Долги по кредитам: как узнать о задолженности и погасить ее

Жизнь почти каждого современного человека нельзя представить без кредитов. Заемные средства могут потребоваться в любое время: нужны деньги на открытие бизнеса, решили купить квартиру или машину, даже в повседневных делах кредитная карточка может стать спасением при непредвиденных расходах.

Но зачастую даже мелкая оплошность в выплате кредита может привести к ухудшению кредитной истории. В результате получение новых кредитов может существенно усложниться или вовсе стать невозможным. Работа кредитных организаций строго регламентирована законодательством, а большинство операций проводится в автоматическом режиме. Поэтому долги перед банками по кредитам могут стать неожиданностью для заемщика, в том числе возникнув вследствие технической ошибки. Как проверить свою кредитную историю и не допустить подобных ситуаций, поговорим в статье.

Как можно узнать, есть ли долги по кредитам?

Фактически клиент банка становится заемщиком с момента получения кредита. После подписания договора и получения средств у него возникает обязанность вернуть деньги вместе с процентами за пользование. Чем больше платежей он вносит, тем меньше становится долг. Поэтому, говоря о долгах по кредитам, имеются в виду просрочки в совершении этих платежей. В результате нескольких просрочек у банка снижается доверие к клиенту и появляются основания для принятия экстренных мер с целью возврата долга.

Просрочки чаще всего возникают по субъективным обстоятельствам и зависят от действий самого заемщика.

  • Мошенничество: заемные средства изначально не планировалось возвращать, а оформление договорных отношений проводилось по подложным документам.
  • Невнимательность при заключении договора. Часто при оформлении кредита в договоре предусматриваются дополнительные услуги или скрытые комиссии, о которых заемщик даже не подозревает. За такими услугами, например, скрываются штрафы за невнесение очередного платежа в установленный срок или перевод только его части.
  • Неожиданное ухудшение материального положения. Распространены случаи, когда заемщики уверены в своей платежеспособности, но из-за непредвиденных расходов или потери работы возникает задолженность.

На практике встречаются случаи, когда у клиента возникает неожиданный долг перед банком по кредиту даже после выплаты всей суммы. Часто это происходит из-за невнимательности держателя кредитной карты.

При получении кредитной карты тарифом могут предусматриваться обязательные платежи за обслуживание или использование дополнительных услуг, например мобильного банка. Когда клиент перестает пользоваться картой, но не закрывает ее, средства автоматически продолжают списываться со счета. В результате образуется задолженность, на которую начисляются проценты за пользование. Поэтому заемщик даже не догадывается, есть ли у него долги по кредитам, пока ему не сообщат об этом из банка, коллекторской службы или из службы судебных приставов.

На заметку!
В подобной ситуации задолженность возникает из-за невнимательности заемщика. Поэтому убеждать банк в своей правоте не имеет смысла, а обращение в судебные органы может обернуться дополнительными тратами.

Частым случаем являются технические просрочки, которые возникают в результате ошибок со стороны сотрудников банка или в программном обеспечении. Должник может досрочно внести всю сумму по кредиту, но не взять справку о погашении долга. Если сотрудник банка неправильно проведет операцию или произойдет сбой в программе, средства не будут зачислены на счет, а останутся висеть «в воздухе», на специальном счете для неверифицированных платежей. Заемщик узнает о сложившейся ситуации уже поздно, когда на задолженность начислены пени и дополнительные проценты.

В обоих случаях банк вправе отправить информацию о возникновении задолженности в бюро кредитных историй в срок до пяти дней, а также передать право требования коллекторам[1]. В результате заемщику придется потратить много сил и времени на доказывание своей правоты и аннулирование записи.

Чтобы не допустить подобного исхода событий, нужно заранее побеспокоиться о том, как узнать свои долги по кредитам. Сделать это можно несколькими способами:

  • проверить задолженность онлайн через электронные сервисы кредитной организации;
  • воспользоваться официальным приложением для смартфона;
  • обратиться в ближайший офис банка;
  • узнать размер задолженности онлайн в бюро кредитных историй или направить обращение.

Зачастую заемщики узнают об образовании задолженности из звонка сотрудников банка или коллекторского агентства, которому передан долг. В этих случаях нужно постараться быстрее погасить долг во избежание ухудшения ситуации.

Долг платежом красен: что делать, если обнаружилась задолженность?

