Аккредитация филиала иностранной компании в России: особенности, этапы и сроки

Аккредитация представительства иностранной фирмы в России — обязательный этап для начала бизнеса в нашем государстве. Но еще недавно для каждой десятой зарубежной компании этот шаг завершался провалом — в аккредитации ей отказывали. А каждой пятой организации для успешной регистрации требовалось более одной попытки.

Сегодня ситуация изменилась: принят ряд мер по улучшению инвестиционного климата и максимальному упрощению процедуры аккредитации. Вместе с тем она по-прежнему весьма специфична.

Как происходит процедура аккредитации иностранного бизнеса на территории РФ и по каким причинам компании-нерезиденту могут отказать в этом виде регистрации? Об этом читайте в нашем обзоре.

Общие положения в части регистрации представительств иностранных компаний

Понятие аккредитации закреплено в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года №412-ФЗ. Результатом этой процедуры является выдача свидетельства компетентности лица в его сфере деятельности.

Юридические лица, зарегистрированные в иных государствах, могут получить аккредитацию, если страна их происхождения является стороной международного договора о взаимной аккредитации с Российской Федерацией. Цель аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний в системе аккредитации — обеспечить взаимное признание результатов национальной оценки государствами-участниками торговых отношений.

К сведению
Отличительные признаки филиалов и представительств иностранных юридических лиц закреплены в статье 55 Гражданского кодекса РФ. Представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его постоянной деятельности. Оно представляет интересы организации на территории иностранного государства. Филиал же — это подразделение, расположенное таким же образом, однако осуществляющее не только представительские, но и иные функции компании: хозяйственные, организационно-распорядительные и так далее.

С точки зрения системы налогообложения объем функций подразделения иностранной организации имеет существенное значение. Именно он определяет порядок и особенности отчисления налогов и обязательных платежей. Так, статья 306 Налогового кодекса РФ выделяет иностранные организации, создающие постоянное представительство и не имеющие такового.

Постоянное представительство — это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или иное подразделение, через которое юридическое лицо постоянно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России.

По общему правилу, аккредитация таких подразделений осуществляется в ФНС России. Об этом свидетельствует Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2014 года №1372.

Иной порядок аккредитации предусмотрен для:

  • представительств иностранной кредитной организации[1];
  • представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации[2].

Нормативно-правовую базу по аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц составляют законы и подзаконные акты государственных органов, уполномоченных на осуществление этой процедуры. Основополагающим является Федеральный закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Более детальное представление о процедуре дают:

  • приказ ФНС России от 26 декабря 2014 года №ММВ-7-14/680@ «Об утверждении порядка аккредитации...»;
  • положение Центрального банка Российской Федерации от 22 апреля 2015 года №467-П «О порядке аккредитации Банком России представительства иностранной кредитной организации…»[3];
  • приказ Минтранса России от 6 февраля 2013 года №25 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аккредитации представительств иностранных организаций…».

Этапы аккредитации филиала иностранной компании

Процедура аккредитации представительства или филиала иностранного юридического лица представляет собой последовательность этапов. Наиболее существенные из них следующие:

  • оформление заявления и сопутствующих документов;
  • оплата государственной пошлины;
  • подача документов в установленном порядке;
  • рассмотрение вопроса налоговым органом;
  • принятие решения об аккредитации;
  • получение подтверждающих аккредитацию документов.

Рассмотрим указанные этапы по порядку.

Подача заявления

Процедура аккредитации начинается с подачи заявления в уполномоченный налоговый орган. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 26 декабря 2014 года №ММВ-7-14/681@. В этом документе отражается информация:

  • об иностранном юридическом лице;
  • о видах экономической деятельности компании;
  • о филиале, представительстве организации в России;
  • о банке, обслуживающем счета компании за рубежом;
  • о руководителе филиала/представительства;
  • об иностранных гражданах-сотрудниках компании;
  • о заявителе.

Заявление может быть подано лично или через представителя непосредственно в уполномоченный орган (сегодня это Межрайонная инспекция ФНС России №47 по городу Москве) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в течение 12 месяцев с момента принятия решения об открытии филиала.

Подача документов

Вместе с заявлением подаются:

  • учредительные документы иностранного юридического лица;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юрлица;
  • документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
  • решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
  • положение об иностранном филиале, представительстве;
  • доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • опись представленных документов (в двух экземплярах).

Согласно установленному порядку, указанные документы должны быть представлены на русском языке. Допускается подача копий, заверенных нотариально.

Если документы выданы или удостоверены компетентными органами иностранного государства, то перед предоставлением в орган по аккредитации они подлежат консульской легализации или апостилированию.

Документы, содержащие несколько листов, должны быть предварительно прошиты и пронумерованы. Не допускаются подчистки и исправления.

В случае если заявления и документы отправлены по почте, второй экземпляр описи направляется почтовым отправлением заявителю.

Что касается сроков изготовления указанных документов, то позиция ФНС России по этому поводу изложена в письме от 14 августа 2015 года №ГД-4-14/14339@.

Это важно!
ФНС разъяснила, что 12-месячный срок подачи документов для процедуры аккредитации начинается не с момента составления учредительных документов, а с момента заверения их в установленном законом порядке.

Оплата государственной пошлины

За аккредитацию филиалов и представительств иностранных организаций уплачивается государственная пошлина — 120 000 рублей (пункт 5 статьи 333.33 НК РФ). Кроме этого, установлен сбор за получение сведений из реестра аккредитованных филиалов и представительств. Он составляет 200 рублей.

