения (в виде текстовой информации, тезисов и гипотез) используют для проведения количественного. При этом первый вид исследований не может заменить второй.
- Смешанные исследования. Это могут быть эксперименты, тестирование товара или его упаковки группой респондентов (холл-тесты), использование потребителем продукции в домашних условиях и его дальнейшая оценка (домашнее тестирование).
Преимуществом использования первичных источников является то, что результат точно соответствует целям проведения маркетингового исследования, и погрешность данных невелика (обычно около 5–10%). Сбор таких данных требует определенных затрат (как правило, от 50 000 до 200 000 рублей). Впрочем, куда целесообразней потратиться на исследование и оптимизировать работу компании в соответствии с полученным результатом, чем не сделать этого и потерять не только материальные, но и временные и трудовые ресурсы.
Кабинетные и полевые методы сбора данных дополняют друг друга при комплексных исследованиях.
Этапы проведения исследования
Маркетинговое исследование рынка может состоять из четырех и более этапов — все зависит от масштаба работ, целей, сферы бизнеса, бюджета и других факторов.
Основные этапы маркетингового исследования:
- Формулировка целей и задач. Это может быть выход бизнеса на новый уровень, увеличение продаж, вывод на рынок нового продукта или нечто иное. Задачи определяются исходя из маркетинговой проблемы, которая стоит перед предпринимателем.
- Планирование исследования и составление анкеты. Прежде чем приступать к сбору и анализу информации, следует спроектировать сам процесс изучения рынка, обосновать и выбрать виды маркетинговых исследований, которые будут применяться, определить объем выборки, а также спланировать бюджет. На этом же этапе составляется инструментарий исследования (анкеты для опросов или интервью), от грамотной организации которого зависит полезность всего исследования.
- Сбор достоверных данных. Для этого используются те типы маркетинговых исследований, которые были выбраны ранее. Это очень ответственный этап, так как от качества добытой информации и ее достоверности будет зависеть результат всей работы.
- Анализ и интерпретация полученных материалов. Здесь важен опыт и профессионализм аналитика. Чтобы умело применить собранную информацию, ее необходимо обработать, найти наиболее значимые зависимости, сделать правильные выводы, наглядно оформить их (в виде графиков, схем, таблиц, презентаций) и сформулировать маркетинговые рекомендации.
Как мы уже сказали, маркетинговые исследования необходимы для решения различных задач. Рассмотрим несколько кейсов.
Кейс 1. Определение причин недостаточности продаж
Клиент — сервис по доставке аптечных продуктов в городах России. Необходимость в проведении маркетингового исследования рынка вызвана тем, что был зафиксирован отток покупателей и сократилась частота заказов. Перед маркетологами стояли следующие задачи: понять, как аудитория оценивает сервис в целом, и определить его преимущества и недостатки, по мнению выбранной группы пользователей.
Для сбора данных были применены методы кабинетного исследования, проведены телефонный и интернет-опрос. В результате были определены потенциальные причины низких продаж, а также выявлены ключевые — начиная от степени удовлетворенности качеством бренда и заканчивая насыщенностью рынка и достаточностью маркетинговой поддержки.
Кейс 2. Принятие решения о перспективах продаж нового бренда японских подгузников в РФ
Клиент — японская компания, занимающаяся производством подгузников для детей и заинтересованная в запуске нового бренда в России. Маркетинговое исследование понадобилось для выявления возможных рисков, связанных с введением на рынок нового бренда в сегменте премиум. Японская компания российскому покупателю известна давно, однако выход в новый сегмент может быть сопряжен с рисками. Во-первых, новые подгузники будут производиться в стране с отличным от российского температурным режимом, что может повлиять на качество продукции. Во-вторых, физиология детей из разных стран различается. Поэтому компании было важно протестировать продукцию, прежде чем организовывать ее продажи.
В ходе исследований проводились домашние тестирования и холл-тесты, а также были собраны фокус-группы. Опрашивались молодые мамы. Результаты маркетинговых исследований помогли выявить плюсы и минусы новой продукции по сравнению с другими видами подгузников. Были проведены физические замеры для технологов, а потребители оценили удобство упаковки и использованные цветовые решения.
Кейс 3. Оценка емкости рынка для нового программного обеспечения
Клиент — крупный разработчик программного обеспечения. Целью маркетингового исследования стало изучение потребностей потребителя в РФ. Для этого маркетологи оценили емкость и потенциал рынка, сравнили ПО с конкурирующими программными продуктами, определили принципы, в соответствии с которыми клиенты принимали решение, и критерии выбора ПО, а также составили прогноз спроса на ближайшие один–три года.
Чтобы выполнить все обозначенные задачи, помимо кабинетного, были использованы следующие полевые методы проведения маркетинговых исследований: экспертное интервью, телефонный и интернет-опрос. Полученные данные позволили руководству производителя принимать решения не только на основании внутренней информации о продажах, но и с учетом мнения рынка: в динамично развивающихся сферах крайне важно иметь действительно интересующий потребителей продукт.
Вести успешный бизнес без маркетинговых исследований достаточно сложно. Они позволяют отслеживать актуальную ситуацию на рынке и контролировать спрос на продукцию или услуги фирмы. Универсальной схемы проведения маркетингового исследования нет, так как она зависит от большого количества факторов. В каждом случае требуется разработка индивидуального маркетингового плана. При этом успех исследования, а значит, и судьба бизнеса во многом зависят от опыта и профессионализма маркетологов, которые будут выполнять все необходимые работы.