При возникновении долга перед банком лучший вариант — незамедлительно оплатить задолженность лично или онлайн. Но финансовое положение заемщика часто не позволяет это сделать, поэтому можно выбрать другой путь решения проблемы.

  1. Рефинансирование

    Представляет собой процедуру получения нового кредита в этом же или другом банке для погашения предыдущего. Такой кредит будет целевым, а денежные средства в полном объеме будут перечислены в счет долга. В результате клиент получает новые условия и обновленный график платежей.

    Если договор рефинансирования заключается в банке должника, то кредитной организацией открывается новый счет, а средства автоматически будут перечислены на предыдущий. В случае выбора стороннего банка заемщику придется получить справку о сумме задолженности.

    Рефинансирование выгодно использовать в двух случаях:

    • вносимые средства не позволяют быстро перекрыть задолженность, в результате начисляются пени и штрафы;
    • процентная ставка по кредиту в другом банке ниже или предлагаются другие более выгодные условия.

    На сегодняшний день банки активно рекламируют рефинансирование для перекрытия задолженности в другой кредитной организации. Но за обещаниями уменьшенной процентной ставки могут скрываться дополнительные условия, на которые заемщики часто не обращают внимания. В результате сумма по основному долгу может не измениться, а клиенту придется выплачивать дополнительную комиссию банку.

    На заметку!
    Рефинансирование невыгодно банкам, так как они теряют прибыль в виде процентов по кредиту клиента. Поэтому они редко идут на такую процедуру, а клиенты встречаются с дополнительными сложностями при оформлении.

    К недостаткам можно также отнести повторное прохождение всей процедуры оформления кредитных отношений, которая потребует много времени и сил. Кроме того, банки часто обязывают к страхованию, без чего заключить договор просто не получится.

  2. Реструктуризация

    Это специальная программа кредитных организаций, направленная на снижение суммы ежемесячных платежей за счет увеличения общего срока выплат. Провести реструктуризацию долга может любой клиент банка, с которым заключен кредитный договор. При этом вид кредита не имеет значения.

    Это важно!
    Применение реструктуризации негативно сказывается на кредитной истории клиента, поэтому перед участием в программе следует взвесить все за и против.

    Банки довольно охотно соглашаются на применение реструктуризации, поскольку с повышением срока по кредиту увеличивается итоговая сумма комиссии за пользование средствами, но это невыгодно заемщику. Кроме того, таким способом решается проблема кредитора с должниками: банку не придется принимать меры по принудительному взысканию средств.

    Несмотря на недостатки реструктуризации, клиент также получает ряд преимуществ:

    • удобный график и уменьшенный размер платежей;
    • отсутствие дополнительных расходов на оформление;
    • возможность избежать судебных разбирательств с банком.
  3. Продажа залогового имущества

    В кредитном договоре могло предусматриваться использование имущества заемщика в качестве залога. При получении ипотеки залогом выступает приобретаемая недвижимость, а для автокредита — транспортное средство.

    При возникновении задолженности по кредиту банк вправе возбудить процедуру реализации заложенного имущества. В зависимости от условий договора такая реализация может проводиться самостоятельно банком, клиентом или только по решению суда.

    После реализации предмета залога вырученные средства идут на погашение всех долгов перед банком, а остаток поступает на счет заемщика. С одной стороны, такой способ позволяет безболезненно избавиться от задолженности, не дожидаясь крупной пени за неуплату. Но с другой, заемщик может оказаться в невыгодном положении:

    • продажа квартиры или дома может повлечь проблемы с жильем;
    • имущество может быть реализовано приставами или самим банком по меньшей стоимости, чем сумма всех долговых обязательств, в результате заемщик не только теряет предмет залога, но еще и остается должным банку;
    • судебные разбирательства по вопросу продажи залогового имущества могут повлечь дополнительные расходы.
  4. Банкротство заемщика

    При невозможности уплаты долга по кредиту из-за финансовых трудностей есть возможность пройти процедуру банкротства физического лица. В этом случае суд признает человека неспособным исполнить свои обязанности перед третьими лицами, а долги возвращаются за счет реализации имущества.

    После открытия процедуры банкротства личными активами заемщика занимается арбитражный управляющий, а клиент ограничивается в своих правах:

    • запрещено приобретать, дарить, регистрировать и совершать другие сделки с имуществом;
    • действует запрет на выезд в другие страны, внесение инвестиций, открытие банковских счетов.

