Что делать, если вашу корпоративную почту взломали?
Не все понимают, что рабочая электронная почта может интересовать киберпреступников. Но она действительно представляет интерес, ведь корпоративная почта дает доступ к персональным данным, позволяет рассылать спам и фишинговые письма контактам жертвы, а также открывает вход к другим рабочим учетным записям. Мы расскажем, что делать, если вашу электронную почту взломали.
В теневом интернете продается не меньше 20 млрд пар паролей и логинов, поэтому шанс на взлом электронной почты множества пользователей у мошенников высок[1]
. Если верить статистике, в России каждый адрес электронной почты подвергался взлому в среднем 15 раз[2] .Как понять, что рабочую электронную почту взломали?
Любое действие оставляет следы, поэтому контроль электронной почты позволит установить, была ли она взломана. Тревожный сигнал, если при каждой попытке входа в почту вас будут просить авторизоваться. Или если вы вообще не сможете войти в почту. Если вы все-таки вошли в аккаунт, нужно проверить историю последних действий — когда и с каких IP-адресов в него заходили. О попытке взлома электронной почты также могут свидетельствовать уведомления о смене пароля или подозрительные письма со сторонних сервисов.
Алгоритм действий при взломе корпоративной почты
- Нужно сообщить о случившемся в службу безопасности или IT-отдел — в каждой компании есть специалисты, в задачи которых входит отслеживание активности злоумышленников и обеспечение нормальной работы сотрудников. Дальше они все сделают сами либо дадут пользователю четкие инструкции, как действовать в сложившейся ситуации.
- Обязательный пункт при взломе корпоративной почты — запуск полной антивирусной проверки. Сделать это нужно как можно быстрее. Это позволит очистить систему от всех вредоносных программ. Без этого шага все остальное бесполезно.
- Следующий этап — смена пароля для входа в почтовый ящик, а также для связанных учетных записей. В первую очередь нужно обновить доступ на сервисы, использующиеся для платежей. Важно, чтобы пароли абсолютно отличались от предыдущих и были уникальными для каждого сервиса. Параллельно нужно изменить контрольные вопросы — в идеале ответы на них лучше делать нелогичными.
- Поскольку неизвестно, что успели сделать злоумышленники, получившие доступ к вашей электронной почте, нужно отправить письма-предупреждения своим коллегам и рабочим контактам вне компании. Сообщение о произошедшем подготовит ваших знакомых к возможному получению фишинговых писем с вашего адреса и убережет от действий преступников.
Мы рассказали, что делать, если взломали электронную почту, но лучше вообще не допускать подобных ситуаций. Как минимум, использовать сложные пароли, не работать в незащищенных сетях и стараться не попасть в те 34% получателей фишинговых писем, которые на них реагируют[3]
. И, конечно, пользоваться надежными антивирусными программами и решениями для защиты, ведь большинство протоколов электронной почты были разработаны десятки лет назад и преступники умеют их обходить[4] .