Дистанционное обучение: особенности образовательных технологий электронного формата
В условиях постоянного развития информационных технологий дистанционное обучение становится все более популярным. Согласно данным Росстата, только в сфере высшего образования исключительно дистанционным образом обучается 30 421 студент[1], не говоря уже о посещаемости дополнительных онлайн-курсов, тренингов и мастер-классов. В чем преимущества такой формы обучения и как получить качественные знания онлайн, читайте в этой статье.
Система дистанционного обучения в России и в мире
Основой дистанционного обучения обоснованно считается «корреспондентское обучение», которое возникло в середине 19 века в Британской империи. Взаимодействие со студентами осуществлялось через почту: преподаватель направлял стенографические тексты ученикам и таким же путем получал их на проверку.
Основная проблема доступности обучения — расстояние — была официально решена еще в 1828 году, когда королева Виктория дала разрешение Лондонскому университету ввести первый дистанционный «корреспондентский» курс. Такая организация снизила стоимость обучения и позволила именовать университет «народным».
В 30-х годах XX века развитию дистанционного обучения поспособствовало радио. Трансляция занятий позволила учащимся получать задания и прослушивать дискуссии, однако не участвовать в них. К 70-м годам начали набирать популярность телевизионные обучающие курсы, но все же проблема односторонности связи еще не была решена.
Классическим примером первого дистанционного вуза в 1969 году стал Открытый университет Великобритании. Это учебное заведение до сих пор считается одним из лучших вузов Европы и позволяет студентам из разных стран осваивать курсы на расстоянии. Удачный опыт был перенят университетами Испании, Германии, Канады, а позже и России.
Однако именно появление интернета позволило развивать дистанционное обучение в интерактивной форме — в рамках двустороннего взаимодействия. В конце XX века количество дистанционных курсов в мире увеличилось практически вдвое[2], а уже в начале XXI века эта форма обучения стала одной из самых популярных.
В России развитие дистанционного обучения ознаменовано приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 1050 «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». В ходе реализации проекта 8 образовательными учреждениями (из них только одним государственным) было создано 588 учебных курсов и обучено более 200 000 студентов и слушателей. Для организации учебного процесса привлекалось более 13 000 педагогов и практиков[3]. Эксперимент показал удовлетворительные результаты качества подготовки: слушатели успешно прошли государственную итоговую аттестацию, а десятки филиалов вузов-участников получили государственную аккредитацию в составе базовых вузов. Специалисты в области образования отметили, что результаты эксперимента развеивают предубеждения против дистанционных методов обучения и позволяют считать их перспективным направлением для развития национальной системы образования.
Сегодня дистанционное обучение регулируется в первую очередь Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Статья 13 этого закона утверждает реализацию образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
Согласно данным статистики, на начало 2017-2018 учебного года в Российской Федерации было зафиксировано такое количество образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий: 3097 — для бакалавриата, 265 — для специалитета и 1370 — для магистратуры[4].
В процентном соотношении дистанционная форма обучения применяется в высшем образовании в 12,6% образовательных программ для бакалавриата, 8,2% — для специалитета и 9,5% — для магистратуры[5].
Несмотря на такие показатели, исследователи утверждают, что дистанционное обучение в Российской Федерации по сравнению с другими странами применяется достаточно редко, хотя и пользуется заслуженной популярностью[6]. Попробуем разобраться, в чем же особенность дистанционных образовательных технологий и каков порядок их применения.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Несмотря на четкое разделение понятий «электронного обучения» и «дистанционных технологий» в Федеральном Законе, пользователи интернет-ресурсов часто применяют эти термины как синонимы. На самом деле, электронное обучение не обязательно дистанционное. Первое — обязательно подразумевает использование в образовательном процессе баз данных, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей. Второе же понятие предполагает взаимодействие студента и преподавателя в различных формах и видах на расстоянии.
Таким образом, дистанционное обучение — это следствие развития электронного обучения, однако основная его характеристика состоит в возможности осваивать учебный материал с помощью «реальных», «живых» преподавателей, находясь на любом расстоянии от них.
Дистанционные образовательные технологии делятся на такие виды:
- кейс-технологии;
- сетевые технологии;
- информационно-спутниковые технологии.
Первый вид технологий включает методы и приемы, направленные на формирование и решение практических ситуаций самостоятельно и с помощью педагога. Второй вид ориентирует слушателей на использование электронных программ обучающего характера. Третий вид технологий дает возможность передавать данные и взаимодействовать преподавателям и обучающимся в реальном времени (просмотр видео- и аудиотрансляций, участие в вебинарах и конференциях, общение по электронной почте, в социальных сетях и форумах).