Рассмотрение документов налоговым органом и принятие решения об аккредитации

Происходит в течение 25 рабочих дней со дня получения документов. В результате процедуры рассмотрения может быть принято решение об аккредитации филиала, представительства или об отказе в этом. В первом случае сведения об аккредитации вносятся в реестр, и в течение пяти рабочих дней заявителю выдаются на руки или посылаются почтовым отправлением следующие документы в бумажной форме:

  • свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр.

Как свидетельствует статистика[4], процент отказов в предоставлении аккредитации достаточно высокий. При этом, как утверждают практики[5], он вырос после получения ФНС полномочия на осуществление данной процедуры. Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 года №160-ФЗ, отказ в аккредитации возможен, если:

  • Не представлены необходимые документы.
  • Документы поданы с нарушением срока, формы, формата или требований к их оформлению.
  • Государственным органом установлено, что в представленных учредительных или других документах иностранного юридического лица содержится недостоверная информация.
  • Цели создания либо открытия филиала, представительства противоречат Конституции, международным договорам, законодательству Российской Федерации.
  • Цели создания либо открытия филиала, представительства создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальным интересам Российской Федерации.
  • Филиалом, представительством иностранного юридического лица, сведения о котором внесены в реестр, было совершено грубое нарушение законодательства.

Самым распространенным поводом для отказа, как утверждают специалисты, является второй[6]. Под несоответствием требованиям к оформлению документов ФНС подразумевает любые формальные отступления от установленного порядка. При этом государственная пошлина и поданные документы не возвращаются, а значит, будут необходимы дополнительные затраты на их повторное оформление.

Сопутствующие аккредитации процедуры

Помимо описанных выше основных этапов аккредитации, представитель иностранной компании проходит иные сопутствующие процедуры. В силу специфики организации ведения бизнеса в Российской Федерации они также важны. Речь идет, например:

  • об утверждении эскиза печати представительства иностранного юридического лица и об ее изготовлении;
  • о получении письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности;
  • о постановке на учет в Пенсионном фонде России и Фонде социального страхования РФ.

Сегодня вопрос об использовании в хозяйственной деятельности печати решается организацией в индивидуальном порядке[7]. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества самостоятельно определяют, будут ли они работать с печатью. Вместе с этим судебная практика свидетельствует о том, что наличие в уставе сведений о печати обязывает общество использовать ее в своей деятельности[8]. Эскиз печати утверждается приказом руководителя компании при условии, что в уставе говорится о ее существовании. Изготовлением печати занимаются коммерческие организации, которые, как правило, для выполнения работы требуют копии учредительных документов заказчика.

На заметку
Информацию об аккредитации филиала или представительства иностранной компании можно получить онлайн на сайте ФНС России[9] по государственному номеру записи, ИНН/КПП или по наименованию филиала либо представительства.

Несмотря на существование Регламента от 16 марта 2006 года №б/н, который определяет порядок автоматического обмена информацией между Межрайонной инспекцией ФНС России №46 по городу Москве и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по городу Москве, получение информационного письма с присвоенными кодами видов экономической деятельности остается отдельной процедурой. Это связано с тем, что сведения, полученные из регистрирующего органа, вносятся в Статрегистр Росстата с квартальной задержкой. Чтобы до этого момента получить данный документ на руки, необходимо обратиться в уполномоченный орган со следующими документами:

  • свидетельством об аккредитации;
  • распорядительным документом о создании филиала, представительства;
  • положением о филиале, утвержденным иностранным юридическим лицом;
  • распорядительным документом о назначении главы представительства;
  • договором аренды помещения.

Документы подаются в виде копий, прием их осуществляется по предварительной записи[10].

Что касается постановки на учет филиала или представительства иностранного юридического лица как работодателя в соответствующих фондах, то сегодня это отдельной процедурой не считается.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года №1092, Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования должны направить по указанному заявителем адресу свидетельство о регистрации в течение пяти дней после внесения записи о регистрации организации. Если же документы вовремя не получены, необходимо обращаться в фонды по месту регистрации.

Как утверждают практики, аккредитация представительств юридического лица в России до настоящего момента детально не урегулирована. Несмотря на кажущееся обилие нормативов, в процессе прохождения этой процедуры организации сталкиваются с отсутствием соответствующей правовой базы, с невозможностью адаптировать иностранные документы к требованиям государственных органов России, отсутствием консультационной поддержки со стороны данных органов, а также с дороговизной и длительностью самого процесса аккредитации[11].

документы

Обратившись в юридическую фирму, можно получить консультационную поддержку, а также полное сопровождение во время процедуры аккредитации до момента получения всех подтверждающих документов.

Куда можно обратиться?
документ

Содействие юридической фирмы при прохождении процедуры аккредитации способно снизить риск отказа.

Где могут помочь?
время

Процедура аккредитации в регистрирующем органе занимает 25 рабочих дней. Ошибки и недочеты в предоставленных документах могут привести к отказу в аккредитации.

Помощь в подготовке пакета документов...

Мнение редакции

Вре­мен­ные, мо­раль­ные и фи­нан­со­вые из­держ­ки, ко­то­рые мо­гут воз­ник­нуть при са­мос­то­я­тель­ном оформ­ле­нии пред­ста­ви­тельст­ва, де­ла­ют про­цесс ак­к­ре­ди­та­ции до­ста­точ­но за­трат­ной про­це­ду­рой. В этом кон­тек­с­те при­вле­че­ние внеш­них юри­ди­чес­ких кон­суль­тан­тов и по­ру­че­ние им оформ­ле­ния фи­ли­а­ла мож­но на­звать ра­ци­о­наль­ным и да­же рен­та­бель­ным.