    Такой способ не поможет избавиться от всех долговых обязательств, например, по уплате алиментов или возмещению вреда. Кроме того, заемщик ставит себя в невыгодное положение в плане правоспособности и сильно снижает «рейтинг» своей кредитной истории.

    Любой из рассмотренных способов имеет свои недостатки, которые по итогу могут еще больше осложнить ситуацию. Поэтому перед принятием решения в пользу какой-либо из указанных процедур, стоит рассмотреть другие способы справиться с долгом.

Может ли помочь коллектор в ситуации просроченного долга?

Когда финансовое положение не позволяет выплатить долг полностью, для заемщика остается только один оптимальный вариант — договориться с кредитором. Но сотрудники банка не всегда открыты к детальному обсуждению проблем с должниками. Большой объем задач кредитной организации вынуждает принимать экстренные меры: обращаться в судебные органы для принудительного взыскания долга или в коллекторское агентство.

В первом случае явной выгоды для банка, как и для заемщика, нет. Юридической службе банка придется тратить время на судебные разбирательства, а положительное решение еще не означает, что задолженность будет гарантированно возвращена. Для заемщика результат более прозрачен: судебное разбирательство требует дополнительных финансовых затрат, времени и нервов.

Чтобы не ставить себя в невыгодное положение, банки активно передают долги своих заемщиков коллекторским агентствам.

В нашей стране коллекторская деятельность на профессиональной основе ведется уже давно. Задача таких компаний — обеспечить возврат средств банку и найти удобный способ погашения задолженности для заемщика. При этом коллекторы формально переквалифицировались в «советников» должников, которые договариваются о скидках и рассрочках, уменьшают сумму платежей, подсказывают, как узнать, есть ли долги по другим кредитам, или самостоятельно рассчитывают оптимальный график внесения средств.

Это интересно!
В России существует профессиональная ассоциация коллекторов — НАПКА, деятельность которой направлена на формирование цивилизованного рынка взыскания долгов. Ассоциация ставит в приоритет обеспечение защиты прав и интересов граждан и ведет борьбу с черными коллекторами.

В 2016 году в России принят Федеральный закон № 230-ФЗ, который получил народное название «Закон о коллекторах». Цель принятого закона — закрепить правовой статус коллекторов, сделав их полноправными участниками финансового рынка. Новые правила коммуникации коллекторов с должниками и последующего порядка работы позволили создать действительно сбалансированную базу для эффективного возврата денежных средств. Закон не ограничил права коллекторов, а официально их закрепил, исключив возможные проявления криминальных моментов.

  • Общение с должниками осуществляется лично, посредством телефонных звонков или любых способов передачи текстовой информации (электронная почта, телеграммы, письма и т. п.).
  • Привлечение коллекторов к решению вопроса третьих лиц проводится только с согласия должника и может быть ограничено в любое время также на основании заявления.
  • Коллектор может собирать и хранить персональные данные, обязан доводить до должника только достоверную информацию о долге.
  • Кроме того, коллектор должен принимать обращения от должников и отвечать на них, а также может самостоятельно обращаться в судебные органы для принудительного возврата долга.

Коллекторские агентства с хорошей деловой репутацией и раньше соблюдали все эти требования, поэтому принятие новых правил только официально закрепило их полномочия. Поэтому не стоит скрываться от коллекторов, ведущих свою деятельность в рамках правового поля, их задача — помочь должнику быстрее выплатить долг, организовав удобную систему платежей.


Появление даже большой задолженности по кредиту — не повод скрываться от коллекторов или кредитных организаций. Деньги в любом случае придется возвращать, но затягивание решения проблемы может обернуться дополнительными расходами на судебные разбирательства и штрафные санкции по кредитному договору. В такой ситуации оптимальный вариант — сотрудничество с коллекторами, задача которых создать комфортные условия для возврата долга заемщиком.

Мнение редакции

Прежде чем совершать какие-либо действия, которые могут только усугубить ситуацию, изучите официальную информацию — федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» и от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц…», а также стоит посетить сайт, например, Национального бюро кредитных историй. Помните, что получение кредитной истории один раз в год в любом бюро кредитных историй, в котором она хранится, является бесплатным по закону.