Как и стандартные образовательные программы, программы дистанционного обучения регулируются законами и подзаконными нормативно-правовыми актами в сфере образования. Вместе с тем существуют и узконаправленные приказы, ориентированные исключительно на эту сферу. В каком порядке применяются дистанционные образовательные технологии, расскажем в следующем разделе.
Программы дистанционного обучения
Порядок организации дистанционного обучения сегодня регламентирован приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Согласно этому приказу дистанционные образовательные технологии могут применяться при реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ. Таким образом, ДОТ используются в:
- основных общеобразовательных программах (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования);
- основных профессиональных образовательных программах (среднего профессионального, высшего образования);
- основных программах профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации);
- дополнительных образовательных программах.
Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение незаменимы при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации. При этом выделяют:
- образовательные программы, реализуемые частично с помощью электронного обучения и дистанционных технологий;
- образовательные программы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения и дистанционных технологий.
Для организаций, практикующих исключительно дистанционную форму обучения, государством установлены специальные требования. В частности, они должны обеспечить соответствующие условия для освоения материала вне зависимости от места нахождения слушателя и идентификацию последнего при оценке результатов обучения.
По данным портала moeobrazovanie.ru, в России наибольшей популярностью пользуются образовательные программы по следующим специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика», «Бизнес-информатика», «Юриспруденция»[7]. Все эти специальности можно освоить в том числе и с применением дистанционных технологий, что успешно демонстрируют московские вузы, в частности университет «Синергия», Московский институт предпринимательства и права (МИПП), Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича (МГИИТ), Московский гуманитарный институт (МГИ), Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ) и еще более 30 вузов.
В какой же форме реализуется дистанционное обучение и как оно связано с заочным или очным образованием?
Формы дистанционного обучения
Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании» обучение в образовательных организациях осуществляется в одной из трех форм: очной, заочной или очно-заочной. Каждая из этих форм предполагает использование дистанционных образовательных технологий, поэтому сопоставлять заочное и дистанционное обучение в корне неверно. Дистанционные технологии позволяют реализовывать инновационные методы во всех формах обучения, что делает их незаменимым помощником в любой образовательной программе.
Существует огромное множество форматов дистанционного обучения. Наиболее распространенные из них — это чат-занятия, веб-занятия, онлайн-конференции, однако на этих трех видах перечень не заканчивается. Например, компания Active Learning предлагает целую Энциклопедию форматов онлайн-обучения. В ней указано 22 наиболее эффективных формата[8]. Перечислим для примера первые десять из них:
- диалоговый тренажер;
- массовые открытые онлайн-курсы;
- видео-лекция;
- обучающая игра;
- бизнес-симуляция;
- подкастинг;
- интерактивный кейс;
- анимированная инфографика;
- скрайбинг;
- слайдовый курс.
Все указанные форматы эффективно совмещают звуковой, видео- и графический формат для максимального вовлечения учащегося в осваиваемый материал. С помощью игровой или диалоговой основы реализуются как учебные и лабораторные, так и практические занятия. В рамках занятий, помимо объяснения материала, предусмотрен текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. При этом сохранение сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации и личных документах обучающихся на бумажном носителе является обязательным.
Благодаря инновационным форматам дистанционное обучение имеет множество преимуществ, которые мы рассмотрим более подробно.
Преимущества и возможности дистанционного обучения
Несмотря на то, что дистанционного образования как такового не существует (есть только дистанционное обучение), говоря о дистанционном образовании, слушатели чаще всего подразумевают дистанционные курсы. Последние активно предлагаются в рамках программ колледжа, первого и второго высшего образования, магистратуры, аспирантуры, бизнес- и дополнительного образования. Популярность дистанционного обучения обусловлена широкими возможностями обучающихся:
- освоением образовательных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
- получением диплома, который принимается любым учебным заведением высшего звена, а также внутренними и иностранными работодателями;
- использованием консультаций, советов, оценок удаленного (территориально) эксперта (преподавателя) с обратной связью.
Из этих возможностей следуют преимущества, которые позволяют считать дистанционное обучение выгодным как для школьников и студентов, так и для состоявшихся специалистов определенного профиля. К основным преимуществам дистанционного обучения следует отнести:
- возможность обучаться практически в любое время и в любом месте;
- сокращение затрат на обучение (дистанционное обучение дешевле для потребителя услуг, поскольку организатор не несет расходов на аренду помещения и его обслуживание, как у преподавателей, так и у слушателей отсутствуют транспортные расходы);
- сокращение временных затрат на обучение (сбор, время на дорогу и так далее);
- право самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
- возможность выбирать интенсивность обучения и уровень загруженности в конкретный момент времени;
- отсутствие ограничения даты поступления в учебное учреждение.
Дистанционное обучение — это современная актуальная форма получения знаний в условиях высокого уровня развития информационных технологий. Она позволяет освоить практически любой курс в оптимальном для слушателя режиме без ущерба качеству образования.